Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:54, контрольная работа
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1.Учение Платона о политике и государстве…………………………………………..4
2. Политико-правовые идеи Аристотеля…………………………………………………10
3. Политические идеи Цицерона……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………………………………………………20
В
обоснование рабства Аристотель
приводит несколько доводов. Решающий
среди них - естественные (природные)
различия между людьми. На страницах "Политики"
неоднократно подчеркивается, что рабство
установлено природой, что варвары, обладая
могучим телом и слабым умом, способны
исключительно к физическому труду. Аристотель
призывал порабощать варваров силой, охотиться
на них, как на диких животных. "Такая
война, - говорил он, - по природе своей
справедлива".
Аргументацию
рабства "от природы" дополняют
доводы экономического порядка. Рабство,
с этой точки зрения, вызвано потребностями
ведения хозяйства и производственной
деятельности. "Если бы ткацкие челноки
сами ткали, а плектры сами играли на кифаре,
тогда и зодчие не нуждались бы в работниках,
а господам не нужны были бы рабы".
Частная
собственность, подобно рабству, коренится
в природе и является элементом семьи.
Аристотель выступал решительным противником
обобществления имущества, предлагаемого
Платоном. "Трудно выразить словами,
сколько наслаждения в сознании того,
что нечто принадлежит тебе". Общность
имущества он находил, кроме того, экономически
несостоятельной, препятствующей развитию
в человеке хозяйственных наклонностей.
"Люди заботятся всего более о том, что
принадлежит лично им; менее заботятся
они о том, что является общим". К этим
аргументам в защиту частной собственности
обращались впоследствии многие идеологи.
Главную
задачу политической теории Аристотель
видел в том, чтобы отыскать совершенное
государственное устройство. С этой
целью он подробно разбирал существовавшие
формы государства, их недостатки и причины
государственных переворотов.
Классификация
форм государства в "Политике"
проводится по двум критериям: по числу
правящих лиц и осуществляемой в
государстве цели. В зависимости
от числа властвующих Аристотель
выделяет правление одного, немногих
и большинства. По второму критерию выделяются
правильные государства, где верховная
власть преследует цели общего блага граждан,
и неправильные, где правители руководствуются
интересами личной выгоды. Наложение этих
классификаций друг на друга дает шесть
видов государственного устройства. К
правильным государствам относятся монархия,
аристократия и полития; к неправильным
- тирания, олигархия и демократия.
Сам
по себе этот перечень форм государства
не оригинален. Примерно такую же классификацию,
но проведенную по другим основаниям,
можно найти в диалоге Платона "Политик".
Новым в теории Аристотеля было то, что
он попытался свести все многообразие
государственных форм к двум основным
- олигархии и демократии. Их порождением
или смешением являются все остальные
разновидности власти.
В
олигархии власть принадлежит богатым,
в демократии - неимущим. Говоря о
демократии и олигархии, Аристотель
отступает от формальных критериев
их разграничения и выдвигает на первый
план признак имущественного положения
властвующих. Богатые и неимущие, указывал
философ, составляют как бы два полюса,
диаметрально противоположные части любого
государства, так что в зависимости от
перевеса той или иной стороны устанавливается
и соответствующая форма правления. Коренная
причина политической неустойчивости,
мятежей и смены форм государства заключается
в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия
усугубляет существующее неравенство,
а демократия чрезмерно уравнивает богатых
и простой народ. В своих рассуждениях
о демократии и олигархии Аристотель вплотную
подходит к пониманию социальных противоречий,
определявших развитие рабовладельческого
государства.
Политические
симпатии Аристотеля - на стороне политии,
смешанной формы государства, возникающей
из сочетания олигархии и демократии.
Экономически
полития представляет собой строй,
при котором преобладает
Социальной
опорой власти в политии выступают собственники
земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель
исключает из числа граждан лиц, занятых
физическим трудом. Гражданская доблесть,
заявлял он, подходит "только к тем,
кто избавлен от работ, необходимых для
насущного пропитания". Хотя землепашцы,
ремесленники и поденщики нужны в государстве,
однако важнейшими его частями являются
воины и правители. При политии власть
"сосредоточивается в руках воинов,
которые вооружаются на собственный счет".
Они обладают гражданскими правами в полном
объеме. Некоторые, весьма урезанные права
граждан предоставляются также земледельческому
демосу - крестьянам.
Политически
этот строй характеризуется
Уравнивающая
справедливость, принципом которой
является "арифметическая пропорция",
затрагивает отношения обмена, возмещения
ущерба, назначение наказаний за имущественные
преступления и т.п. Закон при этом "обращает
внимание лишь на различие ущерба, а с
лицами обходится как с равными во всем".
Напротив, при распределяющей справедливости
учитывается положение человека в обществе.
Ее принципом служит "геометрическая
пропорция" - воздаяние по достоинству
и заслугам. Применяется распределяющая
справедливость в политических отношениях,
при выдвижении на должности, назначении
наказаний за преступления против чести
и достоинства. Например, если ударит начальник,
то ответный удар наносить не следует,
если же ударят начальника, то следует
не только ударить, но и подвергнуть каре.
Большое
значение Аристотель придавал размерам
и географическому положению идеального
государства. Его территория должна быть
достаточной для удовлетворения потребностей
населения и одновременно легко обозримой.
Число граждан следует ограничить так,
чтобы они "знали друг друга". Политическим
идеалом Аристотеля был самодостаточный
экономически обособленный полис. Наилучшие
условия для совершенного государства
создает умеренный климат Эллады.
Концепция
Аристотеля служила теоретическим
оправданием привилегий и власти
землевладельческой аристократии. Несмотря
на его заверения в том, что демократия
и олигархия в политии смешаны "по половине"
и даже с "уклоном в сторону демократии",
аристократические элементы в наилучшем
государстве получили явное преобладание.
Участие
народа в управлении обставлено здесь
такими оговорками, которые практически
лишают его возможности решать государственные
дела. Свободнорожденные, не обладающие
богатством или добродетелью, не допускаются
к занятию высших должностей. Аристотель
соглашается предоставить им право участвовать
в совещательной и судебной власти, но
с условием, что у народной массы не будет
решающего голоса.
В
качестве примеров смешанного государственного
строя в "Политике" названы аристократическая
Спарта, Крит, а также "прародительская"
демократия, введенная в Афинах реформами
Солона.
Правовая
теория Аристотеля была подчинена тем
же идеологическим целям, что и учение
о государстве. Право он отождествляет
с политической справедливостью, подчеркивая
тем самым его связь с государством как
моральным общением между свободными
гражданами. Вне политического общения
права не существует. "Люди, не находящиеся
в подобных отношениях, не могут и иметь
относительно друг друга политической
справедливости". Право отсутствует
поэтому в отношениях господ и рабов, отцов
и детей, при деспотической власти.
Политическое
право делится на естественное и
условное (установленное). "Естественное
право - то, которое везде имеет одинаковое
значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право то, которое
первоначально могло быть без существенного
различия таким или иным, но раз оно определено
[это безразличие прекращается]". Предписания
естественного права Аристотель нигде
специально не перечисляет, но, по смыслу
его концепции, к таковым относятся все
общественные явления, существующие "от
природы": семья, рабство, частная собственность,
война греков с варварами и др. Под условным
правом он понимает законы, установленные
в государстве, включая сюда как писаные
законы, так и неписаное обычное право.
Естественное право стоит выше закона;
среди законов важнее неписаные, основанные
на обычае.
Аристотель
подчеркивал, что постановления
народного собрания и правителей
не являются законами в собственном
смысле слова и не должны содержать
предписаний общего характера. "Закон
должен властвовать над всем; должностным
же лицам и народному собранию следует
предоставить обсуждение частных вопросов".
Направленная
против учений рабовладельческой демократии,
аристотелевская концепция была
призвана умалить значение писаных
законов, подчинить их нормам обычного
права и предустановленной в
природе справедливости. "Законы,
основанные на обычае, имеют большее значение
и касаются более важных дел, нежели законы
писаные", - утверждал философ.
Политико-правовая
теория Аристотеля суммировала развитие
взглядов землевладельческой аристократии
в Древней Греции. По мере проникновения
частной собственности и рабовладельческих
отношений в земледелие идеологи полисной
знати последовательно перешли от традиционных
воззрений к признанию экономической
роли рабства, правовых методов регулирования
общественной жизни ("Законы" Платона),
к апологии частной собственности и равенства
граждан перед законом в сфере имущественных
отношений (в "Этике" Аристотеля).
Выше этого подняться они не могли. Аристократия,
связанная с полисной системой землевладения,
способна была удержать господствующие
позиции лишь при условии сохранения натурального
хозяйства, "умеренной" или "средней"
собственности и патриархальных полисных
традиций и обычаев в сфере управления.
Аристотель не случайно повторял за Платоном,
что для аристократии, обладающей "избытком
добродетели", законы не нужны.
3.
Политические идеи
Цицерона.
В
римском обществе рабовладельческий
способ производства достигает высшей
ступени своего развития. Начиная с III
в. до н. э. образование крупных поместий
(латифундий), основанных на эксплуатации
рабского труда, потребовало массового
притока рабов, расширения государственной
территории и проведения завоевательской
политики. За исторически короткий срок
Рим превратился из государства-полиса
с республиканским правлением в крупнейшую
рабовладельческую империю Организация
империи была завершена в I в. до н.э.
Одновременно
с утверждением и развитием рабовладельческого
строя в римском обществе вызревали
противоречия, обострявшиеся в периоды
гражданских войн и массовых выступлений
рабов (восстание под руководством Спартака
74-71 гг. до н э. и др.).
С
конца II в. н.э. римское общество вступает
в состояние кризиса, вызванного
противоречиями между потребностями
развивающегося производства и невозможностью
повысить производительность рабского
труда Некогда могущественное римское
государство распадается на Западную
империю и Восточную империю, получившую
позднее название Византии В V в. территория
Италии была завоевана германскими племенами,
и Западная Римская империя прекратила
свое существование.
Политико-правовые
учения Древнего Рима имели много
общего с политическими учениями античной
Греции. Сходство политической мысли древних
греков и римлян определялось не только
тем, что идеологические концепции в этих
странах формировались на основе однотипных
социально-экономических отношений, но
и глубокой преемственностью в развитии
их культуры. Древний Рим, долгое время
остававшийся на периферии Античного
мира, вынужден был подтягиваться до уровня
передовых полисов Греции, перенимать
ее культуру. Завоевание Римом греческих
полисов положило начало эллинизации
римского общества, т.е. широкому распространению
греческой культуры среди римлян. В эпоху
империи эти процессы переплетались с
процессами взаимовлияния греческих,
восточных и собственно римских культурных
традиций.
Политико-правовые
учения в Древнем Риме формировались
на основе философских направлений, которые
были перенесены из Греции. В своих наставлениях
по философии римские мыслители обычно
воспроизводили греческие учения, изменяя
и приспосабливая их применительно к римским
условиям. При разработке политических
концепций римские авторы опирались на
заимствованные из греческих источников
представления о формах государства, о
соотношении закона и справедливости,
о естественном праве и др.