Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, контрольная работа
Изучение истории правовых и политических учений имеет важнейшее значение, ибо трудно назвать в системе юридической науки другую отрасль, которая, во-первых, так органически объединяла современные и исторические проблемы правовых наук и, во-вторых, так ярко отражала значение духовного наследия прошлых эпох для современности. История правовых учений дает полное, законченное представление об узловых понятиях, положениях и категориях юридической науки.
Введение 2
1. Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона 3
1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона 5
1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона 7
2. Роль граждан в «Добродетельной республике» 10
3. Политическое образование как императив республиканизма
Т. Джефферсона 13
4. Развитие и преемственность во взглядах Джефферсона 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Содержание
Введение 2
1. Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона 3
1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона 5
1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона 7
2. Роль граждан в «Добродетельной республике» 10
3. Политическое
образование как императив республиканизма
Т. Джефферсона 13
4. Развитие и преемственность во взглядах Джефферсона 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Изучение истории правовых и политических учений имеет важнейшее значение, ибо трудно назвать в системе юридической науки другую отрасль, которая, во-первых, так органически объединяла современные и исторические проблемы правовых наук и, во-вторых, так ярко отражала значение духовного наследия прошлых эпох для современности. История правовых учений дает полное, законченное представление об узловых понятиях, положениях и категориях юридической науки. Это особого рода «культурная память» - память о политических идеях, представлениях и теориях прошлого, взятых в историческом становлении, последующем развитии и связи с современностью.
Настоятельная необходимость повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного правопорядка - эти и другие факторы обуславливают актуальность и интерес к историческим исследованиям. Познавательный потенциал истории политической мысли весьма значим в аспекте усиления внимания к проблеме политического предвидения и прогнозирования, а также в плане научной разработки глобальных проблем. История идей всегда мобилизуется для решения задач современности.
Знание реальной исторической ретроспективы в настоящее время становится необходимым моментом для выработки современных идей и теорий, концепций национальных интересов, а также для осмысления современных политических процессов, закономерностей и тенденций их развития.
Имя Томаса Джефферсона - одно из самых почитаемых среди американского народа, оно стоит в ряду выдающихся деятелей мировой истории. Его жизнь и деятельность оставила глубокий след в памяти человечества.
Последовательным борцом за независимость страны от метрополии, за демократическое устройство государства, просвещение народа, естественные неотчуждаемые права человека был Томас Джефферсон (1743 - 1826). Он получил юридическое образование, изучал философию, историю и естественные науки. Успешно занимался общественной и государственной деятельностью, был членом законодательного собрания Виргинии, а позже - губернатором этого штата, государственным секретарем США, вице-президентом и дважды (1800 и 1804) избирался президентом США.
Его политико-правовые взгляды нашли отражение в целом ряде официальных документов, обширной переписке, а также в таких его произведениях, как «Общий обзор прав Британской Америки» (1774) и «Заметки о штате Виргиния» (1785). Он был автором (при участии Франклина и Адамса) знаменитой Декларации независимости США, единогласно принятой представителями всех 13 штатов 4 июля 1776 г.
В своей первой большой работе «Общий обзор прав Британской Америки» Джефферсон, резко критикуя деспотический характер английского колониального владычества, обосновывает естественное право американского народа на свободу и независимость, требует отмены (или, по крайней мере, существенного ограничения) рабства и работорговли. В этой работе Джефферсон подчеркивает, что американский народ ждет от короля не милости, а возвращения ему своих естественных прав, отобранных у него английскими властями.
Придерживаясь естественноправовых взглядов, Джефферсон особо подчеркивал определяющее значение (и для демократической организации государственной и общественной жизни, и для действующего законодательства) прирожденных и неотчуждаемых прав человека. Свое наиболее четкое и яркое выражение эта идея Джефферсона нашла в подготовленной им Декларации независимости США, где, в частности, содержатся следующие знаменательные слова: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Именно для обеспечения этих неотчуждаемых прав и «учреждены среди людей правительства, занимающие свою справедливую власть из согласия народа»1. Эта опирающаяся на идеи естественных неотчуждаемых прав человека концепция демократической государственности дополняется и подкрепляется в подходе Джефферсона принципиальным положением о праве народа на изменение государственного строя, не соответствующего своему предназначению. Если же данная форма правительства становится гибельной для целей, ради которых она учреждена (т. е. для обеспечения неотчуждаемых прав человека), то, согласно Джефферсону, «народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».2
Кроме закрепленных в Декларации независимости США естественных неотчуждаемых прав человека Джефферсон признавал и ряд других неотчуждаемых прав, к которым он, в частности, относил право собственности, право каждого человеческого сообщества на самоуправление, право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией, свободу совести и т. д.
Он выступал за отделение церкви от государства и лишение англиканской церкви статуса государственной. В этих целях Джефферсон разработал проект закона штата о религиозной свободе, принятый в 1786 г. Он активно содействовал подготовке и принятию Билля о правах 1789-1791 гг. (первых 10 поправок к Конституции США 1787 г.).
Будучи стойким приверженцем демократии, Джефферсон вместе с тем предостерегал общественность против опасностей «коррупции и тирании» правительства, против «купли голоса народа» на выборах и проч. Но он надеялся, что люди постепенно научатся для себя и общего блага успешно пользоваться своими правами и добьются разумной и справедливой формы демократического правления.
Здесь мы естественным образом подходим к собственно политическим воззрениям Джефферсона и в особенности - к его пониманию демократии. Ключевой в политической концепции Джефферсона выступает, на наш взгляд, его трактовка такого понятия, как «суверенитет народа». В понимании мыслителя это не просто юридическая формула или политико-философский принцип, а вполне реализуемый способ построения государства. Он естественным образом вытекает для Джефферсона из его отношения к людям, доверия к их разуму, опыту, моральному чувству. В то же время очень важно, что самоопределение и самоуправление народа он впервые выражает на языке прав, относя «право на самоправление» к фундаментальным, естественным правам.
Джефферсон считал, что каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле обладают правом на самоправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы. Личность осуществляет это право через свою индивидуальную волю, общность людей - через волю большинства, так как закон большинства есть естественный закон для каждого человеческого общества. Следует отметить, что здесь выражено сразу несколько важных идей: право на самоправление - естественное право, заключенное в самой природе вещей; люди и общности равны между собой в обладании этим правом; поэтому для управления общностями непреложным является «закон большинства», т.е. принятие решений по большинству голосов.
Таким образом, суверенитет народа, по его мнению, должен находить выражение и осуществление в политическом управлении. В реальном же управлении на уровне государства ведущую роль играют определенные органы власти. По убеждению Джефферсона, любая власть имеет тенденцию к узурпации, к произвольному расширению своих полномочий, к концентрации, к подавлению подвластных, к коррупции и в конечном счете - к тирании. Для противодействия этой тенденции мыслитель предусматривает целый ряд мер. Во-первых, это разделение властей на общегосударственном уровне, которое должно эффективно препятствовать концентрации власти.
Во-вторых, для предотвращения «порчи» в правительственных кругах за ними, по мнению Джефферсона, нужен постоянный и неусыпный контроль со стороны народа. Мыслитель полагал, что там, где граждане не имеют права контролировать правительство, общество превращается в «стадо овец, управляемое волками». По мнению Джефферсона ни одно правительство не может оставаться хорошим иначе, чем находясь под контролем народа. При этом особое значение Джефферсон придавал контролю за расходованием бюджетных средств.
В-третьих, в случае неэффективности иных мер, за народом всегда остается, по убеждению Джефферсона, право на восстание против тиранической власти. Особенностью взгляда Джефферсона на этот вопрос в ранний период его творчества по сравнению со взглядом, например, Дж.Локка было убеждение не только в правомерности, но и в благотворности таких периодически повторяющихся «небольших» восстаний. По мнению Джефферсона, никакая страна не может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления.
В-четвертых, средством против «порчи» во властных структурах должны были стать, по мнению Джефферсона, регулярные выборы. Уже в последние годы жизни, характеризуя свои главные настроения и мысли времен американской революции, он писал, что сторонники демократической организации американского государства были убеждены: там, где кончаются ежегодные выборы, начинается тирания. Регулярно проводимым и честным выборам Джефферсон придавал особое значение, выдвигая их даже в качестве одного из главных критериев республиканского характера современного политического строя.
При этом Джефферсон последовательно выступал за отмену различных избирательных цензов с тем, чтобы в выборах могли участвовать все взрослые свободные мужчины. Кроме других аргументов в защиту расширения избирательного права он выдвигал и тот, что при столь значительном числе голосующих подкупить их всех будет очень трудно. С особой силой Джефферсон выступал против имущественного ценза.
Однако главное средство против возможных злоупотреблений властью Джефферсон, без сомнения, видел в непосредственном участии народа в политическом управлении. Вся власть в республике, по мнению Джефферсона, должна исходить от народа, формироваться из его представителей и осуществляться в его интересах. Однако эта мыслительная установка, конечно, еще не дает ответа на вопрос о том, как это может быть сделано. Одним из важнейших «камней преткновения» на пути к фактическому осуществлению подобной системы власти является, без сомнения, проблема разумного соотношения прямой и представительной демократии. Слабость прямой демократии - в фактической невозможности ее последовательного осуществления в современном большом государстве Слабость же представительной демократии - в том, что представители всегда имеют, кроме общих, свои собственные интересы и нередко следуют прежде всего им, а не тем, которые они призваны представлять.
Разумеется, Джефферсон отдавал себе отчет в том, что полноценная прямая демократия может осуществляться лишь в небольших сообществах. В то же время именно такую демократию он считал основой, на которой должна базироваться жизнь общества и государства. Поэтому он выступал за всемерное развитие местного самоуправления. Соответственно этому и сердцевину его концепции государственного строительства составило то, что в американской литературе принято называть «окружной демократией», «районной демократией» и что по существу образует развитую концепцию местного самоуправления.
Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структуре государства выделить такую единицу, как относительно самостоятельные местные округа. В ведении такого округа (который он характеризовал как «малую республику») могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, о выборах, назначение присяжных и т. п. В пределах округов Джефферсон считал возможным и полезным «правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно, по правилам, установленным большинством»3. Такое участие в политическом управлении, хотя бы в масштабах своего округа, должно было, по мысли Джефферсона, дать гражданам бесценный политический опыт, а также усилить их привязанность к независимости своей страны и ее республиканской конституции.
На общегосударственном же уровне, как он полагал, естественным продолжением «окружной» должна служить представительная демократия. В концепции Джефферсона не только разделение властей на федеральном уровне, но и «окружные республики», «республики графств и штатов» должны были составить систему сдержек и противовесов, которая не позволяла бы центральной власти выродиться в тиранию. В целом система управления государством в единстве ее различных уровней виделась Джефферсону следующим образом: «1) Общая федеральная республика для всех вопросов, относящихся к внешней и федеральной политике; 2) республика штата, относящаяся исключительно к нашим гражданам; 3) окружные республики, занятые делами и интересами округа; и 4) районные республики для мелких, но в то же время важных местных вопросов. ...И все это, вместе взятое, - полагал он, - прочно объединяется благодаря тому, что каждому гражданину лично поручается часть управления народными делами»4. Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополнялась на уровне федеральном представительной демократией, построенной в соответствии с такими революционными для того времени правилами, как регулярные выборы законодательных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, равное представительство граждан в законодательных учреждениях, избрание представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов, гласность и контроль народа над властью всех уровней, включая вопросы расходования государственных средств. Смысл комплекса мер по формированию такой системы государственного управления Джефферсон характеризовал как «придание нашей конституции республиканского характера».