Экономическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:33, реферат

Краткое описание

В начале настоящей работы были поставлены три вопроса, на которые мы попытались найти ответ. Кратко суммирует те выводы, к которым нам удалось прийти:
1. Какая экономическая база лежала в основе образования Древнерусского государства?
2. Какую роль играло Древнерусское государство в европейских хозяйственных взаимоотношениях?
3. Какие изменения претерпела экономика Древней Руси в момент вызревания феодальной раздробленности?

Файлы: 1 файл

история эк-ки.docx

— 30.34 Кб (Скачать)

  • Введение
  • Образование ддревнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Северную и Южную Русь.
  • Границы древнерусского государства не были неизменны и проходили через: побережье Финского залива, Волхов, Северную Двину в южном ее течении, верховья Волги, Дона, Северского Донца,– Ворсклу, Днепр в среднем течении, Южный Буг, Карпаты, Сан, Неман. Население – в различные периоды могло колебаться от 2 до 5 млн. человек. Киевская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Европы, современной Европы – ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей – земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плотность населения – была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными районами – часто затруднено или зависело от сезонных факторов.
  • Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопросы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, считались в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопросов городского самоуправления. В Киеве вече обычно собиралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати,  церкви, городские старосты; а иногда –  князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Руси вече не имело определенной компетенции, формы представительства и порядка созыва.
  • Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюриковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические славянские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хазария, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.
  •  

  • Хозяйство Киевской Руси (IX-XII вв.)
  •  

    Образование государства  у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя  и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в  VIII—IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти — таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

    Возглавлявшие племенные  союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного  права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались  основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя  не были уничтожены в VIII—IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.

     

    Социально-экономические  предпосылки образования Киевской Руси

     

    Древнерусские летописи описывают  историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться  на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс  начался в конце V и в целом закончился в VIII-IX веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (IX-XIII века).

    Главными признаками существования  государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают  наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому  как обязательное условие унаследование  власти князем. В условиях Киевской Руси X века конкретными формами государственности были: покорение власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы собирания дани, управления и судопроизводства. Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце IX века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.

    Олег и его преемники  на киевском престоле, включая в  состав молодого государства земли  племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хозарами. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством  его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.

    Киевская Русь IX-X веков еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.

    Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное  княжество вятичей, которое попало под власть хозаров. В 968 году Святослав  разгромил хозаров, которые постоянно  зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом  киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну  между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в  Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил  наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной  его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира  он послал править от своего имени  в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав  продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход  Святослава в Болгарию, который начался  в 969 году, закончился подписанием мирного  договора в 971 году. Святослав погиб  в бою с печенегами, когда возвращался  на Русь из Болгарии. Между его сыновьями  разгорелась борьба за власть, которая  закончилась восхождением на княжеский  престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

                                                 

    Система налогообложения

     

    С образованием государства  идет становление системы его  взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.

    Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.

    Для сбора этой дани князь  с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные  им территории или посылал туда своих  наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.

    Размеры дани, место и  время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле  произошло восстание против князя  Игоря, он был убит. Его жена, княгиня  Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» — нормы  дани, а также время и место  ее сбора — «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в  Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица  обложения: в одних местах это  был «дым» (семья), в других — «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное  хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения  считался человек.

    По мере развития крупного землевладения и укрепления государства  формы эксплуатации менялись и дифференцировались — в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.

     

  • Развитие сельского хозяйства
  •  

    Известно, что основой  феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная собственность  крестьянина на эту землю. Между  феодалом и крестьянином возникали  арендные отношения. Следует отметить, что в Киевской Руси феодальные отношения  не были определяющими и еще длительное время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить  различными причинами, в том числе  и наличием большого количества свободных  территорий, куда могли уйти общинники.

    Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые  долгое время были юридически свободными. Община состояла из смердов, зависимых  только от государства, которому они  платили налоги и отбывали различные  повинности, и смердов, зависимых  от феодалов. Постепенно доля последних  увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было экономически неустойчивы  и сильно зависело от природных и  социальных факторов. Процесс разорения  смердов происходил из-за высоких  налогов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в  засушливые и дождливые годы, и  так далее. Общинники были вынуждены  обращаться за экономической поддержкой к феодалу и заключать с  ним особый договор – ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период времени свободные смерды становились  рядовичами, которых, в свою очередь, можно разделить на закупов и  вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, зерном) он селился  на земле феодала со своим инвентарем и становился ролейным закупом (ролья  – пашня). После выплаты купы с  процентами закуп снова мог стать  свободным смердом. Вдачи или  изорники – это более обедневшие, почти разорившиеся, полусвободные  смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его орудиями и на условиях найма.

    Следует отметить, что все  рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость  от заимодавца, который мог с ним  расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты  купы, то после поимки его могли  сделать рабом. Постепенно закупам  и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными  должниками, а временная юридическая  зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных  общинников и становились полностью  зависимыми от феодала (крепостными).

    Еще в сельской общине имелись  так называемые изгои, сироты, которые  относились к самым неимущим слоям  общества. Изгоями, в частности, становились  выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились  грамоте, а потому не имели права  служить в храме, и так далее.

    Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы или  челядь, по своему положению близкие  к рабам. Они выполняли тяжелые  работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так  называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы "по ряду", которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали  в подчинение феодалу на основе договора – ряда.

    На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно  не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, "усыновлялись" общиной, поскольку  полноценное использование рабов  было неэффективно. Многие благочестивые  люди перед смертью отпускали  часть своих рабов на свободу  или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на свободу по духовным завещаниям или завещанные церкви "на помин души" назывались "задушными  людьми".

    В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило двумя путями:

    1) князь жаловал своим  дружинникам на определенное  время территорию для сбора  дани – прокорма. Со временем  эти земли становились наследными  владениями бояр.

    2) князь награждал дружинников  за службу государственной землей;

    3) князь мог отдать  своим приближенным часть своих  владений.

    Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину теми же методами, как и князья и при  поддержке князей, через постепенное  экономическое и юридическое  закабаление.

     

    Развитие ремесел и  городов

    Информация о работе Экономическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв