Политические идеи в Киевской Руси в IX-XIV вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Политические идеи, которые формировались в Киевской Руси в IX-XIV вв, в княжеские времена, запечатленные в произведениях выдающихся государственных и церковных деятелей, летописцев Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати\", Я Ярослав Мудрый в \"Русской правде\", монахи-летописцы Нестор и Сильвестр в \"Повести временных лет\", Владимир Мономах в «Поучении детям\" .
Мыслители Киевской Руси понимали государственную власть как отношения господства и подчинения, когда воля людей, которые стоят на вершине иерархической общественной лестницы, движет низшими слоями общества по воле божьей и согласия людей на такой порядок в обществе Основными признаками власти считали справедливость - \"правду\" и принуждение - \"силу\" .

Файлы: 1 файл

Политология 1 семинар.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

4. Эволюцию от либеральных  к консервативным идеям демонстрировал  в своем учении Г.В.Гегель (1770–1831). Гегель различает гражданское  общество и государство. Государство  он считает основой гражданского  общества. Только в государстве  индивид получает истинную свободу.  Общество – это множество отдельных  личностей, государство же опирается  на объединенный народ. Их объединение  и ликвидация противоречий между  ними может быть достигнута  через групповое представительство.  Это значит, что люди должны  в соответствии со своими интересами  объединяться в общественные  группы и из них выдвигать  своих представителей, которые будут  регулировать все отношения между  группами. Только на основе этого  возможно достижение национального  единства. Первая половина XIX в. –  время окончательного становления  индустриальной цивилизации в  ведущих европейских странах.  Этот период характеризуется  окончательным оформлением основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений. Ведущей политической идеологией этого времени становится либерализм (Б.Констан, И.Бентам и др.). Его основными ценностями провозглашаются права и свободы личности, её неприкосновенность, свобода частной собственности и экономической деятельности, невмешательство государства в экономику, разделение властей и др. Постепенно либералы эволюционируют от признания в качестве идеала конституционной монархии и цензового ограничения избирательного права к новому идеалу – демократической республике с всеобщим избирательным правом. Для них становится характерным отказ от революционных методов преобразований. Определенный вклад в развитие политической мысли внес французский политик, историк Ш.А. де Токвиль (1805–1859), подчеркнувший противоречие между свободой и равенством как лозунгами французской революции. Он отмечал, что торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей. В этот же период оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составлявшие его содержание менялись в процессе исторического развития, но общие мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, отрицание равенства людей, демократических институтов и пр. Теоретиками консерватизма этого периода считаются Э.Берк, У.Вордсворт, С.Колдридж и др. В первой половине XIX в. завершается формирование политической идеологии социализма (коммунизма) (А.Сен-Семон, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др.). Социалисты понимали, что никакие теории преобразования общества не имеют права на существование, если не отвечают на вопрос, как обеспечить наиболее многочисленному трудящемуся классу достойное человека условия жизни. В их трудах делался акцент на необходимость достижения свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства. Идеи социализма получили научное обоснование в трудах К.Маркса (1818–1881) и Ф.Энгельса (1820–1895). Они подчеркивали обусловленность политических отношений экономическими, политического поведения людей их социально-экономическими интересами. По ним государство происходит не от Бога и не является результатом договора людей, а выступает продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически и политически господствующего класса. Государство, которое выражает интересы большинства людей, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление. Позднее в работах представителей социал-демократии Э.Бернштейна (1850–1932), К.Каутского (1854–1938) утверждалась возможность эволюционного развития государства и власти в направлении к социализму, становление демократии и свободы уже в рамках буржуазного строя. Во второй половине XIX в. проявляются и антидемократические тенденции политической мысли. Например, возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов является борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. Сторонники этой концепции по-разному понимали термин (раса). А.Гобино, Х.С.Чемберлен, Л.Вольтман и др. мыслители трактовали его чисто биологически, Ф.Ницше (1844–1900) – несколько иначе. Для него высшая раса – прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей волей к власти. Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества – лишь средство достижения великой цели – формирования расы «сверхлюдей».

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XІX в.

Приступая к рассмотрению основных направлений развития украинской политической науки первой половины XX века, нужно обратить внимание на то, что во время первой мировой  войны и революции 1917-1920 гг. возродились  надежды и стремления создать  собственное национальное государство.  Национально-освободительное движение из стадии культурного украинофильства перешло в стадию организации массовой политической борьбы, поэтому в центре политической науки того периода были проблемы государственности.

В украинской политической мысли межвоенного периода выразительно выделяются 3 основные направления:

1) новонародническое (как  продолжение народнического направления     XIX в.);

2) консервативное;

3) национально-государственническое.

Наиболее значительным и  ярким среди ученых народнического направления был М. Грушевский (1866-1934), выдающийся историк-энциклопедист, общественно-политический деятель, один из лидеров украинского  национально-освободительного движения первой четверти XX в., избранный в 1923 г. главой Центральной Рады. Его перу принадлежат более 2-х тысяч работ, в том числе такие фундаментальные  труды как «Історія України-Русі», «Нарис історії українського народу», «Початки громадянства» и др. Грушевский разработал федеративный конституционный  проект, направленный на возрождение  национально-государственных прав как украинского, так и других народов. Он утверждал, что Россия –  «империя народов» - не может развиваться  свободно и успешно, пока в этом переустройстве не будет обеспечено свободное и нестесненное существование ее составных частей. Через все его политические трактаты проходит мысль: только свободный союз свободных народов и нравственен, и экономически эффективен. М. Грушевский отстаивал следующие требования: 1) управление экономикой должно принадлежать самой Украине; 2) украинскому хлеборобу должен быть гарантирован «как можно больший заработок»; 3) чтобы в ведении украинской автономии оставались земельный фонд, а также промышленные доходы и вообще все остатки доходов, которые будут возвращаться на развитие продуктивных сил Украины; 4) чтобы Украина объединилась в одну национальную территорию.

Политика, которую проводили  большевики в отношении всех народов, входивших в состав Российского  государства, заставила М.С.Грушевского  изменить свои политические взгляды  и перейти на позиции полной самостоятельности  и политической независимости Украины.

Другое направление в  украинской политической науке межвоенного  времени - консервативное. Черты консервативного  направления в украинской политической мысли ярче всего воплотил Вячеслав Липинский (1882-1931), по происхождению  польский шляхтич, который всю свою жизнь посвятил борьбе за украинскую государственность. Особого внимания заслуживают его работы «Україна на переломі. Замітки до історії  українського державного будівництва  в XVII ст.» и «Листи до братів-хліборобів». Центральный элемент в теории Липинского - понятие нации, тождественное  понятию государства, а не языка, веры, племени. Липинский обозначал  нацию как «реализацию воли быть нацией». Иметь отдельный язык, самобытную культуру, компактно проживать на определенной территории, - это еще  не значит быть нацией. По мнению Липинского, за исключением двух периодов в истории  Украины - киевско-варяжского и шляхетско-козацкого, не удалось организовать украинскую этнополитическую массу в нацию, потому что не находилось сильной  авторитетной группы людей (элиты), способной  объединить вокруг себя остальных, создать  державу, без чего нация невозможна. Украина для Липинского – это  мощный хлеборобский класс, внутри которого существуют противоречия между богатыми и бедными, но нет классовой борьбы. В хлеборобском классе он видит главного носителя государственной идеи и  к нему он обращается со своим политическим проектом. Получается, что задачу государственного строительства может осуществить  только новый класс, который должен быть создан из «остатков хлеборобского  дворянства и хлеборобского крестьянства». Таким образом, создание национального  украинского государства было смыслом  жизни и высшей политической ценностью  для Липинского, но его политические убеждения находились в антагонизме  с духом времени. Когда все  стремились быть федералистами и  социалистами, Липинский был самостиником и монархистом.

Третье направление политической мысли межвоенного периода XX в. - национально-государственническое. Оно  основывалось на идее безоговорочного  признания права каждой нации  на собственную автономию и государственную  независимость. Это направление  представляли С. Днистрянский, С. Рудницкий, О. Ейхельман, В. Старосольский, О. Бочковский, С.Шелухин и др.

Особое место в истории  политической мысли Украины принадлежит  М.И. Туган-Барановскому (1865-1919) – экономисту, статистику, социологу, самобытному  политологу. Отправной точкой, центром  и итогом его политической модели была личность. Задав своим исследованиям  цель: найти формы демократического устройства общества, способствующие развитию свободной личности, Туган-Барановский  основную часть своей научной  жизни искал те экономические, социальные, политические и духовные условия  и механизмы, которые соответствовали  бы искомой цели. В итоге он отвергает  в качестве стратегической «коммунальную» модель социализма, где личность подстраивается под заданные формы общежития, где  «мы» господствует над «я». Критикуя доктрины анархического социализма, Туган-Барановский утверждал, что  «социалист-государственник» не тот, кто  ратует за всевластие государственных  чиновников и партийных функционеров, за «казарменный социализм» и «красный бюрократизм», а тот, кто само государство  стремится поставить на службу личности. Оптимальной формой социалистического  общественного устройства является государство, но обязательно имеющее  механизмы, препятствующие консолидации чрезмерной власти «наверху» и в  силу этого – подавлению личности.

Некоторые исследователи  истории украинской политической мысли, например И. Лисяк-Рудницкий, выделяют в ней и такие направления, как национал-коммунизм и интегральный национализм.

Что касается интегрального  национализма, как одного из направлений  политической мысли, то его вряд ли можно отнести к политической науке, это идеология с антинаучным  и волюнтаристским уклоном. Однако в свое время она имела определенное влияние на политическую жизнь, особенно в Галичине и в эмигрантских кругах, и сейчас реанимируется в деятельности некоторых партий национально-радикального направления, поэтому необходимо знать  основные устои этой идеологии.

Анализ развития социально-политической мысли в Украине свидетельствует  о том, что и в первой половине ХХ ст. идеи национальной государственности  и демократии занимают важное место  в исследованиях ученых, общественных деятелей и политиков. Представители  различных направлений и позиций, различного видения реальных процессов  в общественно-политической жизни  Украины, все больше склонялись к  мысли, что государственная самостоятельность, политическая суверенность Украины  есть решающим и единственно возможным  фактором национального возрождения  и расцвета.

 


Информация о работе Политические идеи в Киевской Руси в IX-XIV вв