Политические партии в РФ. Непартийнные политические объединения и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:21, реферат

Краткое описание

Важное место в политической системе общества занимают партии, различные общественные объединения. Они связаны с интересами определенной социальноклассовой общности или нескольких социальных групп классов, социальных слоев, этнических или религиозных образований.

Файлы: 1 файл

Политические партии (ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ).doc

— 121.50 Кб (Скачать)

    Существует  классификация партий по их функциональным критериям. Опираясь на такие критерии американский исследователь Стивен Коэн выделяет четыре типа политических партий.

    1. Партии авангардного типа, возникшие  в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая дисциплина и так далее. Главный объект их политики  трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С.Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, то она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущее звено команднобюрократических режимов. Были деформированы идеологические и организационные основы партий, искажены принципы их деятельности. В итоге они потеряли авторитет среди трудящихся, лишились активной народной поддержки, что привело многие из них к кризису, распаду или преобразованию их в партии парламентского типа. Примером может служить Венгерская социалистическая рабочая партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую партию, Социалистическая единая партия Германии, реформированная в Партию демократического социализма.

    2. Партии, предназначенные для участия  в избирательных кампаниях ( сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и так далее). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Таковы две ведущие партии США  Республиканская и Демократическая. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти.

    3. Парламентские партии. Их основные функции во многом совпадают с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности. Они разрабатывают стратегию и тактику избирательных кампаний, программы, реализации которых они будут добиваться в органах власти, занимаются изучением общественного мнения об обстановке в различных регионах и стране в целом, дают оценку формальных и неформальных лидеров, занимаются подбором и выдвижением кандидатов, их подготовкой к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов. Ведут работу по обеспечению победы кандидатов на выборах. Занимаются решением технических и финансовых вопросов, связанных с выборами. В их ведении находится контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и так далее.

    Парламентские партии имеют компактную организационную  структуру и постоянно функционирующие органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира.

    4. Партияобщина или партияклуб. Она  представляет собой массовую  организацию, объединяющую граждан не столько по принадлежности к какойлибо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. К ним можно отнести клубы по интересам,  различные ассоциации, объединения защитников памятников, "синих" (борются за улучшение  социальной  экологии), "зеленых" (борются за улучшение охраны окружающей среды). В последние годы происходит их политизация. Так, в Германии, в ряде государств СНГ "зеленые" объединили свои организации и официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу.

    Французский политолог М.Дюверже берет за основу организационное устройство партий и делит их на кадровые и  массовые.

    Массовые  партии  это партии, характеризующиеся  многочисленностью, наличием тесной связи между членами и организацией, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности. Членские взносы для таких партий являются основным источником финансирования. (Социалистические, коммунистические партии).

    Кадровые  партии  это партии, которые характеризуются  немногочисленностью, "аморфностью членства", отсутствием механизма официального приема в партию, а также строго определенного статуса члена партии. Кадровые партии опираются на профессиональных политиков. Здесь нет членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и проведения выборов. Руководство кадровыми партиями осуществляется небольшим числом профессиональных политиков. Финансовую поддержку этим партиям оказывает финансовая элита (Республиканская и Демократическая партии США, консерваторы в Англии и другие).

    По  характеру внутренней организации  политологи делят партии на открытые, признающие политический плюрализм, и  закрытые, имеющие ограниченное членство. Закрытые партии имеют тенденцию  превращаться в авторитарные партии. Авторитарные партии характеризуются полной поддержкой режиму власти и ответной его поддержкой. Они, как правило, существуют в развивающихся странах.

    Политологи  выделяют также тоталитарные партии, которые контролируют не только политические, но и все общественные структуры, подавляют гражданские свободы. Для них характерна регламентация членства, строгая дисциплина, отсутствие фракций и разногласий. К тоталитарным партиям западные политологи относят нацистские и коммунистические партии, являвшиеся долгое время правящими в социалистических странах.

    Для демократического типа партий характерна терпимость к другим партиям и  плюралистический подход к партийной конкуренции. Наряду с перечисленными существуют и другие классификации партий.

    В 7080е годы европейские и американские политологи высказывали мнение о том, что политические партии исчерпали себя. Они ссылались на то, что в современных условиях партии перестают быть основными организаторами избирательного процесса, так как многие кандидаты ведут свои предвыборные кампании, используя средства массовой информации и штат помощников, экспертов, не зависящих от партии. Однако предсказания политологов не оправдались. Действительно, средства массовой информации широко используются в современных избирательных кампаниях, но они не могут заменить политические партии в их основных функциях  в обеспечении связи гражданского общества и государства, в подборе кандидатов и выдвижении политических деятелей; в их влиянии на политический процесс, в достижении социальной интеграции.

    И в то же время есть доля истины и в рассуждениях о конце партийной политики. Общество развивается, партии не всегда успевают за изменениями. Новые общественные интересы и потребности не всегда находят отражение в политике традиционных партий. Новые политические силы могут остаться за бортом парламентского представительства, что может стать источником социальной напряженности.

    Далее остановимся на рассмотрении партийных  систем. Что понимается под партийной  системой? Партийная система  совокупность партий (правящих и оппозиционных), находящихся в тесных отношениях с государством и принимающих участие в осуществлении государственной власти.

    В ходе исторического развития сформировались три основные типа партийных систем: двухпартийная система (бипартизм) многопартийная система и система "двух с половиной партий". Если в стране действует одна партия, есть смысл говорить не об однопартийной системе, а скорее об однопартийном режиме функционирования политической системы. Такой режим характерен для авторитарных и тоталитарных политических систем. Однопартийная система, существующая в бывшем СССР, связана с определенной моделью партии, убежденной в своем превосходстве и праве на политическое руководство.

    Отличительная особенность двухпартийной системы  состоит в том, что только две из наличных партий реально участвуют в осуществлении государственной власти. Пример  британская система с консервативной и лейбористской партиями, имеющими единую структуру, централизацию, твердую парламентскую дисциплину. Такая система существует в США, Ирландии, Новой Зеландии и других странах.

    В некоторых странах действуют "двух с половинные" партийные системы, в которых относительно слабая третья партия помогает одной из основных партий добиться парламентского большинства и сформировать правительство. Пример  ФРГ, где кроме двух основных партий (ХДС  ХСС и СДПГ) действует "младший партнер", более слабая Св.ДП. В Австралии аграрная и либеральная партии могут прийти к власти только благодаря поддержке более слабой партии.

    Многопартийные  системы возникают, когда в стране действуют три и более партий, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. Преимущества многопартийной системы по сравнению с двухпартийной связаны с тем, что она точнее и полнее отражает социальноэкономическую структуру общества и социальные интересы. Однако правительства, создаваемые на основе партийных коалиций неустойчивы и зависимы от состояния межпартийных отношений. Примером является Италия.

    В современном мире в большинстве  государств сложились многопартийные системы. Их конкретное содержание зависит от ряда факторов. Вопервых, оказывает влияние уровень развития социальноклассовой структуры. Различные социальные группы и слои со своими специфическими интересами нуждаются в политических партиях, которые бы выражали и защищали эти интересы в соответствии с общегосударственными. Вовторых, важным условием многопартийности является демократизация всех сфер общественной жизни, торжество закона. Только в такой обстановке обеспечивается самостоятельность и равноправие всех партий, их цивилизованное соревнование. Втретьих, один из ведущих принципов зрелой многопартийной политической системы формирование высокой политической культуры.

    Эти условия крайне важны для функционирования многопартийности цивилизованного  типа. Именно к такому типу движется многопартийность в развитых странах. Что характерно для многопартийности цивилизованного типа? Прежде всего двухпартийный механизм власти (или двух межпартийных блоков, в котором наряду с правящей партией действует партия, не получившая поддержки большинства избирателей, но завоевавшая определенное количество мест в высших и местных органах власти. Она участвует в их работе как оппозиционная сила. Другие, менее влиятельные партии, выполняют функции поддержки правящей партии или давления на органы власти, когда они блокируются с оппозиционной партией.

    Современные двухпартийные системы нельзя оценить  только как механизм манипулирования  сознанием и поведением граждан, исходя из интересов класса, господствующего  в экономике. Такая система в определенной степени отражает интересы более широких слоев населения. В современных условиях победа той или иной партии в избирательной кампании зависит от позиции наемных работников. Для обеспечения их поддержки на выборах мало одних обещаний, нужны реальные блага. Это понимают лидеры и правящих и оппозиционных партий. Ныне более чем в 30 странах одной из влиятельных противоборствующих партий, является социалдемократическая, ориентирующаяся, главным образом, на людей труда, на поддержку рабочего и демократического движения. Такие партии, находясь у власти, добились значительного улучшения жизни большинства трудящихся Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Германии, Франции и других стран.

    При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между  партиями, блоками партий, через  них и между классами, социальными  слоями.

    Оппозиционные партии полезны и как гарантия против некомпетентности, злоупотреблений  в системе власти. Они не прощают ее представителям промахов, ошибок, невнимания к людям, понуждают их выполнять управленческие функции более эффективно. Оппозиция играет сдерживающую роль по отношению к бюрократизации аппарата управления. Это достигается благодаря осуществлению оппозиционными партиями контроля за деятельностью представителей правящей партии в законодательных и исполнительных органах власти.

    Историческая  практика показывает, что многопартийность благотворно влияет и на внутреннюю жизнь партии. Перед лицом конкурентов ее руководство вынуждено проявлять больше инициативы в совершенствовании структуры партийных органов, программы, стратегии и тактики, средств и методов деятельности, повышении боевитости и ответственности членов партии, сплочении их рядов. Это важно для привлечения на свою сторону избирателей, для победы в политической борьбе. В атмосфере межпартийного соперничества выделяются истинные лидеры. Вместе с тем, следует иметь в виду, что даже цивилизованная многопартийность порождает определенные трудности. Усилия правящей партии отвлекаются на межпартийную борьбу. У оппозиционной партии начинают преобладать негативные оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Обостряются межпартийные отношения.

    Эффективность многопартийной системы власти зависит от зрелости объективных условий и субъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к деформированной многопартийности, характеризующейся применением нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы.

Информация о работе Политические партии в РФ. Непартийнные политические объединения и движения