Политические идеи американских просветителей XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) - выдающийся американский политик и просветитель. Юрист по образованию; свою политическую деятельность начал в 1769 г. Был губернатором штата Верджиния, государственным секретарем в правительстве 1-го Американского президента Дж. Вашингтона, лидером оппозиционной республиканской партии и вице-президентом при втором американском президенте Дж. Адамсе, и в 1801 г. стал третьим президентом США, а 4 года спустя его избрали на второй срок. Но особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: «Общий обзор Британской Америки» (1774), «Автобиография» (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.

Оглавление

1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона.
2. Т.Пейн о правах и свободах человека.
3. Т.Джефферсон утверждал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Зная политическую историю XIX-XX в.в., покажите, подтверждается ли сегодня тезис американского мыслителя?

Файлы: 1 файл

итоговый вариант.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

  Вывод: Не все идеи Гамильтона были приняты Конституцией США. Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. Это и определило общий характер и содержание Конституции, порывающей с основными идеями Декларации независимости.

  2. Т.Пейн о правах  и свободах человека.

  Томас Пейн (1737 - 1909 гг.) относился к тому числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода войны за независимость. Избирался депутатом Конвента Франции. В ответ на критику якобинского террора был заключен в тюрьму, чудом избежал казни, затем был освобожден и восстановлен в депутатских правах. По возвращению в Америку Пейн подвергся жестоким гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении.

  Основные  работы

  «Серьезная  мысль» 1775 г. в ней он первый ставит вопрос об отделении колоний от Англии и создание независимого государства. «Право человека» 1791 г. защищает демократические права и свободы, провозглашенные Французской революцией. Наиболее известное произведение Т. Пейна памфлет «Здравый смысл» 1776 г. Идеи этого произведения были частично отражены в Декларации Независимости США.

  Памфлет имел характерные подзаголовок «О происхождение и назначение правительственной власти с краткими замечаниями по поводу Английской конституции». В ней открыто провозглашалось, что вопрос о независимости Америки есть вопрос только целесообразности и экономической выгоды. Поэтому решать его надо не в судах, а в торговле, и сделать это не трудно, если исходить из конкретных интересов простых людей. Подробное исследование конституции Англии приводит его к убеждению, что она представляла собой нечто благородное лишь в те мрачные времена рабства, когда создавалась, теперь же легко показать ее несовершенство. Естественные и гражданские права

  Пейн  различал естественные и гражданские  права человека. Первые присущи ему  по природе (право на счастье, свободу  слова, равенство перед законом  и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом. Гражданские же права принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством (право собственности), т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.

  Общество  и государство 

  Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между  обществом и государством. Они  различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: «общество  создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками». Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь».

  Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в обществе. Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления.

  Формы государственного правления 

  Все формы государственного правления  Пейн делит на два вида:

  1. Правление на основе выборов и представительства (республика);
  2. Правление на основе права наследования (монархии и аристократии).

  Обе формы различны и противоположны от того, что воздвигнуты на двух различных и противоположных  основах - разуме и невежестве. Поскольку  правительственная деятельность требует  таланта и способностей, а они не могут происходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а для монархической и аристократической формы.

  Верховной властью должен обладать законодательный  орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права.

  Пейн  критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, Пейн был сторонником однопалатной структуры парламента. Возражая на этот аргумент, Пейн делал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия и устанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. Такая Конституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающее средство, чем любой другой контроль.

  Единоличному  главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал  коллегиального. Возражал он и против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

  Вывод: Политические взгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американцев - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии. Американские мыслители не внесли существенно-новых положений в Западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но, бесспорно, их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США. Характер этой трактовки определялся теми классовыми интересами, которые они отражали. В политических и правовых взглядах Пейн и Джефферсона отразились демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов. У Гамильтона естественно-правовая доктрина получила иное истолкование, отвечающее компромиссным тенденциям в среде высших слоев колонистов в борьбе с Англией.

  Общие, в принципе, теоретические посылки  привели, поэтому к различным конкретно-правовым выводам. В области политической это проявилось в разном отношении к государственному строю Великобритании. Если Пейн и Джефферсонс не считали этот строй идеальным, то Гамильтон стоял на противоположных позициях. В области правовой такое же различие в отношении к естественному равенству людей и вытекающему из него равноправию граждан, противником которого был Гамильтон. Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джефферсонса и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство - впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы и закреплены в конституционных документах.

  Так, Декларация независимости, провозглашая образование США как независимого государства, закрепила развитые Пейном и Джефферсоном идеи народного суверенитета и права народа на революцию. А  правовые взгляды Гамильтона послужили  теоретической базой для разработки Конституции США 1787 г.

  3. Т.Джефферсон утверждал:  «Если народ надеется, что в условиях  демократии может  быть непросвященным  и свободным, это  то, чего никогда  не было и никогда  не будет». Зная  политическую историю  XIX-XX вв., покажите  подтверждается ли сегодня тезис американского мыслителя?

  Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) –  форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением  личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства. Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями, оно выражало «правление всех», в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.  Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

  Противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

  Демократия  как общечеловеческая ценность

  Несмотря  на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, которая положена им в основу своего существования. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа. Собственная ценность демократии раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

  Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия. Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить.

  У людей всегда остается потребность  продолжать совершенствование до бесконечности  призрачного абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может ли демократия смениться другими формами, имеет ясный ответ: это случалось ранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти в будущем. Проявляемое недовольство демократией можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. 
 

  Список  использованной литературы: 

  
    1. Политология: Словарь-справочник. / М.А. Василик, М.С. Вершинин, Л.Д. Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
    2. Политология: Хрестоматия / Под ред. Василика М.А. – М.: Гардарики, 2000
    3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2006.
    4. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
    5. История политических и правовых учений / Под общ. редакцией В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2005.

Информация о работе Политические идеи американских просветителей XVIII в.