Лишь устремлением к коллективизированной
совести максимального числа людей, при
наибольшей надежности можно обосновать
беспрецедентные в истории политики размеры
"партии нового типа". Они приближались
к 20-ти миллионной отметке. Хорошо постарались,
чтобы создать идеализированный образ
коммуниста 20-30-х годов, художественная
литература и особенно кинематограф. Они
посвятили этому большое количество работ
- от примитивного "Партийного билета"
до эстетически качественного "Коммуниста"
(по прекрасному сценарию Е. Габриловича).
Кроме того, нет ни малейших сомнения,
что процесс увеличения рядов партии стимулировался
искусственно.
Необходимо также указать, что
коллективизация совести происходила
при участии индивида - "свободно",
"добровольно", "сознательно",
как бы на почве ее самоподавления, в чем
и есть сущность этого социального феномена.
Главный из описанных Достоевским "бесов"
Петр Верховенский грезил о такой степени
подчинения индивида коллективу (т.е.,
прежде всего вождям это коллектива), когда
вступает в игру потрясающая сила - "стыд
собственного мнения". Бердяев метафизически
описал этот социально-психологический
процесс на уровне, подходящем его художественному
открытию великим писателем.
Заключение
Писать о философии Бердяева
тяжело, поскольку есть определённый ряд
обстоятельств, препятствующий этому.
Во-первых, философия - в той ее форме, которую
называют метафизикой, - вообще не подлежит
строгим оценкам, как, к примеру, социология,
которая достигла в своих формированиях
достаточно высокого уровня точности.
На сегодняшний день философия по-прежнему,
"по старинке" оперирует многими
размытыми понятиями, использует сложные
смысловые ассоциации, наполнена аналогиями
и различными литературными тропами. Именно
на эту родовую особенность философской
наука накладывается специфика работ
самого Бердяева - крайне широкий спектр
затрагиваемых проблем и ярко выраженная
индивидуальность стиля, где Бердяев состязается
сам с собой в различных ипостасях: философа
и публициста, мыслителя и художника. Прозаические
работы мыслителя отличаются яркостью,
почти полным отсутствием абзацев, множеством
повторов, возвратом к сказанному – все
это способно как увлекать, так и раздражать.
Нужно также учесть потрясающую плодовитость
и трудоспособность Бердяева; по словам
Н. Полторацкого, "для Бердяева писание
было как бы физиологической потребностью".
(Даже в наше время не существует полной
библиографии всех его публикаций, не
говоря уже о рукописном наследии). Все
это поясняет, почему оценки творчества
философа в философских и исторических
исследованиях крайне неоднозначны. Признание
всех его заслуг перед русской и мировой
философией сталкивается с укорами, что
он был "пленником" различных "страстей"
и "иррациональных движений"5.
Часто случается, что адекватная,
полная оценка заслуг и достижений мыслителя
становится уделом потомков, а не современников.
Философия имеет сходство с художественной
литературой, где точно также заслуги
большинства писателей и поэтов оцениваются
по достоинству далеко не сразу, а высвечиваются
временем. (Так, например, при жизни практически
неизвестный никому Ф. Кафка был впоследствии
признан одним из самых уважаемых пророков,
предсказавших бессмыслицу, глупость
и полнейший абсурд режимов тоталитаризма
XX века) Поэтому не случайно, возвратившись
со своими статьями и книгами в Россию
под конец минувшего десятилетия, Бердяев
сразу вошел в список наиболее почитаемых
и читаемых авторов из числа русских изгнанников.
Судьба мыслителя чем-то схожа с судьбой
Достоевского, гонимого большевиками.
Пророчество "бесовщины" с художественной
стороны Достоевским можно сравнить с
тем метафизическим пророчеством социальных
коллизий, которое открывает современный
читатель в произведениях Бердяева. Переживаемое
Россией сегодня "смутное время"
вывело наружу ряд проблем, в ясности формулировки
которых и поисках путей возможного их
решения Бердяев едва ли имеет равных.
Список литературы
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. - М., 1990.
- Бердяев Н.А. Мутные лики // Философские
науки. - 1990. - №7.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. -
М., 1993.
- Евлампиев И.И. История русской философии.
- М., 2002.
- Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология:
обзор основных направлений / СПб., 1994.
- История России в вопросах и ответах.
Курс лекций / Сост. С.А. Кислицын. - Ростов-на-Дону,
1997.
- Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
- Лосский Н.О. История русской философии.
- М., 1991.
- Свинцов В. Философия, равная жизни. К
120-летию Н.А. Бердяева (1874-1948) // Свободная
мысль. - 1994. - №5.
- Соловьев В.С. Русская идея // Русская
идея. - М., 1992.
1
Бердяев Н. А. Проблема человека (к построению
христианской антропологии, //Ступени,
1991, № 1, с. 89
2 Бердяев Н. А. «Дух и реальность»
3
Лосский Н.О. История русской философии.
- М., 1991.
4
Свинцов В. Философия, равная жизни. К 120-летию
Н.А. Бердяева (1874-1948) // Свободная мысль.
- 1994. - №5.
5
Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея.
- М., 1992.