Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:54, реферат
Культуру Древней Греции и Древнего Рима исследователи объединяют в единое понятие «культура античности». Сам термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Каждый период в истории культуры является ценным, но несомненным является то, что литература, и искусство, и философия античности - это отправная точка в развитии всей мировой культуры, настоящий фундамент для сформировавшихся позднее культур Европейских государств.
Конечно, древнеримская и древнегреческая культуры имеют много общего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. В тоже время между этими двумя культурами было много существенных различий.
Введение……………………………………………………….. 3
I Культура Древней Греции……………………………………. 5
1.1 Мировоззрение древних греков……………………………... 5
1.2 Скульптура, архитектура ………………………..………… 7
1.3 Поэзия, театр…………..…………………..………………… 9
1.4 Религия и мифология………………………………………… 10
1.5 Периоды в культуре Древней Греции………………………. 11
2 Культура Древнего Рима……………………………………. 15
2.1 Религия и мифология………………………………………... 15
2.2 Искусство и литература ………………..…………………... 16
2.3 Скульптура и архитектура ………………………………… 17
Заключение………………………………………………….. 21
Список используемой литературы………………………….
2.3 Скульптура и архитектура
Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур. Римские скульпторы ориентировались на величественный стиль Фидия и атлетическую красоту статуй Поликлета. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, – нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо, связана с римской традицией изготовления “имагинас”, точных скульптурных изображений умерших старших. Во всяком случае, реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя. К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов – как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.
Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н.э. - 14 г н.э.) считается золотым веком римской культуры. В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм (Лукреций и Цицерон), стоицизм (Сенека, Эпиктет) и неоплатонизм (Платон). Успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший, Птолемей и Гален. В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. Витрувий свел воедино свой опыт архитектора-практика и свои теоретические познания, почерпнутые им из богатой специальной греческой литературы.
Форум (площадь) стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть: первый - Форум Романум - был сооружен в VI в. до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов - Цезаря, Августа, Вескасиана, Нервы и Траяна. В самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: Все дороги ведут в Рим! Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом
В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Одним из самых замечательных созданий культуры древнего Рима является римское право. Право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система древности. Разделялось на частное право и публичное право. Римское право в той или иной мере повлияло на развитие всех других современных правовых систем
В I веке н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества. Римская культура в лучших своих достижениях существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.
Заключение
Как писал римский поэт Гораций, "Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла". У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д.
Но для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше – на Восток и в средневековую, возрожденческую и послевозрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что “наработала» в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества.
Из богатейшего арсенала древнегреческой художественной культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Потом римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И все же греки были более озабочены красотой и ценили ее выше, тяготея к мере и гармонии во всем. У римлян же скорее проявлялась тенденция к безмерности, грандиозности, вычурности, хотя в лучших художественных творениях им давалась классическая строгость, иногда, впрочем, излишне рассудочная, холодноватая. Греческая гармоничность (даже каноны) – была более природно-естественной, ориентированной на человеческий масштаб. В Риме стремились все свести к нормам, правилам: и в жизни и в искусстве. Римская культура уже не видела в красоте высшей ценности. То есть, красота для римлян, в отличие от греков, не совмещалась с благом, красота имела как бы более внешний смысл. В Риме и в его провинциях недаром намечается подозрительное отношение к красоте, которое станет характерным для Средневековья.
Наиболее яркая особенность древнеримской
культуры – высокая степень развития
практической деятельности. Римской культуре
не свойствен космизм греческой культуры.
Человек здесь был нацелен на карьеру,
государственную деятельность, возвышение
над другими. Тем, чем для греков был театр,
для римлян была жизнь.
Использованная
литература:
Ленинград, 1960
Академии наук СССР, 1956
художественно-исторических образах М
«Просвещение», 1968