Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:23, реферат
Политические идеи, которые формировались в Киевской Руси в IX-XIV вв, в княжеские времена, запечатленные в произведениях выдающихся государственных и церковных деятелей, летописцев Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати\", Я Ярослав Мудрый в \"Русской правде\", монахи-летописцы Нестор и Сильвестр в \"Повести временных лет\", Владимир Мономах в «Поучении детям\" .
Мыслители Киевской Руси понимали государственную власть как отношения господства и подчинения, когда воля людей, которые стоят на вершине иерархической общественной лестницы, движет низшими слоями общества по воле божьей и согласия людей на такой порядок в обществе Основными признаками власти считали справедливость - \"правду\" и принуждение - \"силу\" .
1.Политические идеи, которые формировались в Киевской Руси в IX-XIV вв, в княжеские времена, запечатленные в произведениях выдающихся государственных и церковных деятелей, летописцев Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати\", Я Ярослав Мудрый в \"Русской правде\", монахи-летописцы Нестор и Сильвестр в \"Повести временных лет\", Владимир Мономах в «Поучении детям\" .
Мыслители Киевской Руси понимали государственную власть как отношения господства и подчинения, когда воля людей, которые стоят на вершине иерархической общественной лестницы, движет низшими слоями общества по воле божьей и согласия людей на такой порядок в обществе Основными признаками власти считали справедливость - \"правду\" и принуждение - \"силу\" .
Сущность \"богоизбранности\" заключалас
Киевский митрополит Илларион видел в сильной монархической власти князя залог территориальной целостности государства, считал, что церковь должна служить государству и ее обладателю, охраняя общегосударственный и централизма.
По мнению мыслителей Киевской Руси, народная воля, слабость которой заключалась в чрезмерной свободе каждого из ее носителей, должна быть ограничена волей князя, который является ответственным как перед народом, так и пере ед Богом Подданные должны подчиняться власти, стремиться ее защиты, опеки и покровительстваа.
Между княжеской и казацко-гетманской
временем Украина находилась под
властью Литвы и Польши В это
время политическая мысль развивалась
в русле гуманистической
Христофор Филалет придерживался мнения, что отношения власти и народа основываются на общественном договоре, согласно которому король и подданные должны строго соблюдать закон Нарушение прав и свобод подданных ним со стороны как короля, так и благородного сословия подрывает государство, вызывает ее упадок Христофор Филалет отрицал абсолютизм не только монарха, но и папы Римского
2.После смерти Юрия-Болеслава в 1340 г Галицко-Волынское княжество прекратило свое существование как единое государство времени началась борьба за Галичину, а потом и за все остальные украинские земли между Польшей ею, Венгрией, Литвой, Московией, какие переживали периоды подъеманя.
Однако основными
дальнейшем именно Литве удалось присоединить к себе практически все украинские земли Период пребывания украинских земель в составе Литовского княжества принято называть в исторической литературе Русско-литовс ским периодом В этот период нельзя оценивать однозначно, учитывая, что в разные времена политика Литвы относительно украинских земель была неодинаковой Учитывая это современные историки выделяют всер единственные Русско-Литовского периодадуотдельные этапы:
I этап - \"бархатное\" литовское проникновение (1340 - 1363 гг)
Вообще, когда речь идет о Литве,
то в исторической литературе не принято
использовать такие термины как
\"захват\", \"завоевания\" (не
считая советской историографии) Процесс
сбора украинского х земель Литвой
исследователи чаще называют \"проникновения\",
\"включение\", \"присоединение\"
учитывая, что действия литовцев на
территории Украины никогда не имели
характера экспансии, похожей, например,
на заводах ния монголов Вооруженное
противостояние в борьбе за украинские
земли происходило
результате победы объединенных украинских-литовских сил над золотоордынцами в битве у реки Синие Воды в 1362 г (по некоторым источникам 1363 г) в состав Литовского княжества отошли Киевщина, Черн ниговщина и Подолья Присоединив эти огромные территории, Литва стала крупнейшим государством в Европе и стала называться Великим Литовским княжествовом.
II этап - \"обрусения\" литовских правителей (1362 - 1385 гг)
Включив бывшие земли Киевской Руси
в состав своего государства, литовские
князья подверглись влиянию более
высокой политической и духовной
культуры Этот процесс кое-кто из
исследователей сравнивает с приходом
варяг гив на Русь, постепенно были
ассимилированы местным населением
Отсюда и название этапа - \"обрусения\"
или \"ославянивания\" литовской
правящей верхушки, прежде всего, ее переход
от язычества к православию ' я
В это время Литва действовала
под лозунгом \"Мы старины не трогаем,
новости не вводим\" Литовское
государство фактически формировалась
по образцу Киевской Руси Остался
традиционный административно-
Но в действительности Литва
существенно отличалась по своим
государственным строем от Киевской
Руси Вся полнота власти в ней
сосредоточивалась в руках
III - потеря украинскими землями остатков автономии (1385-1480 гг)
конце XIV в Литва оказалась в
трудном внешнеполитическом положении
- существование постоянной военной
угрозы со стороны Тевтонского ордена
Под давлением этих обстоятельств
великий литовский князь Ягайло
в в 1385 г подписал с Польшей
Кревская уния, по которой Литва
должна стать составной частью Польши,
принять католицизм в качестве государственной
религии Уния скреплялась на династическом
уровне - Ягайло женился на польской
королевой Ядвигой и
Подписание Кревской унии существенно повлияло на дальнейшее пребывание украинских земель в составе Литовского княжества Пытаясь укрепить внутреннее единство своего государства, максимально централизовать и управления, Витовт начинает политику ликвидации автономных прав отдельных княжеств Его преемники продолжают эту политику, вследствие чего украинские княжества начиная с Волынского постепенно в трачають права автономии В 1471 г. была ликвидирована последняя автономия Киевского княжества Местные княжеские династии были отстранены от власти и заменены наместниками великого литовского князейкнязя.
Влияние на литовско-украинские отношения имела и Городельсь-ка уния 1413 г, которая ограничивала участие православных в государственном управлении, благодаря чему укреплялись позиции католиков, что способствовало дальнейшему сближению литовской и польской шляхтойи.
Следствием изменения политики
Литвы относительно украинских земель
становилось постепенное
IV - усиления литовско-московской борьбы за право стать центром \"собирания земель Руси\" (1480-1569 гг)
конце XV в у Литвы в борьбе за влияние на украинские земли появляется серьезный соперник в лице Московии Освободившись в 1480 г от Золотой Орды, Московское княжество становится центром объединяются Ання северо-русских земель и провозглашает себя продолжателем традиций Киевской Руси, защитником православия (Москва - третий Рим) На фоне непопулярной литовской политики в украинской землей усиливают ться промосковские настроения частности, это проявляется в добровольном переходе под власть Москвы некоторых князей со своими владениями (Чернигово-Северского князя: Болевськи, Воротынский, Новосильского, Одоев ские, Шемячичи) в организации заговоров и восстаний (1481 г - заговор Олельковича, Бельского и Гольшанского с целью убийства короля Казимира, 1508 г - антилитовське восстания М Глинского на Киевщине и П олисси) побегах и переселениях крестьян на территорию Московии Литва была бессильна хоть как-то предотвратить эти процесса процесам.
Постоянная угроза со стороны Москвы, внутренние споры среди шляхты, стремление украинской шляхты получить права, которыми пользовались польские шляхтичи стали причинами подписания в 1569 г Люблинской уни ее между Литвой и Польшей По условиям этой унии Литва и Польша объединялись в единое государство -- Речь Посполитую во главе с монархом, избранным на общем сейме Единственный сейм и сенат должны были собираться в Варшаве Объединенная государство осуществляло внешнеполитические сношения, имела единую денежную единицу Шляхта освобождалась от уплаты торговых пошлин Подданные обоих государств имели равное право владеть имениями в обеих частях Речи Посполитой Великое княжество Литовское сохраняло автономию, отдельное правительство, администрацию, суд, зак они, войско украинского земли, которые ранее принадлежали литовцам, переходили под власть польской короныкорони.
Современные исследователи условно выделяют три стадии развития казачества:
Первая - конец XV в - до 80-х годов XVI в течение этого периода казачество было преимущественно общественно-бытовым явлением, не имело постоянной структуры и организации Учитывая это, имеем немного достоверных упоминаний о нем Даже первая попытка его в организации - основание Д Вишневецкий (Байда) Сечи в 1552-1558 гг, окутана полулегендарного сюжетамтами.
Вторая - 80 - 90-е годы XVI в В это время казачество растет численно, формируются его организационные структуры и разновидности В целом в этот период сложилось три четко не разграничены категории казаков - запорожцы, жи или вне Речи Посполитой на Запорожской Сечи, которая стала своеобразной демократической казацкой республикой с собственным политическим строем; состоятельныеі реестровые казаки стоявших на службе польского короля и были единственной признанной законом категории казачества и огромное большинство казачества, проживающей в приграничных городах вела казацкий образ жизни, но не имела официально признанного статуса со стороны польского правительства Этот раздел не имел четко очерченных структур и переход из одной категории в другую был достаточно легким
Третья - первая половина XVII в течение этого времени казачество постепенно превратилось во влиятельную политическую силу, которая выступила в защиту интересов украинского народа, оказалась мощным источником его державот творческой энергии, стала ядром борьбы за национальное освобождение, вокруг которого группировались все остальные политические силы общества На международной арене казаки олицетворили защите христианского мира от мусса льманськои угрозы, сформировались в важный политический фактор в Восточной Европе, с которым считались правители не только соседних держаав.
3. Политическая мысль казацко-гетманского периода
П. Могила (1596-1648 гг.). Развил идею верховенства православной церкви, которая противопоставлялась польскому королю. Выступал за повышение роли церкви в государстве и обществе, ее контроль над светской жизнью страны. Был против вмешательства государства в церковные дела. В целом же отводил церкви роль советника, а не предводителя в политической сфере.
Ф. Прокопович (1681-1736 гг.) первым в условиях российской державы создал теорию просвещенного абсолютизма, опираясь на теории естественного права и общественного договора. По его мнению, приоритетной должна быть светская власть, церковь должна подчиняться государству. Абсолютный монарх, как верховный носитель государственной власти, находится над всеми гражданскими законами, и все его действия, направленные на всеобщее благо, оправданны. Носителем государственной власти, по теории просвещенного абсолютизма Ф. Прокоповича, может быть лишь образованный монарх, «философ на троне».
П. Орлик (1672-1742 гг.). Наиболее полно его взгляды отразились в «Конституции законов и вольностей войска Запорожского». Конституция основывалась на идее разделения властей. Законодательная власть принадлежала Генеральной Раде, исполнительная – гетману, который в своих действиях был ограничен соответствующими законами, суд должен был действовать независимо в виде Генерального суда. Старшина и Рада имеют право выступить против гетмана, если он нарушает законы. Все государственные правители снизу доверху должны избираться. Государственная казна отделяется от гетманского имущества и передается в специальное управление. Устанавливается равенство в выполнении государственных обязанностей. Впервые определялся механизм социальной защиты населения.
Г. Сковорода (1722-1794 гг.). Свою главную цель Г. Сковорода видел в том, чтобы разбудить народ, помочь ему осознать себя как активную творческую силу в обществе. В своих произведениях отстаивал интересы трудового народа и его права, честь и достоинство. Сковорода мечтал о справедливом обществе, путь к которому лежит, по его мнению, через просвещение и моральное совершенствование человека. Создав оригинальную теорию «сродности», он хотел понять с ее помощью причины конфликтов в обществе и сформулировал концепцию нового мировоззрения. Свой социальный идеал видел в обществе, формой правления которого будет республика, основанная на справедливости, равенстве, дружбе, где каждый человек сможет трудиться и приносить пользу себе и обществу. В этом обществе будут существовать законы, которые обеспечат свободу всем гражданам, независимо от материального положения, пола, расовых и религиозных различий, никто не будет препятствовать гражданам занимать посты даже в высших органах власти, государственный аппарат будет демократичным. Понимая, что общество представляет собой совокупность взаимосвязанных людей и что именно их деятельность образует облик и содержание социума, он первоочередное внимание уделял человеку, его сущности. Осмысление своих потребностей, интересов, объективной реальности становится предпосылкой творческой деятельности человека, в которой свобода приобретает значение необходимого условия жизни каждого индивида. Сковорода был убежден: если во всех странах мира люди будут свободными и утвердится принцип «сродности» труда, то на земле воцарятся общее братство и справедливость. Путь к идеальному обществу, где все равны, он видел в воспитании и самовоспитании.
Информация о работе Политические идеи в Киевской Руси в IX-XIV вв