Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 18:40, реферат
Краткое описание
Цель исследования: взглянуть на проблемы демократии и тоталитаризма с точки зрения выдающегося русского мыслителя. Задачи исследования: выявить основные проблемы обоих политических режимов и разобраться в причинах их возникновения.
Оглавление
Введение 3 Биография 3 Идеи Бердяева о демократии и тоталитаризме 6 «Коллективизация совести» и свобода личности по Бердяеву 10 Заключение 14 Список литературы 15
высшего профессионального
образования «Тульский государственный
педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Кафедра философии и культурологии
Реферат
По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
Тема: «Политические
взгляды Н.А Бердяева»
Выполнила: Демюнюкова Анастасия
Александровна
Студентка группы 221538 факультета
ФиЯ
Тула - 2015
Оглавление
Введение
Цель исследования: взглянуть на проблемы демократии
и тоталитаризма с точки зрения выдающегося
русского мыслителя.
Задачи исследования: выявить основные проблемы
обоих политических режимов и разобраться
в причинах их возникновения.
Объект исследования: творчество Н. А. Бердяева
Предмет исследования: Политические взгляды Н. А.
Бердяева на тоталитаризм и демократию.
Данное исследования является
актуальным, так как мы живем во время
непростой политической ситуации и находимся
фактически под угрозой нового политического
переворота, поэтому необходимо проанализировать
подобные ситуации прошлого, чтобы не
допустить каких-либо ошибок в будущем.
Биография
Николай Александрович Бердяев
(6 марта 1874 – 23 марта 1948) – выдающийся
представитель политической и религиозной
философии первой половины ХХ века. Он
родился в Киеве, где и обучался в кадетском
корпусе. В 1894 году будущий философ поступил
в Киевский университет на естественный
факультет, но проучился там лишь 2 года,
а затем перевелся на юридический. В 1898
году он был арестован и отчислен из университета
из-за участия в социалистическом движении.
Молодой Бердяев недолгое время увлекался
марксизмом, затем нашел интерес в философских
взглядах Владимира Соловьева, а потом
и вовсе разработал свое собственное миросозерцание.
В 1922 году, как вместе с другими представителями
интеллигенции, был выслан за границу
из Советской России по идеологическим
причинам, после чего проживал в Берлине
и Париже. В 1926 году мыслитель основал
собственный журнал под названием «Путь»
и являлся его главным редактором более
десяти лет.
Одно из основных направлений
философии Бердяева – это рассуждения
об истоках коммунизма в России. Его произведения
переведены на многие языки мира.
Бердяевым создано огромное
количество работ, посвященных социологическим,
философским, политическим вопросам, а
также проблемам искусства и морали. Основная
тема произведений Николая Александровича
- духовное бытие человека. Согласно мнению
Бердяева, духовность человека находится
в тесной связи с божественной духовностью.
Философ считал, что в "фундаменте"
определенного мировоззрения находится
соотношение духа и природы. Дух можно
определить, как вещь, определенность,
пассивную деятельность, неподвижность,
которая не являет собой никакую реальность:
ни субъективную, ни объективную. Его познание
происходит благодаря опыту. Природа представляет
собой нечто множественное, объективное
и делимое в пространстве, поэтому к ней
помимо материи относится также и психика.
Бог же, находясь вне естественного мира,
выступает в роли духовного начала и выражается
символически. Не нужно пытаться найти
рациональное доказательство существования
божественного, поскольку оно иррационально
и сверхрационально. Бог сотворил наш
мир из "ничто". "Ничто" – это
какой-либо первичный принцип, предшествующий
Богу, первичный хаос, но не пустота (как
считают многие).
Возникновение мира Бердяев
связывает с вопросом о свободе. Согласно
его точки зрения, существует три типа
свободы:
Произвольность – первичная
иррациональная свобода
Исполнение морального долга
– рациональная свобода
Свобода, пронизанная любовью
к Богу.
Иррациональная свобода находится
в «ничто». Бог-творец появляется из божественного
ничто и затем создает мир. Таким образом,
свобода не была создана Богом, она уже
содержалась в божественном ничто, а соответственно
Бог не несет ответственности за то зло,
которое она может причинять. По мнению
мыслителя, Бог даже не способен предугадывать
действия человека и оказывать какое-либо
влияние на его волю. Это значит, что Бог
вовсе не всемогущ, он лишь старается помочь
человеку направить свою волю и действия
во благо.
Религиозное мировоззрение
Бердяева связано с его социальными идеями
через проблемы личности, которым он уделяет
большое внимание в своих работах. Он определяет
личность в виде творческого акта, в которов
целое предшествует частям. Это значит,
что не личность – часть общества, а как
раз наоборот. Основой личности человека
Бердяев считал бессознательное, которое
через сознательное переходит к сверхсознательному.
Человек и Божество тесно связаны, так
как в человеке присутствует божественное,
а в Божестве обязательно есть нечто человеческое.
Творчество же человека, в свою очередь,
дополняет божественную человеческую
жизнь.
Человек — это прежде всего
не объект, а духовная субстанция. Отдельный
человек имеет гораздо большую ценность,
чем целое общество, государство, целая
нация. И если это самое общество или государство
ущемляют права и свободу личности, то
человек имеет полное право оградить себя
от подобных посягательств.
Что же касается этики, то Бердяев
определяет ее как узаконенные правила
нравственности, которым подчиняется
ежедневное человеческое бытие. Однако,
он также указывает, что этика содержит
в себе условности, лицемерие и даже садистские
наклонности. Исходя из этого, Бердяев
говорит, что человек должен опираться
не только на повседневную этику, но и
на более высокую стадию развития нравственности
– любовь к Богу и искупление. Бог стремится
помочь человеку своей любовью, изменить
мир к лучшему.
Процесс исторического развития
общества для Бердяева является борьбой
между добром и иррациональной свободой.
Он пишет: «драма любви и свободы, развертывающаяся
между Богом и Его другим Я, которое он
любит и для которого Он жаждет взаимной
любви». Существует 3 силы в мировой истории:
Бог, судьба и свобода человека. Судьба
делает из личности человека арену иррациональных
сил истории, а согласно Христианству,
она может быть побеждена только с помощью
Христа. Однако, если победит иррациональная
свобода, то это приведет к возвращению
к хаосу, который и был первоначально,
а наша действительность окончательно
распадется. В итоге произойдет революция,
а как известно, революция не создает ничего
нового, а лишь разрушает то, что уже было
когда-то создано. В эпоху научного прогресса,
природа считается мертвой, и человек
стремиться подчинить ее себе с помощью
достижений в области техники и науки.
В процессе бурной механизации
производства, человек постоянно борется
с природой, но даже не замечает, что вся
эта техника разрушает и его самого, человек
постоянно утрачивает свою образ, свою
личность, свою человечность. Все больше
людей поддаются низменным обывательским
инстинктам, отказываются от более высоких
нравственных идеалов, перестают стремиться
к образу Божьему. Единственной целью
жизни таких людей является удовлетворение
материальных нужд, что и поощряет социализм.
Нельзя сказать, что Бердяев
полностью отвергает социализм, но выступает
за такую его форму, при которой «будут
признаны высшие ценности человеческой
личности и ее право на достижение полноты
жизни»1. Однако, это можно назвать
"социалистическим идеалом", и он
существенно отличается от настоящих
проектов, которые реализуются при построении
социализма и порождают все новые и новые
противоречия в обществе. Как считает
Бердяев, этот реальный социализм пусть
и в состоянии искоренить голод и нищету,
но он никогда не сможет установить то
желаемое равенство между людьми, а наоборот,
будет нести лишь вражду и новые виды дискриминации.
Кроме того, духовный вопрос будет по-прежнему
висеть в воздухе. Человек так или иначе
будет «лицом к лицу, как и раньше, с тайной
смерти, вечности, любви, познания и творчества.
Действительно, можно сказать, что более
рационально устроенная общественная
жизнь, трагический элемент жизни - трагический
конфликт между личностью и смертью, временем
и вечностью - будет возрастать по своей
напряженности»2.
Особенное место в произведениях
Бердяева занимает Россия. Он считал, что
сам Бог выделил России роль великого
единством Востока и Запада, но при этом
наша великая страна, по своему эмпирическому
положению на самом деле выглядит как
не очень удачная смесь Востока и Запада.
Согласно мнению мыслителя, проблемы России
уходят корнями в неправильное соотношение
мужского и женского начал. В то время
как на Западе католицизм поспособствовал
усилению мужского начала, русская душа
была беспредельной, не ведала никаких
рамок и поэтому оказалась неспособна
создать половинчатое "царство культуры".
В книге «Русская мысль» Бердяев говорит
об этих особенностях русской национальной
мысли, направленных в сторону "эсхалогической
проблемы конца", нацеленных на чувство
надвигающегося апокалипсиса. В философии
Бердяева присутствует ярко выраженное
христианское мировоззрение в его оригинальном
виде.
Идеи Бердяева о демократии
и тоталитаризме
Когда учение Карла Маркса только
возникло (середина XX века), оно очень быстро
набрало популярность, поскольку включало
в себя справедливость (по мерках общественного
строя его эпохи) и критиковало капитализм.
Хотя на Западе это целостная теория общественно-исторического
процесса и революционного действия превратилось
в различные реформистские социал-демократические
доктрины.
Что же касается марксизма в
России, то здесь он стал основой для большевизма
и реализовался в виде революций, построения
социализма, практике тоталитаризма и
перестройки. Однако, все это, как известно,
привело к кризису.
Так по какой же причине бродивший
по Европе "призрак коммунизма" решил
остановиться именно в России? В западной
историографии есть два мнения на этот
счет. Одно из них гласит, что в России
присутствовал вовсе на марксизм, а его
ленинская интерпретация, имеющая сходство
по идее и духу с народничеством. Согласно
второй версии, именно русский менталитет,
особый склад души русских людей стал
причиной для распространения марксизма,
поскольку русские люди любят верить в
различные мифы, утопии и легенды.
В советской историографии
существовала официальная версия, почему
марксизм быстро набрал популярность
в России. Она гласила, что в стране к началу
80-x гг. XIX в. оформился капитализм и в социальной
структуре общества произошли весомые
формационные сдвиги (оформление пролетариата
как отдельного класса в капиталистическом
обществе), что стало причиной резкой смены
соотношения сил в русском освободительном
движении. Однако, пролетариату необходимо
было стать центром этих сил, для чего
нужно было построить цельную революционную
теорию, которая смогла бы объяснить ситуацию
в стране и мире и обосновать основные
задачи революционного движения. Можно
сказать, что объективными причинами и
субъективными предпосылками возникновения
марксизма в России стали развитие капитализма
и пролетариата, которые обладал достаточной
силой для решения задач революции. Бердяев
же посвятил этому вопросу несколько своих
работ, в которых высказал мнение, что
марксизм на ранних стадиях существовал
как крайняя форма русского западничества,
а социализм есть ни что иное как результат
экономической необходимости. В такой
трактовке появление русского марксизма
оказалось кризисом русской интеллигенции,
и в особенности народнического миросозерцания.
Н. А. Бердяев считал, что основа
марксизма лежит в учении о мессианском
призвании пролетариата, о победе людей
над иррациональными силами общества
и природы, о грядущем идеальном обществе,
где человек будет независим от экономики.
Поэтому "научный социализм" был
источником веры для русских марксистов,
с одной стороны, а с другой, - лег на мессианские
идеи из православия.
В своей работе под названием
"Истоки и смысл русского коммунизма"
философ говорит о русской идее, менталитете
русского человека как предпосылках распространения
марксизма. Согласно Бердяеву, русская
мессианская идея была готова к революции,
и в итоге, случилось то, что не предвидел
Маркс и его западные последователи - отождествление
мессианизма русского народа с мессианизмом
пролетариата. В данный момент ученые
стремятся понять историю России как постоянный
социокультурный процесс, так что среди
причин популярности марксизма в стране
можно выделить специфику цивилизационного
развития России, т.е. государственность
в виде преобладающей формы социальной
интеграции, мобилизационный тип развития
и особенности культурного архетипа.
Особенность исторического
развития страны по большей мере связана
с своеобразным "вотчинным государством",
которое в ней образовалось. Все главы
государства, начиная с московских князей
и заканчивая советскими правителями
принимали страну за свою собственность,
поскольку в их руках была сосредоточена
огромная власть, и страна жила по их воле.
Соответственно, всех граждан можно назвать
слугами, подданными, которые находятся
в зависимости у государства и не имеют
ни собственности, ни даже личных обязательных
"прав".
Например, в Московском царстве
сформировался особенный взгляд на соотношение
собственности и власти, который, проникнув
во все сферы политической власти, придал
им черты единственного в своем роде "вотчинного
государства", которое хорошо подходило
для осуществления коммунистического
проекта, отрицавшего частную собственность
и экономические классы.
В России господствовал мобилизационный
путь развития, для которого характерно
вмешательство государства во все сферы
общественной жизни и стремление достичь
своих экстраординарных целей любым путем.
Именно по этой причине, одна из особенностей
мобилизационного развития России – преобладание
политических факторов, и соответственно,
гипертрофированная роль государства
в виде центральной власти. В итоге, правительство
было главным инициатором в решении различные
задач и проблем, однако при этом оно пользовалось
различными принудительными и контролирующими
методами.
Другой особенностью стала
необходимость для правительства ставить
перед государством цели, опережающие
его социально-экономические возможности.
Ради достижения этих целей, правительство
прибегало к способам форсированного
развития экономики и военной сферы и
действовало по образцу старого общественно-экономичческого
уклада. Такие методы вполне соответствовали
марксисткой теории, гласившей, что новое
общество можно строить по уже разработанным
технологиям, проектам и планам.