Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:51, реферат
Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Авторитет Эйнштейна, достигнутый благодаря его революционным открытиям в физике, позволял учёному активно влиять на общественно-политические преобразования в мире.
Политические
убеждения
Альберт Эйнштейн был
убеждённым демократическим
социалистом, гуманистом, пациф
В эссе под названием «Почему социализм?»
(«Why Socialism?»), изданном в качестве статьи
в крупнейшем марксистском журнал
Эйнштейн выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и уважением к правам человека. Он не одобрял тоталитарныеметоды построения социалистического общества, наблюдавшиеся в СССР; в письме советским учёным (1948) Эйнштейн указал на такие негативные черты советского строя, как всемогущество бюрократии, тенденцию превратить советскую власть в «своего рода церковь и клеймить как предателей и мерзких злодеев всех, кто к ней не принадлежит».[61] В 1938 году Эйнштейн написал Сталину и другим руководителям СССР несколько писем, в которых просил гуманно отнестись к репрессированным в СССР иностранным физикам-эмигрантам.[62] В частности, Эйнштейн беспокоился о судьбе Фрица Нётера, брата Эмми Нётер, который надеялся найти в СССР убежище, но в 1937 году был арестован и вскоре расстрелян. При этом Эйнштейн всегда оставался сторонником сближения и сотрудничества западных демократий и социалистического лагеря.
В обоснование своей антивоенной позиции Эйнштейн писал:[63]
Мой пацифизм — это инстинктивное чувство, которое владеет мной потому, что убийство человека отвратительно. Моё отношение исходит не из какой-либо умозрительной теории, а основано на глубочайшей антипатии к любому виду жестокости и ненависти.
Он отвергал национализм в любых его проявлениях и называл его «корью человечества».
В годы войны Эйнштейн,
временно отказавшись от своего принципиального
пацифизма, принимал активное участие
в борьбе с фашизмом, а его племянник, анархо-
Он активно содействовал борьбе негритянского населения США за гражданские права, будучи на протяжении двух десятилетий близким другом известного и в СССР темнокожего певца и актёра Поля Робсона. Узнав, что престарелый Уильям Дюбуа объявлен «коммунистическим шпионом», Эйнштейн потребовал вызвать его в качестве свидетеля защиты, и дело вскоре было закрыто. Решительно осудил «дело Оппенгеймера», которого в 1953 году обвинили в «коммунистических симпатиях» и отстранили от секретных работ. В 1946 году Эйнштейн был в числе активистов, сотрудничавших в деле открытия светского еврейского университета на базе Миддлсекского университета (англ.), однако, когда его предложение назначить президентом вуза британского экономиста-лейбориста Гарольда Ласки было отвергнуто (как человека, якобы «чуждого американским принципам демократии»), физик отозвал свою поддержку и позже, когда заведение было открыто в качестве университета Луиса Брандейса, отказался от почётной степени в нём.[64]
Из-за своей «левизны»
учёный часто подвергался нападкам
со стороны правоконсервативных
кругов в США. Ещё в 1932 году организация
«Вумэн Пэтриот Корпорэйшн» обратилась
в Госдепартамент с письмом, требовавшим не
допускать Эйнштейна в США, утверждая,
что «сам Сталин не связан с таким множеством анархо-
Встревоженный быстрым
ростом антисемитизма в Германии, Эйнштейн поддержал
призыв сионистского
движения создать
еврейский национальный очаг в Палестине и выступил на эту тему с рядом
статей и речей. Особенно активное содействие
с его стороны получила идея открыть Еврейский
университет в Иерусалиме (1925
Вплоть до недавнего
времени я жил в Швейцарии,
и пока был там, я не сознавал своего
еврейства…
Когда я приехал в Германию, я впервые
узнал, что я еврей, причем сделать это
открытие помогли мне больше неевреи,
чем евреи… Тогда я понял, что лишь совместное
дело, которое будет дорого всем евреям
в мире, может привести к возрождению народа…
Если бы нам не приходилось жить среди
нетерпимых, бездушных и жестоких людей,
я бы первый отверг национализм в пользу
универсальной человечности.
Последовательный интернационалист, он выступал в защиту прав всех угнетённых народов — евреев, индийцев, американских негров и др. Эйнштейн приветствовал создание государства Израиль(1947). Он писал Паулю Эренфесту в 1921 году: «Сионизм являет собою поистине новый еврейский идеал и может вернуть еврейскому народу радость существования». Уже после Холокоста он заметил: «Сионизм не защитил германское еврейство от уничтожения. Но тем, кто выжил, сионизм дал внутренние силы перенести бедствие с достоинством, не утратив здорового самоуважения».[38] В 1952 году к Эйнштейну даже поступило предложение стать вторым президентом Израиля, от которого учёный вежливо отказался, сославшись на отсутствие опыта подобной работы. Все свои письма и рукописи (и даже копирайт на коммерческое использование своего образа и имени) Эйнштейн завещал Еврейскому университету в Иерусалиме. [67]