Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:54, контрольная работа
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1.Учение Платона о политике и государстве…………………………………………..4
2. Политико-правовые идеи Аристотеля…………………………………………………10
3. Политические идеи Цицерона……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………………………………………………20
ФГОУ
ВПО «Калининградский
государственный
университет»
Кафедра социальных наук ,
Педагогики
и права
Контрольная работа по политологии
Тема «Политические
идеи Древней Греции
и Рима»
Выполнила студентка гр. 07-ЗВА шифр 3172
Журавлева Елизавета
Александровна
Контрольная
работа сдана_____________
К Защите________________________ Контрольная работа зачтена
______________________________ |
Контрольную работу
проверил:
Романовская О.Г. |
Калининград, 2011г.
План
Введение…………………………………………………………
1.Учение Платона о политике и государстве…………………………………………..4
2. Политико-правовые
идеи Аристотеля…………………………………………………
3. Политические
идеи Цицерона…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение:
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления философов Платона и Аристотеля можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки. На определенных стадиях развития общества проблемы власти и управления приобретали такую важность, что усилия лучших умов того времени концентрировались на рассмотрении человека, помещаемого в фокус политики. Аристотель назвал “политику” королевой наук.
Впрочем, нужно отдавать себе отчет в том, что подобные размышления представляют собой скорее протополитику – так уместнее называть теоретическую деятельность предшественников современной политической науки.
Протополитика носила
должно быть
практическим, т.е. применимым к жизни,
а потому в практических науках не
могут использоваться строгие (как
в математике) методы доказательства –
практическое знание никогда не может
быть таким точным и определенным, как
теоретическое.
1.Учение Платона о политике и государстве
Платон
(427–347 гг. до н.э.) – один из величайших
мыслителей не только античности, но и
во всей истории философии, политических
и правовых учений.
Платон
происходил из очень знатного афинского
рода. В молодости (407–399 гг. до н.э.) был
слушателем и учеником Сократа, оказавшего
на него огромное влияние. После смерти
Сократа Платон вместе с другими учениками
казненного философа покинул Афины. Он
побывал в Мегарах, а затем много путешествовал,
посетив Египет, Южную Италию и Сицилию.
Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н.э.
приобрел рощу в зеленой окраине города,
носившей имя героя Академа, и основал
здесь знаменитую Академию, которой руководил
до конца жизни. Академия просуществовала
почти целое тысячелетие (до 529 г. н.э.).
Воззрение
Платона заметно изменялись на протяжении
его долгого творческого пути.
Так, в его ранних диалогах, называемых
«сократическими» («Апология Сократа»,
«Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют
взгляды, метод и подход Сократа – рационализм;
поиски общих понятий, обнимающих собой
многообразие эмпирических явлений; углубленный
интерес к моральной проблематике и т.п.
Собственно платоновское учение об идеях
появляется в более поздних диалогах («Государство»,
«Политик»,«Софист», «Парменид» и др).
Заметным влиянием пифагорейской цифровой
мистики и религиозномифологических верований
отмечен последний труд Платона – «Законы».
Смысл
платоновского учения об идеях состоит
в том, что «истинное бытие
– это некие умопостигаемые и
бестелесные идеи», а данные ощущению
эмпирические тела, вещи и явления
– не истинны, поскольку вообще относятся
не к бытию, а к чему-то подвижному,
становлению.
Мир
явлений для Платона не абсолютно
отделен и изолирован от мира идей,
поскольку первый при всей своей
мнимости и несамостоятельности
все же представляет собой некую искаженную
копию и слабую тень второго. Мир идей
– вечно неизменный божественный проект
изменчивого человеческого мира.
Истинное
познание – это познание бытия, т.е.
мира идей. Оно доступно лишь «редким
людям» – философам. Толпе же, считал
Платон, не присуще быть философом.
Идеальное
государство трактуется Платоном (в
диалоге «Государство») как реализация
идей и максимально возможное воплощение
мира идей в земной общественно-политической
жизни – в полисе.
В
«Государстве» Платон, конструируя
идеальное справедливое государство,
исходит из того соответствия, которое,
по его представлениям, существует между
космосом в целом, государством и отдельной
человеческой душой. По самой идее справедливости,
подчеркивает Платон, справедливый человек
нисколько не отличается от справедливого
государства, но, напротив, схож с ним.
Трем началам (или частям) человеческой
души – разумному, яростному и вожделеющему
– аналогичны в государстве три схожих
начала – совещательное, защитное и деловое,
а этим последним соответствуют три сословия
– правителей, воинов и производителей
(ремесленников и земледельцев).
Справедливость
состоит в том, чтобы каждое начало
занималось своим делом и не вмешивалось
в чужие дела. Кроме того, справедливость
требует, по Платону, соответствующей
иерархической соподчиненности этих начал
во имя целого: способности рассуждать
(т.е. философам, которые персонифицируют
эту способность) подобает господствовать;
яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной
защитой, подчиняясь первому началу; оба
этих начала управляют началом вожделеющим
(ремесленниками, земледельцами и другими
производителями), которое «по своей природе
жаждет богатства».
Определяя
полис как совместное поселение,
обусловленное общими потребностями,
Платон подробно обосновывает положение
о том, что наилучшее удовлетворение этих
потребностей требует разделения труда
между гражданами государства.
Для
обоснования вводимой иерархии сословий
большое значение Платон придавал распространению
среди населения идеального государства
«благородного вымысла» о том, что хотя
все они – братья, но бог, вылепивший людей,
в тех из них, кто способен править, примешал
при рождении золота, в их помощников –
серебра, а в земледельцев и ремесленников
– железа и меди. Лишь в тех случаях, когда
от золота родится серебряное потомство,
а от серебра – золотое и т.д., допустимы
переходы членов одного сословия в другое.
Придуманный Платоном миф кончается предостережением,
что государство погибнет, когда охранять
его будет железный или медный страж.
Чтобы
стражи постоянно были на высоте своих
задач, их быт и вся жизнь организуются
на началах солидарности, общности, равенства
и коллективизма. Подчеркивал Платон,
– никто не должен обладать никакой частной
собственностью, если в том нет крайней
необходимости. Затем ни у кого не должно
быть такого жилища или кладовой, куда
не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые
припасы стражи получают от третьего сословия.
Живут и питаются стражи сообща, как во
время походов. Им запрещается не только
пользоваться, но даже прикасаться к золоту
или серебру.
Решающее
значение для идеального государственного
устройства имеет, по Платону, введение
для стражей общности жен и детей. Женщины
в идеальном государстве уравнены в правах
и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном
смысле для двух первых сословий не существует.
Детей воспитывает государство.
Вопросы
регламентации брака, быта, собственности,
труда, да и всей жизни людей третьего
сословия Платон оставляет на усмотрение
властей идеального государства. Хотя
члены этого сословия отстранены от управления
государством, однако в принципе они являются
свободными, а не рабами.
Платон
– против крайностей богатства и
бедности, за умеренность, средний достаток.
Весьма проницательно он подмечает политическое
значение имущественного расслоения общества.
Главное социально-экономическое отличие
проектируемого идеального государства
от всех прочих государств Платон видит
в том, что в нем преодолен раскол на богатых
и бедных, тогда как каждое обычное государство
«представляет собою множество государств...
Как бы там ни было, в них заключены два
враждебных между собой государства: одно
– бедняков, другое – богачей; и в каждом
из них опять-таки множество государств,
так что ты промахнешься, подходя к ним
как к чему-то единому».
Идеальное
государство Платона –
Правление
философов и действие справедливых
законов для Платона в «Государстве» –
два взаимосвязанных аспекта единого
идеального проекта.
Идеальное
государство как правление
Платон
в «Государстве» верит в
Идеальному
(аристократическому) государственному
устройству Платон противопоставляет
четыре других, характеризуя их в порядке
прогрессирующей порчи государственности.
Освещая весь этот цикл деградации, Платон
создает цельную динамическую картину
политической жизни и смены ее форм.
Вырождение
идеальной аристократии приводит к
появлению частной
Порча
поглощенного войной и раздорами
тимократического государства приводит
– в результате скопления значительного
богатства у частных лиц – к олигархии.
Этот строй основан на имущественном цензе;
у власти стоят богатые, бедняки не участвуют
в правлении. В неимущих зреет ненависть
против алчных и никчемных богачей, приводящая
к перевороту в государстве и установлению
демократии.