Политические режимы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 48.96 Кб (Скачать)

     Следует избегать крайностей в оценке того или иного политического режима, идеализации одних и демонизации  других. Каждый из режимов обладает как сильными сторонами, преимуществами, так и «недостатками», «слабостями». В определенных объективных условиях политический режим может выполнять  исторически прогрессивную роль, а с изменением этих условий, может  стать фактором, тормозящим общественное развитие.

       

        

2.1 Характеристика политического режима в современной

России. 
 

  

 

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его  модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в  нашей стране отягощен признаками и  иных политических режимов.

 

    Для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще  в эпоху социализма, не разрешены.

    Идет  очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

      С другой стороны, налицо черты  демократии: строятся основы правовой  государственности и создаются  устои гражданского общества; власть  на федеральном и местном уровнях  выбираема и сменяема; действуют  механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система  разделения властей в государстве  (хотя существует определенный  перекос полномочий в сторону  исполнительной ветви); гарантированы  основные права человека (свобода  совести, слова, собраний, организаций  и пр.), реально действует политическая  оппозиция, в том числе и  «непримиримая»; формально судебные  органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей  идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный  и конкурентный рынок при многообразии  форм собственности (однако при  этом не выработаны механизмы,  определяющие собственность на  землю, сильны позиции государственных  ведомств, командные высоты в  хозяйственном механизме находятся  в руках монополистов — финансово-промышленных  групп, финансовой олигархии,  «естественных монополий», что безусловно  подменяет принцип свободной  конкуренции монопольностью); при  внешней независимости (политической  и идеологической) средств массовой  информации и коммуникации налицо  их фактическая связь с финансовыми  
 

    «империями».

    В результате складывающийся демократический  политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической  и политической олигархизации, что  свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

      

    Как изменился политический режим в  России за последние годы?

      

На основании  принятой в 1993 г. новой Конституции  в России сложилась президентская  республика с действующим двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и  Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания — Совет Федерации  — включает в свой состав представителей администраций и законодательных  органов власти регионов. В Государственную  Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого  политический режим современной  России может быть охарактеризован  как демократический с устойчивыми  авторитарно-олигархическими чертами  и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях  российского общества. В современных  условиях тоска по «сильной руке»  усиливается ходом и направленностью  реформ, за которые подавляющему большинству  населения приходится платить слишком  большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что  при отсутствии стабилизирующего «среднего  класса» ведет к росту авторитарных настроений.   не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

    Усиление  авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение  полномочий явно смещено в сторону  исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия  на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

    Усилению  авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:

    — перманентный рост преступности;

    — природные катаклизмы;

    — этнорегиональные конфликты; 
 

     

    — военные столкновения;

    — нестабильность ситуации внутри правящих элит.

    Надо  отметить, что тенденции к авторитаризму  усиливаются, когда перед   

    обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов. 

     

    Возможно  ли усиление в России демократических  тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный  на гражданский консенсус, — это  те ценности, приоритет которых для  современной России безусловен в  плане демократизации ее политического  режима.

     

    Кроме этого, гарантией роста демократизации политического режима современной  России являются свобода слова и  печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов  и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

    Итак, говоря о политическом режиме современной  России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в Лету.

     

    Чем политический режим в России отличается от политических режимов в других странах?

    Политический  режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких  режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания -

  парламента (верхняя палата — Сенат, Совет Федерации — состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции — Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.  
 
 

    Определенной  альтернативой президентским республикам  служат парламентские режимы партократического  типа в Чехии, Канаде, Италии, где  законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько  особняком стоит политический режим  Швейцарии, сочетающий черты парламентской  республики и непосредственной плебисцитарной демократии.

    Необходимо  заметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить  в стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.

    Является  ли Россия демократическим государством?

    С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. Человек, его права и свободы  объявлены высшей ценностью, гарантировать  которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и  выборах изъявляет свою волю.

     

    По  Конституции Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства. В 137 статьях Конституции  можно найти нормы, которыми удовлетворилась  бы любая развитая демократия.

    Однако  в России до сих пор практически  все процессы, начиная от экономики  и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма.  

    Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

    Например, мало кто в России знает, что собой  представляют по  
 

    содержанию  такие понятия из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия  прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.

    Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все  изменения в настоящее время  противоречат интересам широких  слоев населения, поскольку в  обмен на возможные перспективы  в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в  интересах новой элиты, причем потенциальной, поскольку для страны она еще  ничего не сделала кроме фарисейской  благотворительности и обеспечения  населения импортными товарами, на покупку которых у основной массы  населения нет достаточного количества средств.

     

    В Конституции записано, что Россия — социальное государство, стремящееся  к обеспечению достойной жизни  и устанавливающее гарантированный  минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный  размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным  фантомом, который никакого отношения  к реалиям не имеет. Минимальная  заработная плата в условиях рынка  должна позволять работнику и  членам его семьи хотя бы минимальное, но полноценное социальное существование, не говоря уже об обеспечении «достойной жизни». Тот уровень минимальной  оплаты труда, который может позволить  себе сегодня российское государство, не обеспечивает даже одинокому работающему  возможности оплатить коммунальные услуги.

      

    Практическое  состояние дел свидетельствует  о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов  большинства населения, как это  происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех  пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

Информация о работе Политические режимы современности