Политические режимы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 48.96 Кб (Скачать)

    Напротив, сторонники теории партиципаторной  демократий (т. е. основанной на соучастии  граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят  из идеала  
 

    индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается  как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего  общества и в различных его  сферах. В 60-х годах в западных странах демократия участия стала  активно развиваться в различных  формах самоуправления, новых социальных движениях (например, движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение.

    Теория  социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции  развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации  состоит в том, что, с одной  стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с  другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная  цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и  свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный  интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В  связи с этим практические попытки  сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к  краху режимов социалистической демократии.

    Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных  социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.

    Каждая  из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку  требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность  подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма  правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

    Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом  общих черт и структурных атрибутов.

    Характерные черты демократического политического  режима:

    - Реализация принципа разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную.

    - Избрание представительных органов  государственной власти и местного  самоуправления путем всеобщих  равных прямых выборов при  тайном голосовании. 

    - Высокая степень развитости гражданского  общества; оно контролирует государство,  всю политическую систему.  
 
 

    - В деятельности государственной  власти исключены неполитические  методы (физический террор), преобладают  методы компромисса. Государство  — правовое.

    - Многопартийность, наличие в партийной  системе политических партий, /     как стоящих на почве существующего  строя, так и отрицающих его,  но действующих в рамках конституции. 

    - Легальная оппозиция наделяется  всеми политическими правами  и свободами, как и правящее  большинство. Она — неотъемлемый  элемент политического процесса.

    - СМИ свободны от цензуры и  могут на законных основаниях  критиковать власти, но не вправе  призывать к их насильственному свержению.

     

    - Силовые структуры обеспечивают  внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется  законами. Они — вне политики.

    - Провозглашенные права и свободы  гарантируются всей социальной  системой.

    - Широкие возможности и высокая  степень участия различных социальных  групп и слоев в политической  жизни общества.

    - Плюралистическая политическая  культура.

    - Возникающие в обществе конфликты  разрешаются через механизм, закрепленный  в законе.

    - Идеологический плюрализм, отсутствие  какой-либо официальной идеологии. 

    Демократия, как сложная форма взаимоотношений  власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

    Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника  власти, на его праве участвовать  в решении государственных и  общественных дел и наделении  граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

    Условия формирования и функционирования демократического политического режима

    Политические:

  1. Развитое гражданское общество.

     

     

     

    2. Стабильность политической власти.

    3. Существование и функционирование  политических партий и движений  как мощных рычагов влияния  на общественно-политические и  социальные процессы.

    4. Политический плюрализм.  

    Экономические:

    1. Высокий уровень индустриального  и экономического развития в  целом. 

    2. Высокая степень урбанизации. 

    3. Развитость массовых коммуникаций.

    4. Рыночная конкурентная экономика. 

    5. Плюрализм форм собственности.  
 

    Внешнеполитические:

     

    1. Прямое военное, политическое, экономическое,  культурно-информационное воздействие. 

    2. Влияние примера демократических  государств.

    3. Стабильные дружественные отношения  с другими государствами, отсутствие  военной угрозы.

    Социальные:

    1. Относительно высокий уровень  благосостояния граждан. 

    2. Сглаживание социального неравенства. 

    3. Рассредоточение в обществе различных  социальных благ (декомпозиция социального  неравенства).

    4. Социальный плюрализм. 

    5. Наличие многочисленного и влиятельного  среднего класса, предпринимателей.  

    Культурные:

    1. Грамотность населения, его образованность  в целом. 

    2. Гражданская политическая культура.

    3. Демократические традиции.  
 

    Религиозные:

    Религия с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание  церковной иерархии (протестантизм).

    Демократический тип личности.

    Это — личность, которую характеризуют:

    1) полифоничность мышления;

    2) толерантность (терпимость к инакомыслию);

    3) конструктивность и созидательность,  терпимое отношение к существующей  власти;

    4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности; 

    5) многомерность восприятия;

    6) потребность в самореализации;

    7) осознанный выбор пути;

    8) достижение целей уже сейчас  с ориентацией на будущее. 

    Гарантии  функционирования демократического политического  режима

    - Система контроля со стороны  гражданского общества за деятельностью  государственных органов и аппарата.

      

    - Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью. 

    - Своевременное полное политическое  информирование граждан. 

    - Ограничение срока пребывания  в представительных органах власти.

    - Упрощение отзыва депутатов и  смены чиновников.

    «Демократия... — это правление  народа,   избранное народом и для народа». Авраам Линкольн (1809—1865), американский президент, один из организаторов Республиканской  партии, решительный противник рабства 

    «Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство  управляет неорганизованным большинством».

    Василий Розанов, русский философ начала XX в.  

       .

       Авторитарный политический режим 

  характеризуется следующими признаками: отказ от принципа разделения властей, усиление исполнительной власти, концентрация ее в руках главы государства или правительства, ограничение выборности органов государственной власти и превращение парламента в придаток исполнительной власти; существенное ограничение или ликвидация основных  
 

демократических прав и свобод человека, запрещение оппозиционных партий и общественных организаций, ограничение конституционности  и законности.

Порою авторитарные режимы характеризуются  милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким распространением принципа авторитарности в управлении. Такие  процессы могут происходить в  периоды обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, кризиса политической системы и, прежде всего, государственной власти, полного (тотального) контроля государства над всеми сторонами и пр. 

      

      

   Тоталитарный режим 
 

  Характеризуется: стремлением к установлению оцессами жизни общества, полное отсутствие разделения властей

  монопольным господством в качестве правящей только одной партии;  

недопущением  фракционности и оппозиционных  партий внутри правящего класса, сращиванием  партийного и государственного аппаратов, полной  

ликвидацией или ограничением прав и свобод граждан, господством единой идеологии, широким  применением методов подавления и насилия. Тоталитарные режимы устанавливаются, как правило, в экстремальных  условиях, например, в случае войны  или военной опасности, преодоления  последствий войны или глубокого  кризиса и т.п.

     Внутри  каждого политического режима существует множество модификаций (моделей, разновидностей), которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля  политического руководства, формы  правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические  отношения могут обслуживаться  различными по структуре и содержанию политическими режимами, но и схожие политические режимы могут приводить  к различным результатам.

Информация о работе Политические режимы современности