Культура древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Культуру Древней Греции и Древнего Рима исследователи объединяют в единое понятие «культура античности». Сам термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Каждый период в истории культуры является ценным, но несомненным является то, что литература, и искусство, и философия античности - это отправная точка в развитии всей мировой культуры, настоящий фундамент для сформировавшихся позднее культур Европейских государств.
Конечно, древнеримская и древнегреческая культуры имеют много общего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. В тоже время между этими двумя культурами было много существенных различий.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. 3
I Культура Древней Греции……………………………………. 5
1.1 Мировоззрение древних греков……………………………... 5
1.2 Скульптура, архитектура ………………………..………… 7
1.3 Поэзия, театр…………..…………………..………………… 9
1.4 Религия и мифология………………………………………… 10
1.5 Периоды в культуре Древней Греции………………………. 11
2 Культура Древнего Рима……………………………………. 15
2.1 Религия и мифология………………………………………... 15
2.2 Искусство и литература ………………..…………………... 16
2.3 Скульптура и архитектура ………………………………… 17
Заключение………………………………………………….. 21
Список используемой литературы………………………….

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

  Введение……………………………………………………….. 3
I Культура Древней Греции……………………………………. 5
1.1   Мировоззрение древних греков……………………………... 5
1.2 Скульптура,  архитектура    ………………………..………… 7
1.3 Поэзия,  театр…………..…………………..………………… 9
1.4 Религия и мифология………………………………………… 10
1.5 Периоды в культуре Древней Греции………………………. 11
2 Культура Древнего Рима……………………………………. 15
2.1 Религия и мифология………………………………………... 15
2.2 Искусство и  литература ………………..…………………... 16
2.3 Скульптура и архитектура ………………………………… 17
  Заключение………………………………………………….. 21
  Список используемой литературы…………………………. 23

 
 
 
 
 

Введение

       На юге Европы рядом находятся Греция и Италия. Обе страны расположены на полуостровах, обе покрыты горами. И климат Греции похож на климат Италии: там и тут – жаркие и засушливые лето и весна, дождливые зима и осень. Но исследователи считают, что между ними велико различие!

Грецию  в древности населял народ, имевший  общую культуру, но не сумевший объединиться и создать единое государство. Население Италии состояло из множества племен, резко различавшихся по языку, уровню культуры и по общественному устройству.  Однако в Италии создалось одно из самых прочных государств древности.

     Культуру Древней Греции и Древнего Рима исследователи объединяют в единое понятие «культура античности». Сам термин  "античность"   происходит  от  латинского  слова  antiquus  - древний. Каждый период в истории культуры является ценным, но несомненным является то, что литература, и искусство, и философия античности - это отправная точка в развитии всей мировой культуры, настоящий фундамент для сформировавшихся позднее культур Европейских государств.

    Конечно, древнеримская и древнегреческая культуры имеют много общего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. В тоже время между этими двумя культурами было  много существенных различий. 

    Целью моего реферата является ознакомление с культурой древних греков и римлян. Также в своей работе я хотела бы выявить сходства и различия этих двух культур. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние греческой культуры на римскую.

    Тема моего реферата актуальна и интересна,  поскольку культура и ее познание является актуальным во все времена. Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что как говорилось выше, античная культура    была   колыбелью   европейской культуры,  именно  здесь  были  заложены  те   материальные, духовные, эстетические ценности,  которые в той или иной  мере  нашли   своё развитие почти у всех средневековых европейских народов, а следовательно, и у всего современного мира.  Выбор темы продиктован моим личным интересом, обилием материала об античной эпохе, а также важностью данного этапа в истории культуры всего  человечества.

       Конечно, в такой небольшой работе как этот реферат невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

  Тема античной культуры весьма популярна в исследовательских кругах. Ведь, несмотря на длительное изучение, она не перестает быть интересной, поэтому как я уже говорила литературы, для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. При написании этой работы я пользовалась изданиями по истории искусств, книгами по мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками. Наиболее информативными и полезными оказались: « История культуры Древней Греции и Рима», (Куманецкий К.), а также статья Коптева А.В. «Античное гражданское общество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению данной темы. 

   
 

1 Культура Древней Греции

1.1 Мировоззрение древних греков

      Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. до н.э. Греки называли свою страну Элладой. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV веках до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом непревзойденным феноменом в истории мировой культуры. Эллины многое позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии - Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства. Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления и, прежде всего республики и демократии. В Греции отчетливо выделяются 2 типа труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека. У греков образовался особый тип организации общества - полис.  Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться  духом свободы, которая для них была высшей ценностью.  Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие "калокагатия", что означает "прекрасное - доброе", так же это понятие выражало такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала. Греческие мыслители впервые в истории культуры выдвинули идею всесторонне развитой личности как цели культурного развития. Культурный человек, гражданин полиса, должен был обладать следующими качествами:

     1. Он должен быть патриотом  - защитником полиса. Поэтому от  него требовались воинские умения.

   2. Он должен активно участвовать в политической и общественной жизни полиса: знать его законы, уметь хорошо, красиво говорить - быть оратором, обладать навыками государственного управления.

  3. Культурный  человек должен быть эстетически  совершенным.

     На формирование этих качеств была направлена вся система греческого образования и воспитания.  Образование развивалось по двум направлениям: гимнастическое образование - это занятия спортом, физической культурой. Гимнастические дисциплины способствовали развитию тела. Мусическое образование - это обучение искусствам. Нужно было овладеть искусством стихосложения, основами музыкального исполнительства, знать произведения литературы, прежде всего поэмы Гомера и Гесиода, ораторским искусством, философией. Мусические дисциплины формировали душу, сознание, ум. Главными нравственными качествами, которыми должен обладать культурный человек, считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. По определению древнегреческого философа Аристотеля, добродетель - это мудрая середина между крайностями. Например, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством. Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей, чрезмерностей, соблюдать принцип меры. "Меру во всем соблюдай!", "Ничего слишком!" - писали греки на фронтонах своих храмов. Аристотель обращал внимание на то, что если мера нарушается, добродетель может переходить в свою противоположность (доброта в безволие, требовательность - в придирчивость, осторожность - в трусость). 

     Большое значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с  умеренностью, гармонией и порядком. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом.  Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули "отцов - основателей", положивших начало их современным формам. Это касается и философии, математики (Пифагор, Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), клинической медицины (Гиппократ), истории (Геродот).

1.2 Скульптура, архитектура

  Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Греческая  скульптура  первоначально  уступала  скульптуре  древнего Востока. Но с V в. до  н.э.  достигла  небывалого  расцвета.  Передаётся  не только фигура и лицо, но и  движение  и  даже  чувства  изображаемых  людей.

     Особой известностью и  славой  пользовались  скульпторы:   Мирон,  Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп. Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол». Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец. В этом образе — гармоничное сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности вся фигура исполнена чисто эллинского классического благородства. Наиболее совершенной из всех работ Фидия считался Зевс Олимпийский, величайший труд его жизни. Сами греки отдавали пальму первенства этой статуе, производившей на современников неотразимое впечатление. Статуя погибла, вероятно, сгорела вместе с Олимпийским храмом. 

  В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Важным достоянием скульптуры того времени является умение искусно показать человеческую фигуру в его движении. Особенно хорошо это проявилось в статуе бога Посейдона, сделанной из бронзы. Статуя была найдена в море недалеко от мыса Артемисион. Владыка морей и могучий атлет в одном лице, бросающий трезубец в противника, поражает своей красивой и могущественной фигурой двухметровой высоты. Скульптор искусно передал не только движения, но и эмоции Посейдона, его гнев, усиленный при помощи размаха больших и сильных рук и упругого шага. Сила и мощь бога видна и по напряженным мускулам. Лицо Посейдона выражает мужественность и устремленность.

       Архитектура основана на двух видах ордера - дорийском и ионийском. Дорийская архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорийский стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорийский храм Геры в Олимпии.

     Ионийский стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стремились достичь легкости, изящества линий.

    Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры. Этот ансамбль включал парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Антерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины Девы). Среди знаменитых архитектурных памятников также находились 2 сооружения, отнесенных к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе и гробница Мавсола, правителя Карии ("Мавзолей в Галикарнасе").

    Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. 

1.3 Поэзия,  театр

      Высочайшего уровня греки достигли и в литературе и ее жанрах - эпосе, поэзии. Когда-то афинская молодежь заучивала поэмы Гомера наизусть, что являлось частью образования. Долгое время ученые не признавали исторической ценности поэм, считая их содержание вымышленным от начала до конца, однако археологические раскопки Шлимана и Эванса, совершенные в конце XIX века резко изменили отношение к древнегреческому эпосу. Раскопки подтвердили реальность многих событий и сведений, передаваемых поэмами. Поэмы  имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные. Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводят много ценных наблюдений, например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т.д.

Информация о работе Культура древней Греции и Рима