Мораль и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Изучение политики служит не только абстрактно – познавательной задаче – получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи – приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Насколько это возможно? Что это такое – «очеловечивание» политики?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Мораль и политика: основные концепции………………………………….4
2. Политика и мораль: общее и специфическое……………………………….7
2.1. Функциональная общность политики и морали………………………….7
2.2. Различия между политикой и моралью……………………………………10
3. Возможна ли нравственная политика?............................................................12
3.1. Основные воззрения на взаимоотношение нравственности и политики. Морализаторский подход……………………………………………………….12
3.2. Политика вне морали……………………………………………………….13
3.3 Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этике убеждений М. Вебера………………………………14
3.4. Институциализация нравственных требований…………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

готов.docx

— 35.30 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

Юридический факультет

политология

 

Контрольная работа

На тему: «Мораль и политика».

 

 

 

 

                                                     Выполнила:

                                                           Студентка 1 курса

                                                              Заочного отделения

                                                                          Юридического факультета                                   

Курганова Юлия Викторовна

 

                                  Проверил:

                                                 Сирота Н.М.

                                                        д.п.н. профессор 

 

 

 

 

 

 

Кингисепп

2009г.

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Мораль и политика: основные концепции………………………………….4

2. Политика и мораль: общее и специфическое……………………………….7

2.1. Функциональная общность политики и морали………………………….7

2.2. Различия между политикой и моралью……………………………………10

3. Возможна ли нравственная политика?............................................................12

3.1. Основные воззрения на взаимоотношение нравственности и политики. Морализаторский подход……………………………………………………….12

3.2. Политика вне морали……………………………………………………….13

3.3 Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этике убеждений М. Вебера………………………………14

3.4. Институциализация нравственных требований…………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Изучение политики  служит не только абстрактно  – познавательной задаче –  получению адекватных знаний  об этой сфере, обеспечению  понимания сути политических  процессов, расширению интеллектуального  кругозора личности. В современном  демократическом обществе оно  подчинено также решению более  грандиозной, надперсональной задачи  – приданию политике гуманистической  ориентации, использованию ее в  интересах личности, общества и  всего человечества. Насколько это  возможно? Что это такое – «очеловечивание»  политики?

 

Что же такое Мораль?

   Мораль – это особая специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов.

 

Что же такое Политика?

   Политика – это сфера отношений между людьми, возникающих по поводу организации и функционирования власти в обществе.

 

 

 

 

 

 

1. Мораль и политика: основные концепции

 

 

   Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:

   1. Концепция «параллельных миров». Образно говоря, мораль и политика находятся в параллельных мирах, орбиты которых никогда не пересекаются. Они принципиально независимы и непреодолимо отстранены друг от друга. Их нельзя приблизить друг к другу, как нельзя соединить огонь и воду. Эта теория в своём основании имеет правильную мысль о том, что рассматриваемые формы общественного сознания имеют специфические принципы возникновения и функционирования, не сводимые друг к другу. (Но и из верной мысли можно делать неадекватные выводы). Политика непосредственно выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы социальных общностей; она конфликтна, полемически заострена и если и достигает консенсуса, то опять же ради собственных интересов. Мораль – бескорыстна, как бескорыстно её высшее проявление – христианская любовь. Мораль устремлена ввысь, к общечеловеческим идеалам и выражает не приватные, корпоративные интересы, а человеческую истину жизни, истину, соответствующую природе и сущности человека.

   Признание несовместимости морали и политики находит выражение в двух противоположных мировоззренческих парадигмах – политическом морализировании (оценке общественных явлений основанной не на объективных закономерностях и реальных фактах, а на абстрактных идеалах и несбыточных прожектах) и аморальном политиканстве (игнорировании нравственного смысла, справедливости, гуманности в политике, эгоистическое и жёсткое преследование собственных целей, с использованием обмана, лицемерия, демагогии и т. п.).

    2. Концепция «кентавра» - отождествление и слияние двух разнородных субстанций – нравственной и политической. Сращивание политики и морали и образование морально-политического монстра. Этот феномен получил отражение в туманных, неопределённых, невнятных терминах «морально-политическое состояние», «морально-политический фактор» и т. п.

   История этой концепции имеет древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле – государство, только оно устанавливает справедливость между людьми, даёт им представление о добре и зле. Примечательно, что придание древнегреческим философом государству статуса морального Абсолюта, высшей нравственной силы и непререкаемого духовного авторитета послужили причиной создания, по существу, первой в истории модели тоталитарного государства, в котором всё, в том числе и личная жизнь граждан, подчинены государству, ради него Платон считает необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривает государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.

   Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.

    3. Концепция «взаимодействия двух миров» - морали и политики. Взаимодействие морали и политики, как и взаимодействие любых систем, осуществляется в двух формах – взаимообусловленности и взаимопроникновении.

    А. Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направленности определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.

    В свою очередь политика создаёт в обществе определённый морально-психологический климат, который может способствовать укреплению идеалов справедливости и добра, социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дня, или, напротив, разрушать человеческие ценности, надежды, сеять страх и терроризировать сознание людей криминалом, коррупцией и мафией.

    Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.

    Другой процесс взаимопроникновения морали и политики связан с тем, что нравственные ценности, представления о справедливости, добре и зле, так или иначе, просачиваются в сферу политики, корректируя её программы, стратегию и тактику, соизмеряя их с гуманистическими критериями, с нравственными представлениями и чувствами людей. Это придаёт политике нравственный смысл, делает её близкой и понятной человеку.

 

  1. Политика и мораль: общее и специфическое.

 

    1. Функциональная общность политики и морали.

   Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека – с одной стороны, и его коллективной природой, «обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком вне общества – со другой стороны.

   Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у индивида целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему человеческому роду. Таких искушений у человека достаточно много. Это – искушение богатством и потребительством, обретением все более многочисленных и дорогостоящих материальных благ; искушение возможностью повелевать другими людьми, порабощать их и господствовать над природой, не считаясь с ее законами; искушение похотью – гипертрофированные сексуальные потребности, опустошающие личность и вызывающие борьбу за объектами сексуальных наслаждений.

   Все эти искушения создают опасность вырождения рода человеческого и отдельных людей. Еще Аристотель осознавал это. «Без добродетели, - писал он, - человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и к пище он хуже тогда всякого животного».

   Мораль удерживает человека опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей т обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья и община. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство (а следовательно, низкий уровень конфликтности), сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

   Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные ритуально – нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства и углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества, в том числе форм взаимодействия людей, появление новых общих дел, ослабление традиционных родовых форм социального контроля – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

   Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает в следствие регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики, морали и учений о них впервые произвел лишь в конец XV – начале XVI в. Николо Макиавелли.

   Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, например, характерную для морали функцию угрызений совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.

 

2.2. Различия между политикой и моралью.

 

   Несмотря на элементы общности, политика имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих  применение власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, обычно не достигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и  другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных  социальных групп: наций, классов, слоев  и т.п. непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения – это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего материальных, личных интересов.

Многие императивы морали носят характер идеалов, но которых  в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека, который  за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил только правду или же в  соответствии с христианскими нравственными  заповедями возлюбил любого ближнего как самого себя.

Отступление от морали –  общераспространенное явление. «Кто из вас без греха, первый брось в  нее камень!» - обратился Христос  к толпе, пытавшийся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

В отличии от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и  обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой  реальные наказания.

Информация о работе Мораль и политика