Культура древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Культуру Древней Греции и Древнего Рима исследователи объединяют в единое понятие «культура античности». Сам термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Каждый период в истории культуры является ценным, но несомненным является то, что литература, и искусство, и философия античности - это отправная точка в развитии всей мировой культуры, настоящий фундамент для сформировавшихся позднее культур Европейских государств.
Конечно, древнеримская и древнегреческая культуры имеют много общего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. В тоже время между этими двумя культурами было много существенных различий.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. 3
I Культура Древней Греции……………………………………. 5
1.1 Мировоззрение древних греков……………………………... 5
1.2 Скульптура, архитектура ………………………..………… 7
1.3 Поэзия, театр…………..…………………..………………… 9
1.4 Религия и мифология………………………………………… 10
1.5 Периоды в культуре Древней Греции………………………. 11
2 Культура Древнего Рима……………………………………. 15
2.1 Религия и мифология………………………………………... 15
2.2 Искусство и литература ………………..…………………... 16
2.3 Скульптура и архитектура ………………………………… 17
Заключение………………………………………………….. 21
Список используемой литературы………………………….

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Одним  из   самых  замечательных  явлений  древнегреческой  культуры

является  театр.  Он возник на основе  народных  песен  и  плясок  во   время

праздников  в  честь  бога  Диониса.  Из  обрядовых  песен,  которые   пели,

облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос  -   козёл,   ода   -

песня); из озорных и весёлых песен  родилась комедия.

    Театральные   представления   считались   школой   воспитания,   и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько  раз  в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились  3 трагедии и 2 комедии.  Смотрели с утра  до  вечера,   а  чтобы  все  жители смогли  посетить  театр,   выдавались  из  казны   специальные   театральные деньги.

1.4 Религия и мифология

        Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги  третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия. В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы.  Греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам. Главное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов. Близость между человеком и богом сказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида с Делосом, Аполлон с Дельфами, Зевс с Олимпией и

т. д.

        Особое своеобразие имеет греческая мифология. Она отличается особым богатством образов и красок, необыкновенной силой художественного воображения, бесконечным разнообразием тем и сюжетов. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Вплоть до наших дней они остаются неисчерпаемым источником мысли и сюжетов для художников, писателей, поэтов, музыкантов, актеров, архитекторов. С ней связаны тысячи словарных понятий, афоризмов и речевых оборотов. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности.

1.5 Периоды в культуре Древней Греции

       В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов.

1) Эгейскую  культуру (2800-1100 гг. до н.э.  нередко  называют крито-микенской, считая  при этом остров Крит и Микены  главными ее центрами. Ее также  называют минойской культурой  - по имени легендарного царя  Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. Наиболее известным памятником этой культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем "Лабиринт", от которого сохранился только первый этаж. Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись ("Собиратель цветов", "Кошка, подстерегающая фазана", "Игра с быком"). Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV века до н.э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы скорее всего стало извержение вулкана.      Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах,  Афинах, Пилосе, Фивах. Эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена - ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Наиболее ранние памятники этой культуры носили культовый, заупокойный характер (например, "шахтовые гробницы", выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия). Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колонами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов ("Дама с ожерельем", "Борющиеся мальчики"). Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-XIII века до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII века до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

2) Период XI-IX веков до н.э. в истории  Греции принято называть гомеровским,  т.к. главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы "Илиада", и "Одиссея". Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

3) Архаический  период (VII-VI века до н.э.) стал временем  быстрого и интенсивного развития  Древней Греции, в ходе которого  были созданы все необходимые  условия и предпосылки для  последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. Создание алфавитного письма, стало величайшим достижением культуры архаической Греции. В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается  с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. В этот период рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

4) Классический  период (V-IV века до н.э.) стал временем  наивысшего подъема и расцвета  древнегреческой цивилизации и  культуры. Высочайшего уровня достигает  философия (Сократ, Платон, Аристотель), успешно развиваются математика, медицина, история. Невиданный расцвет переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство (Гипподам). В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература, также греческая скульптура (Фидий, Пифагор, Регийский, Мирон, Поликлет). Поэзию представлял прежде всего Пиндар. Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Великие трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Наряду с трагедией успешно развивается комедия, "отцом" которой является Аристофан.

5) Эллинизм (323-146 гг до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например, в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.146 г до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Культура Древнего Рима

2.1 Религия и мифология

      Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. Римляне создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д. Рим с самого начала своего существования вел, в общем успешные, войны с соседями, варварами. И если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, его героические представители. Достаточно напомнить римскую легенду о Муции Сцеволе, который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем этрусков. Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить. Римляне были в гораздо большей степени воинами, чем греки, разве что, исключая спартанцев. Колоссальные военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, – это все же частность, отдельный всплеск. Римляне вели войны практически постоянно на протяжении истории Рима. Войны же требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, гордого достоинства, не допускавших и в мирной жизни шумного “детского” веселья. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом и суровее и более прагматичные, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной.

     Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т.д. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. По этой причине к римлянам перешел почти весь греческий пантеон.

    При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные, олицетворенные, то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны. Римская религиозность в целом – более прагматична. И ее окультуривающее воздействие на жизнь, на поведение людей – более формализовано, чем в Греции. Собственно духовная составляющая римской религиозности – несколько приземлена.

2.2 Искусство и литература

     В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения. Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Также первые литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Римская комедия и трагедия развивались так же в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н.э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Так же римские писатели создали в литературе новый жанр - жанр романа. В эпоху Империи складываются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий). В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы. Культура Рима испытывала на себе сильное греческое влияние. В литературе появляется целая плеяда драматургов и поэтов (Плавт, Теренций, Ливий Андроник, Луцилий). Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство.

Информация о работе Культура древней Греции и Рима