Политические взгляды Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

История политических учений занимает важное место не только в политологии, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни.

Файлы: 1 файл

Политические взгляды Платона и Аристотеля.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

   Таким образом, Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни. 

   С именем Платона связано имя другого великого философа - ученика Платона  Аристотеля. С одними суждениями своего учителя он полностью согласен, другие суждения Платона развивает, а третьи — подвергает критике. Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию Аристотелем собственной школы Лекея. С этих пор он становится  завзятым противником  своего  учителя. Аристотель говорил, что Платон  ему  друг,  но истина для него дороже. Вся жизнь  его  состояла  в  бесконечном  стремлении найти, проанализировать, докопаться до  смысла  окружающего мира.

   Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение составляло исходный пункт его философии. Преимущество же его перед Платоном состоит в том, что он понял недостаточность учения об идеях для объяснения эмпирической действительности. Ближайшую причину этой неудачи Аристотель совершенно справедливо видит в том,  что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного мира. Эта трансенденция идей, которая в сущности ничто иное, как повторение эмпирического мира, должна быть отброшена; идеи не должны приниматься, как нечто отличное от вещей, доступных восприятию, как нечто существующее отдельно от этих вещей. Напротив того, их следует считать такой сущностью, которая находится в самих вещах их определяющим содержанием. Слабость Платона, как и его величие, заключается именно в его теории двух миров; основная же мысль Аристотеля та, что сверхчувствительный мир идей и мир явлений – тождественны.

   Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства: “Те, которые чем-то владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность”. Но Аристотель не хвалит и частную собственность, отмечая, что и при ней возникают разногласия: “…процессы по взысканию долгов, судебные дела по обвинению в лжесвидетельстве, лесть перед богатыми”, поэтому он предлагает: “…лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим”. Представляется, что эта мысль имеет методологическое значение для разрешения спора о том, какая форма собственности лучше: частная или общая (общественная). Обе формы собственности существуют уже тысячелетия и вряд ли правильно говорить о том, что какая-то из них окончательно победит другую. Кроме этих двух крайних форм собственности существует еще до десятка других форм, которые являются переходными и связующими между этими двумя крайними формами собственности.

   Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

   Человек, как существо, уже от природы предназначенное для социальной жизни, может развить свою «совершенную деятельность» только в общежитии. Естественная первоначальная форма этого общежития есть семья, наиболее совершенная – государство.

  Государственное  устройство есть такой порядок,  в котором господство исходит  от власти, законно установленной.  Поэтому ценность государства  будет зависеть от того, имеет  ли в виду господствующая власть  общую государственную цель, или  нет. Но т.к. господство может  принадлежать одному, немногим или  множеству, то и существует  шесть основных форм действительного  государственного устройства. Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: монархия (форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху), аристократия (власть лучших, форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного) и полития (Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих»). В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

   Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: тирания (монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя), олигархия (блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство), демократия (выгоды неимущих). Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию,

отклонение от политии — демократию, отклонение от демократии — охлократию. 

   В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущество — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

   При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

   Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Рабство он рассматривает с двух точек  зрения, оправдывая рабство и критикуя его: “…одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним  быть рабами и полезно и справедливо”, “…власть господина над рабом  противоестественна; лишь по закону один — раб, другой — свободный, по природе  же никакого различия нет. Поэтому и  власть господина над рабом, как  основанная на насилии, несправедлива”.

    Не согласен Аристотель с полным равноправием женщин во всех делах, что предлагал Платон: “Ведь мужчина по своей природе более… призван к руководительству, чем женщина”. Или еще: “…мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении”. Поэтому у Аристотеля нет речи об общественном и политическом равенстве мужчин и женщин.

   Аристотель открыл новую эпоху  в понимании души как предмета  психологического знания. Его источником  стали для него не физические  тела и бестелесные идеи, но  организм, где телесное и духовное  образуют нераздельную целостность.  Душа, по  Аристотелю,— это не  самостоятельная сущность, а форма,  способ организации живого тела; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но сообразовываться с будущей целью. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

   В отличие от своего учителя Аристотель выделяет не три, а пять сословий: земледельцы, ремесленники, торговцы, поденщики и военные. Нет у Аристотеля и особого сословия правителей, так как на этот счет у него были совершенно другие представления. Если Платон рисовал идеальную модель государства, которая мало в чем совпадала с реальностью тогдашней Древней Греции, то Аристотель больше исходил из конкретной жизни, и поэтому понимал, что власть мудрецов в государстве — это редчайшее исключение.

   Аристотель  был не только философом,  но и исследователем природы.  Одно время он обучал наукам  юного Александра, Македонского”  который впоследствии приказал  отправлять своему старому учителю  образцы растений и животных  из завоеванных стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   В заключение данной работы необходимо отметить, что в лице Платона и  Аристотеля  древняя греческая философия достигает своего наивысшего процветания. Это одни из самых великих мыслителей античности. Их творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Научная деятельность Платона и Аристотеля была большим вкладом практически во все тогда известные научные области.

   Влияние Платона и Аристотеля также огромно на развитие политической науки. Современная политология считает понятия, введенные ими, исходными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

  1. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.4048_1.html
  2. Платон, Аристотель Политика: Наука об управлении государством. Москва, 2003
  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998.
  4. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение.  Симферополь, 1995.
  5. А Н. Чанышев. Аристотель. Москва, 1999.

Информация о работе Политические взгляды Платона и Аристотеля