Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:22, реферат
В данной работе речь пойдёт о соотношении таких двух понятий как мораль и политика. Актуальным для исследования этих двух категорий является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Эта работа даёт обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, психофизиологическими особенностями индивида, особенностями социального положения и многими другими факторами.
1. Введение 3
2. Мораль и политика: основные концепции 4
3. Взаимодействие морального и политического сознания 7
4. Роль государства в становлении и функционировании морали 10
5. Общее в политике и морали 13
6. Различия и разногласия 12
7. Заключение 18
8. Список использованных источников 20
Действуя в одном и том же обществе, моральное и политическое сознание неизбежно взаимодействуют, каждое по-своему обеспечивая стабильность общества, отвечая на разнообразные духовные потребности человеческой личности.
Роль государства
в становлении и
С одной стороны, как отмечалось, именно моральное сознание задает для политики предельные ориентиры. Но с другой стороны, становление и развитие нравственности происходит в обществе, и государство, так или иначе, оказывает воздействие на этот процесс. Хотя широко распространено мнение, что государственные мужи не очень обременяют себя нравственными переживаниями или, говоря словами Вебера, "гений или демон политики живет во внутреннем напряжении с Богом любви[2]", все же следует признать, что государство, несмотря на субъективные намерения тех или иных политиков, объективно способствовало развитию морали. Неслучайно некоторые мыслители (например, Платон, Гегель и др.) весьма позитивно оценивали роль государства в нравственной жизни общества.
Позитивная роль государства просматривается уже на самых ранних ступенях его развития. Хотя первые политические союзы племен являлись продуктом не столько договора, сколько насилия, все же элемент договора присутствовал в отношениях между победителями и побежденными. А договор всегда содержит в себе нравственный компонент: он включает в себя определенное доверие, взаимоуважение. Государственная организация способствовала возрастанию власти человеческого духа над стихийными силами природы. Именно государство организовывало масштабное строительство, оно прокладывало дороги, каналы. В этих, говоря словами Вл. Соловьева, "египетских работах" вырабатывалась строжайшая дисциплина, трудолюбие, твердость духа, зачатки человеческой солидарности, т.е., можно сказать, первые высокие нравственные качества. Как отмечал Вл. Соловьев, этот тяжкий труд обеспечивался не только грубым насилием, но и верой народных масс в божественность власти, что было, конечно же, историческим приобретением культуры, победой духовного начала над плотским[3]. Обожествление фараона, царя приводило к тому, что труд в определенной мере превращался в религиозно-нравственную обязанность, наполнялся особым духовным смыслом, что в известной мере выводило человека из состояния простой рабочей скотины.
Государство, наводя определенный порядок в обществе, развивая материальное производство, экономику, создавало тем самым внешние, но обязательные условия для совершенствования нравственной жизни. Хаос в обществе приводит к подавлению нравственного начала. С появлением государства возникает и право, которое нередко обоснованно называют "минимумом нравственности". Именно государство искоренило, в конечном счете, такие свирепые обычаи родового строя, как кровная месть, человеческие жертвоприношения, упорядочило отношения между полами.
Нельзя не отметить и того,
что нравственная жизнь для своего
совершенствования требует
Особенно велика роль государства в обуздании крайних проявлений зла. Именно государственные органы охраняют граждан от посягательств правонарушителей, удерживает людей от крайних проявлений взаимных обид, ограничивает истребительное столкновение частных интересов.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что в реализации нравственных ценностей также велика роль государства. «Отдельный человек, — писал Вл. Соловьев, - может помочь десятку, от силы — сотне человек. Осуществить же помощь для миллионов бедных, сирых способно только государство. Именно оно выводит моральное сознание из состояния созерцательности. Именно государство практически реализует права и свободы для миллионов».
Общее в политике и морали
Являясь сферой социального
выбора групп, индивидов,
1. Мораль и политика
относятся к наиболее ранним
социальным регуляторам
2. Мораль и политика
– это нормативные регуляторы
жизнедеятельности индивидов.
Различия и разногласия
Политика и мораль
различаются способом
1. Сфера нравственных
отношений – это в основном
взаимосвязь между отдельными
личностями, требованиями к индивиду
со стороны общества в целом,
отдельных групп, согласование
личного интереса с
Политико-правовым нормам
люди следуют добровольно лишь
в зрелом гражданском обществе,
понимая их справедливость. Однако
для их соблюдения государство
вправе применять средства
2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы – правила поведения членов организации и т.д.
Нет универсальной
модели связи, разграничений и
противоречий морали и
Англии и Франции.
Иная модель формируется
И. Кантом. Для искателя вечного
мира высшей ценностью была
стабильность. Поэтому безнравственным
виделся любой революционный
характер захвата власти. Но подчиняться
следовало любой власти, даже
той, которая завоевана
Свое влияние на
политику оказывает и мораль
буддизма. В ее основе лежит
идея ненасилия. В 20 веке философия
ненасилия проникает в
3. Мораль и политика
различаются механизмом
Мораль является
Однако высокий уровень
мотивации политического
Следовательно, несмотря
на известные различия, политика
и мораль дополняют и
Попытка осчастливить
все человечество вылилась в
трагедию целых народов,
Вторая крайность выражается
в слиянии политики и морали.
Ориентируясь на вечные
Особенность связи
и противоречия политики и
морали определяется также
В обществе со сложившимися нравами, стабильной системой властеотношений перманентных противоречий между моралью и политикой нет или их немного. Могут возникать конфликты. Но громкие скандалы, разоблачающие нравы правящей элиты, выглядят только как противоречия между деятельностью конкретного политика и нормами морали. В целом же нормальным состоянием сложившегося общества является терпимость политики и морали друг к другу.
Устанавливается единая
система регулирования – общая
согласованная сфера
Государственная политика
модернизирующегося общества, как
правило, имеет дело не с
одной моралью: люди
Некоторые противоречия
политики и морали исчезают
или теряют остроту. Так,