Политические идеи К. Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом : сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Оглавление

1. Исторические условия возникновения марксизма ............... 3

2. Материалистическое понимание истории ……..………….. 4

3. Политическая концепция К. Маркса ………………………… 5

4. Историческое значение марксизма …………………………. 8


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................……. 10

Файлы: 1 файл

marks.doc

— 247.00 Кб (Скачать)


10

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Е.ЖУКОВСКОГО «ХАИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по политология

 

на тему : ”Политические идеи К. Маркса”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил студент:

                               Резинкина О.В.

                                            Проверил преподаватель :

                                Ландесман Т.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРЬКОВ

2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

1.     Исторические условия возникновения марксизма ...............   3

                              

2.     Материалистическое понимание истории ……..…………..   4

 

3.     Политическая концепция К. Маркса ………………………… 5

 

4. Историческое значение марксизма  …………………………. 8

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   ..........................…….  10  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторические условия возникновения марксизма.

 

 

              Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом : сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники. Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства  материальных благ для трудящихся , и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах , а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений , придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того , что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли : немецкой классической философии , классической английской политической экономии и французского  утопического социализма.

 

 

2. Материалистическое понимание истории

 

 

Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом , представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов.

Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном этапе развития, процесс все большего углубления противоречий между  производительными  силами  и  производственными  отношениями , между общественным характером производства и частнособственническим присвоением их результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории , теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие , что определяют комплекс общественных отношений , он утверждал , что в истории решающую роль играют народные массы , что капитализм имеет переходное значение в истории , поэтому его должен заменить новый коммунистический строй , который является неизбежным и закономерным результатом революционного  решения противоречий капитализма .

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото­рого является уничтожение существующего миропорядка. Проле­тарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролета­риата; уничтожение частной собственности — путь к освобожде­нию. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.

К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии общества есть продукт материальных отношений , это было совершено новой позицией относительно теорий природного права и общественного договора тех времен.

В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.

Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том , что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены  узкие рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществляется через классовую борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим , через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению   однородного , социально справедливого общества.

Проблема освобождения человека , формирование целостного , гармонического , всесторонне  развитого человека – главная идея К. Маркса. Уже в своих ранних трудах Маркс писал про необходимость установления принципиально нового общественного строя , который бы сделал исходящим моментом развития именно человека.

Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции , необходимо глубже присмотреться к научным работам К. Маркса.

 

 

4.    Политическая концепция К. Маркса

 

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...».

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движе­ние — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали­стической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и ком­мунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуще­ствлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожа­лению, рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огром­ным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были нари­сованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» — причины, механиз­мы , источники отчужденного труда. Получалось, что для практи­ческой реализации идеалов, ярко и полно намеченных в фило­софской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы   понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.

В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление  ” Маркс доказал , что для освобождения пролетариата необходимо уничтожение капиталистической частной собственности и эксплуатации , что возможно через революционную борьбу. В  совместной книге “ Святое семейство “ К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею о том , что субъектом революции должен стать сам пролетариат.

Уже вначале своей деятельности К. Маркс занял  радикальную и противоположную либеральной позицию : вместо эволюции предложил революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной собственности .Дальше  больше . Во втором совместном труде “ Немецкая идеология ” ( полностью  был опубликован в 30 – х годах ХХ ст. ) был сделан решительный вывод , что каждый клас который стремится к властвованию “ должен прежде всего  завоевать себе политическую власть ”.

Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848) , в котором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для завоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаны основные положения стратегии и тактики пролетарской партии , а именно , что партия ведет борьбу за ежедневные  задания рабочих , объединяя их с борьбой за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идея пролетарского интернационализма, конкретизованая в лозунге “пролетарии всех стран , объединяйтесь !”.

Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были особенно актуальны , то К. Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической , про гегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850 годы” ), понятие диктатуры

 

 Маркс К. , Енгельс Ф. Сочинения – Х.,1959 – Т.3-С.31

 

 

пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политического союза пролетариата с крестьянством , про конечность слома старой буржуазной государственной машины в случае победы революции и создание новой системы (“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опирались на опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций.

В 1867 году был опубликован первый том “Капитала” , в котором  К. Маркс доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма , описал основные черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество должно было б опираться на общественную собственность на средства производства , общественное равенство и социальную справедливость. Понятно , что при этом К. Маркс исходил  из индустриальной модели развития общества .В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал , что завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость , но и великая обязанность.

С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма. Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа демократии антипода либерально – пролетарской  демократии , которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение Коммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государстве национальной политической пролетарской партии со своими программами. Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи про диктатуру пролетариата , а также выдвинул идею про необходимость особенного переходного периода от капитализма к социализму и про две фазы коммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готской программы”).

Информация о работе Политические идеи К. Маркса