Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, контрольная работа
Изучение истории правовых и политических учений имеет важнейшее значение, ибо трудно назвать в системе юридической науки другую отрасль, которая, во-первых, так органически объединяла современные и исторические проблемы правовых наук и, во-вторых, так ярко отражала значение духовного наследия прошлых эпох для современности. История правовых учений дает полное, законченное представление об узловых понятиях, положениях и категориях юридической науки.
Введение 2
1. Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона 3
1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона 5
1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона 7
2. Роль граждан в «Добродетельной республике» 10
3. Политическое образование как императив республиканизма
Т. Джефферсона 13
4. Развитие и преемственность во взглядах Джефферсона 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Для политического управления на государственном уровне, по Джефферсону, требуются специально подготовленные люди, которые избираться на ответственные посты. Для исполнения этой роли годятся лишь те, кого Джефферсон называет «естественной аристократией», отличая от традиционной аристократии происхождения. Характерными чертами «естественных аристократов» он считает талант, добропорядочность, мудрость и в целом - добродетельность. Отбору и подготовке таких людей для управления государством мыслитель придает огромное значение.
Что же касается республиканизма как практической задачи построения «добродетельной республики», то здесь для Джефферсона основные ориентиры были вполне ясными: строить государственную жизнь, систему образования и воспитания в государстве таким образом, чтобы граждане могли, с одной стороны, принимать самое непосредственное участие в делах местного сообщества, а с другой - сознательно и разумно выбирать политических лидеров и представителей - и осуществлять над ними эффективный контроль.
Необходимо иметь в виду, что в то время фактически шел процесс формирования государства на не виданных еще в современной истории основах, и потому конкретные политические установления для Джефферсона отнюдь не имели значения догмы. В этом контексте чрезвычайно важным для поддержания подлинно республиканского строя в государстве мыслителю представлялся вопрос о возможности периодического пересмотра и обновления самих основ политического порядка.
Воспитанный в духе идеалов Просвещения, Джефферсон искренне верил в возможности прогресса во всех областях жизни, в том числе и в вопросах организации государства. Поэтому он и считал важным построить государство таким образом, чтобы сохранялась реальная возможность мирного пересмотра в случае необходимости всех основных «правил игры». Он считал, что по мере того как он развивается, становится более просвещенным с новыми открытиями, установлением новых истин и изменением нравов и взглядов ввиду изменившихся условий, установленные законы должны также улучшаться и идти в ногу со временем. Кроме того, для Джефферсона здесь существовала еще одна, истинно республиканская, проблема. Республика в его представлении - общество, построенное на свободном договоре. Суть такой организации общества - в том, что все его важнейшие установления принимаются гражданами - непосредственно или через уполномоченных ими представителей. Но когда в жизнь общества входит новое поколение граждан, оно вынуждено подчиняться законам и правилам, установленным раньше, без его согласия, - и тем самым молодые граждане оказываются как бы вне договора и вне республики. Поэтому, по убеждению Джефферсона, им должна быть предоставлена законная возможность принять или отвергнуть установленный ранее политический порядок. Таким образом, республика не была для Джефферсона чем-то раз навсегда установленным, а скорее представлялась ему как процесс непрерывного исторического творчества, направляемый разумом, чаяниями и волей народа.
В республике, как представлял ее себе Джефферсон, должны были получить реализацию все основные права и свободы граждан. Важнейшие из них, относимые к «естественным» правам, были перечислены мыслителем еще в «Декларации независимости». Об особенностях понимания мыслителем других прав и свобод необходимо сказать специально. Так, Джефферсон придавал очень большое значение свободе мысли, слова, в целом - свободе духовной жизни человека. Поскольку он свято верил в силу человеческого разума.
Непреложной нормой выступала для Джефферсона также свобода слова, дополняемая в век возникновения массовых газет свободой печати. Акцент Джефферсон делал не на самой свободе печати, а на том, что в современном словоупотреблении принято называть «гласностью», т.е. гарантированной возможности для народа получать правдивую информацию по затрагивающим его вопросам. При этом мыслитель подчеркивал прямую связь гласности с характером политического управления: он утверждал, что «держать двери для правды открытыми» и укреплять обычай все подвергать испытанию разумом - значит поставить надежный заслон на пути движения к тирании.
Джефферсон, решавший прежде всего задачи борьбы против тирании и строительства свободной «добродетельной республики», в последний период своей жизни сталкивается с новыми проблемами, неразрывно связанными с реализацией тех политических принципов и ценностей, которые он всегда защищал. Оказывается, например, что в «свободном обществе» человек далеко не всегда действует по собственному свободному усмотрению, поскольку те, кто обладает не предусмотренной в системе разделения властей «информационной властью», располагают всеми возможностями внушить гражданину какие-то идеи, определенным образом настроить его, направить его мысли, да и действия в нужную для себя сторону5. Бороться с этой опасностью с помощью традиционных политических средств оказывается невозможным.
Очевидно, что в последние годы жизни Джефферсона заботит и тревожит этот вопрос. Главное средство его решения мыслитель склонен видеть в развитии политической культуры народа через систему образования и воспитания, а также политического участия.
Джефферсон, конечно же, отдает себе отчет в том, что граждане в своей массе недостаточно образованы и осведомлены, чтобы решать весьма сложные вопросы политического управления. Но мыслитель безраздельно верит в разум и здравый смысл народа - и потому считает, что образованием нужно как бы «расчистить дорогу» для того, чтобы люди могли принимать решения и действовать на уровне возможностей своего разума. Джефферсон разрабатывает целую систему организации народного образования, прямо связывая ее с задачами управления государством и развития самоуправления на местах. Основой этой системы, по его замыслу, должны были стать начальные школы в административных округах. В таких школах всем детям в течение трех лет бесплатно преподавались бы основы чтения, письма, арифметики и истории. Выпускники начальных школ должны проходить «беспристрастную проверку» с тем, чтобы самые способные из них продолжили обучение в «классических» средних школах. В таких школах, организуемых уже на уровне графств, способные дети независимо от их происхождения и имущественного положения родителей должны были проходить латинский и греческий языки, географию и математику. В свою очередь из выпускников таких школ отбирались бы 50% лучших учеников для дальнейшего обучения за государственный счет в университетах, где им преподавались бы «все полезные науки». Таким образом, выстраивалась бы система, преследующая двоякую цель: во-первых, - общего образования для всех, достаточного для того, чтобы будущие граждане могли принимать непосредственное участие в делах местного сообщества, а также осознанно выбирать политических лидеров и представителей и контролировать их деятельность; а во-вторых, более «продвинутого» образования для тех, кто проявлял наивысшие способности к обучению, а также был «добродетельным и мудрым» - с тем, чтобы готовить этих «естественных аристократов» к решению задач государственного управления.
Развитие образования, как для всего народа, так и для будущих политических лидеров Джефферсон рассматривает как жизненно необходимое дело, вопрос выживания республиканского строя.
Немаловажным представляется и вопрос об эволюции политических взглядов Джефферсона; тем более что время его жизни и деятельности было периодом быстрых общественных перемен, когда все новые общественные ситуации требовали от политических деятелей обновления едва ли не всего арсенала их первоначальных представлений об обществе.
Огромную роль для развития взглядов Джефферсона, конечно же, сыграл его опыт пребывания на высших постах в государстве в период, когда продолжалось становление американской государственности. Широко известно, например, что первоначально Джефферсон, был противником развития в США собственной промышленности, а затем пришел к признанию, значения развития в Америке промышленности и торговли. Однако в том, что касается понимания существа и значения демократии, каких-либо кардинальных изменений во взглядах Джефферсона, по нашему мнению, обнаружить не удается. Разумеется, с годами и обретением все большего опыта политической деятельности на самом высоком уровне он больше задумывается и пишет о проблемах представительной демократии и контроля над властью. Но это вовсе не означает, что формы прямой демократии, непосредственного участия народа в управлении теряют в его глазах свое значение. Как видим, и в самом конце жизни Джефферсон не только сохранял убежденность в фундаментальном значении непосредственного участия народа в управлении, но и выдвигал новые и далеко идущие предложения по развитию народного самоуправления.
Действительно, наряду с естественным развитием взглядов Джефферсона на протяжении его жизни, в них было нечто остававшееся неизменным. Эту неизменную основу его взглядов, образовывало, на наш взгляд, то, что можно назвать «народной перспективой»: вера в разум, здравый смысл, силы, твердое «моральное чувство» народа - и забота о его состоянии и будущей судьбе.
Уже в самом конце жизни, в 1824 г., в письме к Г.Ли он формулирует важнейшие, по его убеждению, принципы политического размежевания как бы «поверх» традиционного деления на «левых» и «правых» по главному для него критерию - лежащему в основе этих политических позиций отношению к народу: «Люди по своей натуре естественно делятся на две части. Во-первых, на тех, кто боится людей, не доверяет им и желает лишить народ всякой власти, сосредоточив ее в руках высших классов. И, во-вторых, на тех, кто не отделяет себя от своего народа, доверяет ему, ценит его и относится к людям как к честным и надежным собратьям, хотя и не считает их всех самыми мудрыми хранителями общественных интересов. Эти две партии существуют в каждой стране, и в каждой стране, где им предоставлена свобода мыслить, говорить и писать, они будут заявлять о себе. Зовите их либералами и сторонниками рабства, якобинцами и ультра, вигами и тори, республиканцами и федералистами - все равно это будут те же две партии, преследующие те же самые цели. Имя аристократов или демократов будет последним для них и именем истинным, выражающим всю суть»6. В этой «системе координат» политическую позицию Джефферсона, без сомнения, можно оценить как линию на последовательную защиту демократии, основанную на вере в разум, нравственность и творческие силы народа.
Проследив всю жизнедеятельность Томаса Джефферсона в целом и некоторые, наиболее важные этапы в отдельности, можно сделать некоторые выводы.
Очевидно, что жизнь этого выдающегося деятеля можно разделить на ряд этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение как для его собственной эволюции, так и для американской истории.
В предреволюционный и революционный периоды Томас Джефферсон выступил как лидер демократического крыла патриотов, выдвинул множество смелых идей и концепций, которые вошли в золотой фонд американской демократической мысли и до сих пор служат источником вдохновения для прогрессивных сил США. Его вклад в дело американской революции трудно переоценить. Томас Джефферсон стал одним из «основателей республики», его идеи составляли фундамент молодой республики и в последствии стали частью политической системы страны.
В последующие периоды Джефферсон занимает более умеренную позицию. Это можно объяснить логикой политической борьбы, требовавшей от Джефферсона идти на уступки консервативным союзникам по республиканской партии. Умеренный характер политической линии Томаса Джефферсона наиболее полно раскрылся в годы его президентства. Но даже очевидные минусы деятельности Джефферсона в бытность президентом, не должны заслонять положительных итогов его пребывания у власти. В эти годы под влиянием сознательных усилий Т. Джефферсона и его окружения происходит укрепление буржуазно - демократических тенденций в развитии американского общества, которые были «законсервированы» в период правления федералистов.
Однако Томас Джефферсон предстает перед нами не только как политик, общественный и государственный деятель, но и как сильная личность, качества которой заслуживают всеобщего уважения. Прежде всего, это целеустремленность и напористость, стремление к достижению начатого дела и расширению кругозора, «нелюбовь» к праздности. Эти качества позволили достигнуть Джефферсону поразительных результатов во многих сферах деятельности.
Вообще же его послужной список включал разнообразные и наиболее важные должности: законодатель собрания штата, губернатор, конгрессмен, посол, государственный секретарь, президент, президент философского общества. Но главное - он внес свой вклад в развитие своей страны, участвуя, в то же время, во многих роковых для ее судьбы решениях.
1 Джефферсон Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. - СПб.: Лениздат, 1992. - С. 26
2 Джефферсон Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. - СПб.: Лениздат, 1992. - С. 26-27.
3 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Норма, 2009. - С. 456 - 458.
4 Джефферсон Т. О демократии / Сост.: Сол К. Падовер. - СПб.: Лениздат, 1992. - С. 28-29.
5 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. Краткий курс лекций. - 2- е изд., исп. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 415-416.
6 Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. - М., 1976. - С.199.