Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:54, контрольная работа
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1.Учение Платона о политике и государстве…………………………………………..4
2. Политико-правовые идеи Аристотеля…………………………………………………10
3. Политические идеи Цицерона……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………………………………………………20
В
целом демократию Платон расценивал
как строй приятный и разнообразный,
но не имеющий должного управления.
Равенство при демократии уравнивает
равных и неравных.
То,
что в порочном государственном
строе считают благом и к чему ненасытно
стремятся (в тимократии – военные успехи,
в олигархии – богатство, в демократии
– свобода), -именно это и губит данный
строй. Другими словами, каждая форма государства
гибнет из-за внутренних противоречий,
присущих ее собственному принципу, и
злоупотреблений последним.
Так,
согласно Платону, демократия опьяняется
свободой в неразбавленном виде, и из
нее вырастает ее продолжение и противоположность
– тирания. Чрезмерная свобода обращается
в чрезмерное рабство. Тиран добивается
власти как «ставленник народа». Тирания
– наихудший вид государственного устройства,
где царят беззаконие, произвол и насилие.
Ряд
существенных политико-правовых проблем
освещен Платоном в диалоге «Политик».
Политика – это, согласно Платону, царское
искусство, требующее знания и умения
управлять людьми. При таких данных у правителей,
считал Платон, будет уже неважно, правят
ли они по законам или без них. Во всех
иных государствах, во главе которых нет
истинных правителей, правление должно
осуществляться через законы, представляющие
собой «подражения истине вещей, начертанные
по мере сил сведущими людьми».
Кроме
образцового государства, правитель
которого руководствуется истинным
знанием, Платон выделяет здесь еще
три вида правления (монархия, власть
немногих и власть большинства), каждый
из которых в зависимости от наличия или
отсутствия законности делится надвое:
законная монархия – это царская власть,
противозаконная – тирания; законная
власть немногих – аристократия, незаконная
– олигархия;
далее,
демократия с законами и без законов.
Итого, вместе с истинным правлением,
всего семь форм государства.
Таким
образом, принцип законности получает
свое признание в платоновской схеме,
хотя роль его не ведущая, а скорее
вспомогательная.
Воспроизводя
свои обычные нападки против олигархии,
демократии и тирании, Платон отмечает,
что если все остальные виды государства
основаны на законности, то демократия
среди них оказывается
В
«Законах» Платон рисует «второй
по достоинству» государственный строй.
Основное
отличие второго государства
от первого, изображенного в «Государстве»,
состоит в следующем. 5040 граждан второго
государства по жребию получают земельный
участок и дом, которыми пользуются на
правах владения, а не частной собственности.
Надел считается общей собственностью
государства. Он переходит по наследству
лишь к одному из детей.
В
зависимости от величины имущества
граждане делятся на четыре класса.
Предусматривается закон о пределах бедностии
богатства. Никто из частных лиц не имеет
права владеть золотом или серебром. Ростовщичество
запрещено. Исключается всякая роскошь.
В
число граждан (5040) не входят рабы и
иностранцы, которые занимаются земледелием,
ремеслами и торговлей.
Одной
из предпосылок платоновской конструкции
второго по достоинству государства
является допущение, что «граждане будут
снабжены достаточным по мере сил количеством
рабов».
Выступая
за потребительское равенство, Платон
подчеркивал, что «часть, предназначенная
для господ, ничем не должна быть обильнее
остальных двух частей, предназначенных
для рабов, а равным образом и для чужеземцев.
Надо произвести разделение так, чтобы
все части были вполне равны и в отношении
качества».
Быт
второго государства, как и первого,
пронизан стремлением повсюду насаждать
единомыслие и коллективистские начала.
Хотя индивидуальная семья признается,
однако все дело воспитания регламентировано
законами и находится в руках многочисленных
должностных лиц. Женщины равноправны
с мужчинами, хотя и не входят в число высших
правителей.
Политическими
правами обладают только граждане.
Граждане равноправны, но сам принцип
равенства трактуется Платоном аристократически
– в виде требования «геометрического»,
а не простого «арифметического» равенства.
«Ибо для неравных, – отмечает Платон,
– равное стало бы неравным, если бы не
соблюдалась надлежащая мера».
Во
главе платоновского
Значительной
властью обладает выборный Совет
из 360 членов (по 90 человек от каждого
класса). Мельком упоминается о наличии
народного собрания, причем к посещению
его обязываются (под страхом наказания)
лишь граждане первого и второго классов.
Для граждан третьего и четвертого классов
посещение народного собрания не обязательно.
Предусматривается также избрание множества
гражданских и военных должностньк лиц.
Все
кандидаты на должности проходят
докимасию – своеобразную проверку
правомерности их претензий.
Кроме
перечисленных высших органов государства,
Платон предлагает создать еще один,
по существу надгосударственный орган
– особое «ночное собрание» из 10 самых
мудрых и престарелых стражей, которым
вручается судьба государства.
Платон
в «Законах» различает два
вида государственного устройства: один
– где над всем стоят правители,
другой – где и правителям предписаны
законы Речь при этом идет о справедливых
законах – «определениях разума», установленных
ради общего блага всего государства в
целом, а не какой-то ограниченной группы,
захватившей власть. «Мы признаем, – пишет
Платон, – что там, где законы установлены
в интересах нескольких человек, речь
идет не о государственном устройстве,
а только о внутренних распрях, и то, что
считается там справедливостью, носит
вотще это имя».
Платон
рекомендует законодателю придерживаться
умеренности, ограничив, с одной стороны,
власть правящих, с другой – свободу управляемых.
Учету подлежат также география местности,
климат, почва и т.п. «И невозможно, – подчеркивал
Платон, – устанавливать законы вразрез
с местными условиями». Большое значение
он придает разработке теории закона:
«Ведь
из всех наук более всего совершенствует
человека, ими занимающегося, наука
о законах».
В
проекте второго по достоинству
государства основная ставка делается
на детальные и суровые законы, которые
скрупулезно и жестко регламентируют
публичную и частную жизнь людей, определяя
распорядок дня и ночи.
Во
имя незыблемости законов Платон
объявляет войну всякого рода
новшествам, идущим от поэтов, произвольных
изменений в детских играх, сношений с
другими государствами.
На
страже законов стоит правосудие. Всякое
государство, замечает Платон, перестает
быть государством, если суды в нем не
устроены надлежащим образом. Правосудие,
однако, не является в его понимании какой-то
самостоятельной властью и обособившейся
государственной функцией. Каждый правитель
в определенных случаях выступает как
судья. К общему отправлению правосудия
должны быть, по его мнению, причастны
и все граждане государства. Платон выступает
за активность суда, считая безгласного
судью плохим отправителем правосудия.
Предусматривается защита по делам.
Существенное
значение Платон придавал идеологической
обработке населения
Дальнейшее
развитие и углубление античной политико-правовой
мысли после Платона связано
с именем его ученика и критика
Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), которому
принадлежат крылатые слова: «Платон мне
друг, но больший друг – истина». Аристотель
– один из самых универсальных мыслителей
в истории.
2. Политико-правовые идеи Аристотеля.
великий
древнегреческий философ
После
смерти учителя Аристотель странствовал
по городам Малой Азии. Затем около трех
лет он провел в Македонии, исполняя обязанности
воспитателя наследника царского престола
- будущего знаменитого полководца Александра
Македонского. По возвращении в Афины
он открыл собственную философскую школу
- Ликей. Свое политико-правовое учение
Аристотель изложил в трактатах "Политика"
и "Никомахова этика". К ним примыкает
сочинение "Афинская полития", содержащее
исторический очерк развития государственного
устройства Афин.
Философские
воззрения мыслителя
Согласно
его взглядам, каждая вещь состоит
из материи и формы. Например, в
медном шаре медь является материей, тогда
как форма шара придает данной
вещи именно тот конкретный вид, который
позволяет отличить ее от других предметов,
а следовательно, и познать. Форма - это
сущность предмета, источник его существования
как отдельной вещи, его целевое назначение.
Материя пассивна и приобретает законченный
вид только благодаря форме, благодаря
действующей в природе целесообразности.
Изучение природных закономерностей у
Аристотеля подменяется телеологией -
учением о целесообразном строении мира.
Положение
о предустановленных в природе
целях составило методологическую
основу политико-правовой теории Аристотеля.
Государство, частная собственность, рабство
и другие социальные явления рассматривались
им как естественные, существующие от
природы.Уже самой методологией исследования
государства и права эта концепция была
направлена против демократических учений
о возникновении и совершенствовании
общества.
Государство,
по Аристотелю, образуется вследствие
природного влечения людей к общению.
Первым видом общения, отчасти свойственным
и животным, является семья; из нескольких
семей возникает селение, или род; наконец,
объединение нескольких селений составляет
государство - высшую форму человеческого
общежития. В государстве полностью реализуется
изначально заложенное в людях влечение
к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое
изречение философа, "по природе своей
есть существо политическое".
В
отличие от семьи и селения, основанных
на стремлении к продолжению рода
и на отцовской власти, государство
образуется благодаря моральному общению
между людьми. Политическое сообщество
опирается на единомыслие граждан в отношении
добродетели. Государство не есть общность
местожительства, оно не создается для
предотвращения взаимных обид или ради
удобств обмена. Конечно, все эти условия
должны быть налицо для существования
государства, но даже и при наличии всех
их, вместе взятых, еще не будет государства;
оно появляется лишь тогда, когда образуется
общение между семьями и родами ради благой
жизни". Как наиболее совершенная форма
совместной жизни, государство предшествует
телеологически семье и селению, т.е. является
целью их существования.
Подытоживая
свои рассуждения по поводу различных
видов общежития, Аристотель дает государству
следующее определение: государство -
это "общение подобных друг другу людей
ради достижения возможно лучшей жизни".
Аристотель вкладывал в данное определение
вполне конкретное содержание. Под людьми
здесь подразумевались только свободные
граждане греческих полисов. Варваров
и рабов он просто не считал за людей, достойных
общения с гражданами государства. Неразвитые
в духовном отношении, варвары не способны
к государственной жизни; их удел - быть
рабами у греков. "Варвар и раб по природе
своей понятия тождественные". Аристотель,
таким образом, открыто защищал в политической
теории интересы рабовладельцев. Государство
представлялось ему объединением свободных
граждан, совместно управляющих делами
рабовладельческого общества.