Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:59, реферат
История политических учений занимает важное место не только в политологии, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни.
Таким образом, Платон – один из
тех правдоискателей и героев мысли, которые
становятся вечными спутниками человечества
и современниками всё новых и новых эпох
и поколений людей в их непрекращающихся
поисках истины и справедливости, в неустанном
стремлении к более разумной и совершенной
жизни.
С именем Платона связано имя другого великого философа - ученика Платона Аристотеля. С одними суждениями своего учителя он полностью согласен, другие суждения Платона развивает, а третьи — подвергает критике. Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию Аристотелем собственной школы Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, докопаться до смысла окружающего мира.
Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение составляло исходный пункт его философии. Преимущество же его перед Платоном состоит в том, что он понял недостаточность учения об идеях для объяснения эмпирической действительности. Ближайшую причину этой неудачи Аристотель совершенно справедливо видит в том, что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного мира. Эта трансенденция идей, которая в сущности ничто иное, как повторение эмпирического мира, должна быть отброшена; идеи не должны приниматься, как нечто отличное от вещей, доступных восприятию, как нечто существующее отдельно от этих вещей. Напротив того, их следует считать такой сущностью, которая находится в самих вещах их определяющим содержанием. Слабость Платона, как и его величие, заключается именно в его теории двух миров; основная же мысль Аристотеля та, что сверхчувствительный мир идей и мир явлений – тождественны.
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства: “Те, которые чем-то владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность”. Но Аристотель не хвалит и частную собственность, отмечая, что и при ней возникают разногласия: “…процессы по взысканию долгов, судебные дела по обвинению в лжесвидетельстве, лесть перед богатыми”, поэтому он предлагает: “…лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим”. Представляется, что эта мысль имеет методологическое значение для разрешения спора о том, какая форма собственности лучше: частная или общая (общественная). Обе формы собственности существуют уже тысячелетия и вряд ли правильно говорить о том, что какая-то из них окончательно победит другую. Кроме этих двух крайних форм собственности существует еще до десятка других форм, которые являются переходными и связующими между этими двумя крайними формами собственности.
Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Человек, как существо, уже от природы предназначенное для социальной жизни, может развить свою «совершенную деятельность» только в общежитии. Естественная первоначальная форма этого общежития есть семья, наиболее совершенная – государство.
Государственное
устройство есть такой порядок,
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: тирания (монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя), олигархия (блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство), демократия (выгоды неимущих). Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию, отклонение от демократии — охлократию.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущество — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Рабство он рассматривает с двух точек зрения, оправдывая рабство и критикуя его: “…одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо”, “…власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один — раб, другой — свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива”.
Не согласен Аристотель с полным равноправием женщин во всех делах, что предлагал Платон: “Ведь мужчина по своей природе более… призван к руководительству, чем женщина”. Или еще: “…мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении”. Поэтому у Аристотеля нет речи об общественном и политическом равенстве мужчин и женщин.
Аристотель открыл новую эпоху
в понимании души как предмета
психологического знания. Его источником
стали для него не физические
тела и бестелесные идеи, но
организм, где телесное и духовное
образуют нераздельную
В отличие от своего учителя Аристотель выделяет не три, а пять сословий: земледельцы, ремесленники, торговцы, поденщики и военные. Нет у Аристотеля и особого сословия правителей, так как на этот счет у него были совершенно другие представления. Если Платон рисовал идеальную модель государства, которая мало в чем совпадала с реальностью тогдашней Древней Греции, то Аристотель больше исходил из конкретной жизни, и поэтому понимал, что власть мудрецов в государстве — это редчайшее исключение.
Аристотель был не только философом,
но и исследователем природы.
Одно время он обучал наукам
юного Александра, Македонского”
который впоследствии приказал
отправлять своему старому
Заключение
В заключение данной работы необходимо отметить, что в лице Платона и Аристотеля древняя греческая философия достигает своего наивысшего процветания. Это одни из самых великих мыслителей античности. Их творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Научная деятельность Платона и Аристотеля была большим вкладом практически во все тогда известные научные области.
Влияние Платона и Аристотеля также огромно
на развитие политической науки. Современная
политология считает понятия, введенные
ими, исходными.
Список используемой литературы
Информация о работе Политические взгляды Платона и Аристотеля