Политические взгляды Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

История политических учений занимает важное место не только в политологии, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни.

Файлы: 1 файл

Политические взгляды Платона и Аристотеля.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет 

Факультет Транспортных Коммуникаций 
 
 
 
 

Реферат по политологии

на тему «Политические взгляды Платона и Аристотеля» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.114619

                                                                                        Куровская Ольга

                                                            Проверил: Захаров Ю.В.  
 
 
 

Минск 2010

Введение

         История политических учений  занимает  важное  место  не  только  в политологии, но и  в системе общественных наук  в  целом,  ибо  в  политических  учениях  находят свое выражение  социально-экономические  интересы  различных классов и социальных  групп. Помимо этого, история  политических учений — это  колоссальный  опыт, без  которого  не  может  решаться  ни  один   важный   вопрос   современной  политической  жизни. 

         Политические  знания  в  античности  существовали   в   философско-этической  форме, поскольку все философы  Древней Греции в той или   иной  мере касались вопросов  власти, управления государством. Однако  наиболее существенный вклад  в  развитие  политической  мысли внесли древнегреческие  философы Платон (427 —347 до н.  э.), автор  работ “Государство”  и  “Законы”,  а  также   его  ученик  Аристотель (384-322 гг. до н. э.),  написавший знаменитый трактат “Политика”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании.

    Платон происходил  из  семьи  афинской землевладельческой знати, получил хорошее образование, много  путешествовал, затем создал свою  философскую  школу  в  Афинах,  с  которой  были  связаны последние 20 лет его жизни. Платона считают “отцом” политической науки.  Его воззрения существенно менялись  на  протяжении  его  долгой  жизни.  Если  в ранних его  работах  “Апология  Сократа”,  “Протагор”,  “Критон”  доминируют взгляды и метод Сократа — рационализм, то в  более  поздних  — “Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, Законы”  прослеживаются  религиозно- мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его  теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Мир идей – это истинное  бытие,  вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира,   мир явлений — это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››.  Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. По мнению Платона, лишь идеи истинны, так как не отвечают своей сущности.

   Много внимания Платон уделяет  вопросу ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет  собой определённую упорядоченную  систему объективного идеализма.  Можно выявить следующую классификацию  идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи››  высших ценностей - ‹‹идеи››  блага, истины, прекрасного и справедливого.  Во-вторых, ‹‹идеи›› физических  явлений и процессов: огонь,  покой, движение, цвет, звук и т.  д. В третьих, ‹‹идеи›› существуют  и для отдельных разрядов существ,  таких как животное и человек.  В четвёртых, иногда Платон  допускает существование ‹‹идей››  для предметов, производимых человеком.  В пятых, большое значение в  платоновской теории ‹‹идей››  имели ‹‹идеи отношений››. Самая  высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. ‹‹Идея блага – вот самое важное знание, - писал Платон в ‹‹Государстве››, - через него становятся пригодным и полезными справедливость и всё остальное››.

   Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.

   Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения – искажения в реальном мире вещей.

   По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной

основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти  сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и страстным. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект  идеального государства предусматривает  введение для стражей общности жён  и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках. Также для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

   Отрицая индивидуальную семью  у правителей и стражей, Платон  надеется превратить их всех  в членов единой правящей семьи.  Решение же вопросов брака,  быта, собственности, да и всей  жизни людей  третьего сословия  он оставляет на долю властей  идеального государства. Кроме  того, в проекте совершенного  строя отсутствует сословие рабов.

   Признавая свободу членов всех  трёх сословий, Платон постоянно  подчёркивает, что целью проектируемого  государства является благо целого, всех сословий.

   Для Платона идеальный строй – тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. Целью государства, которое Платон считал идеальным, является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни.

   Самое совершенное по своему  строю  и  оттого  благое   государство, по мнению Платона, обладает четырьмя  главными  доблестями:  1)  мудростью,  2)  мужеством,  3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.

   Под “мудростью” Платон понимает высшее знание или  способность дать добрый совет о государстве в целом, —  о способе направления его  внутренних дел  и руководстве им в  его  внешних  отношениях.  “Мудрость”  —  доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а весьма немногим —  философам,  — и есть, ближайшим образом, не  столько  даже  специальность  по  руководству государством, сколько созерцание занебесной области   вечных  и  совершенных “идей” — доблесть, в основе своей нравственная. Только философы должны быть правителями, и только  при  правителях-философах   государство   будет   благоденствовать    и   не   будет   знать существующего в настоящее время зла. “Пока в городах, — говорит Платон,—  не будут  либо  царствовать  философы,  либо   искренно   и   удовлетворительно философствовать нынешние цари и  властители,  пока  государственная  сила  и философия не совпадут в одно…  до  тех  пор  ни  для  государств,  ни  даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”. Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого.

   Вторая доблесть, которой обладает наилучшее  по  своему  устройству

государство, —  “мужество”.  Оно,  так  же  как  и  “мудрость”,  свойственно

небольшому  кругу лиц, хотя в сравнении с  мудрыми  этих  лиц  больше.  Платон разъясняет, что   достаточно,  чтобы  в  государстве  существовала  хотя  бы некоторая часть  граждан,   обладающих  способностью  постоянно   хранить  в себе правильное  и согласное с законом мнение о том, что страшно и что  нет.

   В  отличие  от  “мудрости”  и  от   “мужества”,   третья   доблесть

совершенного  государства, или “сдерживающая  мера”,  есть  качество  уже  не особого или  отдельного  класса,  а  доблесть,   принадлежащая  всем  членам наилучшего государства. Там, где она налицо,  все  члены  общества  признают принятый  в  совершенном   государстве    закон   и   существующее   в   нем правительство, сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая  мера”  приводит  к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

   Четвертая доблесть совершенного государства — “справедливость”.  Ее

наличие  в  государстве  подготовляется   “сдерживающей  мерой”.   Благодаря справедливости каждый разряд  в  государстве  и  всякий  отдельный  человек, одаренный известной способностью, получает для  исполнения  и  осуществления свое особое дело.

   Таким образом, Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

   Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.

   Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), олигархия, демократия. Самым правильным и разумным он считает царский строй. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Олигархия, например, -  это власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть, а демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

   В своем последнем сочинении «Закон» Платон высказывает свои взгляды, немного отличающиеся от тех, что были изложены в его работе «Государство».

   Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены.

  Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по

имущественному  цензу.

   В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда.

   В-четвертых, Платон подробно описывает в своей работе организацию

государственной власти и законы наилучшего строя. Идеальным  государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

  В  сочинении “Закон” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того

государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там

же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю

спасение  государства и все блага, какие только могут даровать

государствам  боги”.

   Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: "Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

Информация о работе Политические взгляды Платона и Аристотеля