Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа
Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) - выдающийся американский политик и просветитель. Юрист по образованию; свою политическую деятельность начал в 1769 г. Был губернатором штата Верджиния, государственным секретарем в правительстве 1-го Американского президента Дж. Вашингтона, лидером оппозиционной республиканской партии и вице-президентом при втором американском президенте Дж. Адамсе, и в 1801 г. стал третьим президентом США, а 4 года спустя его избрали на второй срок. Но особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: «Общий обзор Британской Америки» (1774), «Автобиография» (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.
1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона.
2. Т.Пейн о правах и свободах человека.
3. Т.Джефферсон утверждал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Зная политическую историю XIX-XX в.в., покажите, подтверждается ли сегодня тезис американского мыслителя?
ТЕМА 7. Политические идеи американских просветителей XVIII в.
План:
Список
использованной литературы
1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона.
Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) - выдающийся американский политик и просветитель. Юрист по образованию; свою политическую деятельность начал в 1769 г. Был губернатором штата Верджиния, государственным секретарем в правительстве 1-го Американского президента Дж. Вашингтона, лидером оппозиционной республиканской партии и вице-президентом при втором американском президенте Дж. Адамсе, и в 1801 г. стал третьим президентом США, а 4 года спустя его избрали на второй срок. Но особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: «Общий обзор Британской Америки» (1774), «Автобиография» (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.
С позиции теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Джефферсон считал королевскую власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроля над нею.
Общество и естественные права человека
Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная («без правительства, как это обстоит с индейцами»), вторая - народовластная («при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние»), третье - деспотическую («при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях»). Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.
В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.
К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:
Для защиты и сохранения естественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти.
Противопоставляя
права личности правам правительства,
он высказывает идею о таком ограничении
функций государственной
Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.
Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Таким образом, Джефферсон выразил в Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения:
Государственное устройство
Политическим
идеалом Т. Джефферсона, как защитника
интересов мелких производителей, стало
демократическая республика фермеров.
Под республикой Джефферсон понимал
такое государственное
Форма власти - республика с разделением властей. Ее социальная основа - частная собственность (общество фермеров). Политический режим — демократия. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (палата депутатов, сенат). Центральная исполнительную власть осуществляет президент, который избирается на 4 года, не более двух раз. Исполнительная власть на местах - губернаторы и совет штатов.
Судебная система состоит из:
1. Суда Адмиралтейства;
2.
Генерального Суда Общего
3. Высокого Канцелярского Суда;
4. Апелляционного Суда.
Джефферсон
предлагал комплекс разнообразных
мер удержания равновесия властей,
недопускающих возможности
Серьезной критике подверг Т. Джефферсон Конституцию США 1787 г. за ряд ее антидемократических черт: отсутствие в ней билля о правах, предусматривающего право на свободу слова, печати и др. По инициативе Джефферсона и других политических деятелей были приняты 10 дополнений к тексту Конституции. Они вступили в силу в 1791 г.
Социальная структура и социальная проблемы
Джефферсон был сторонником сословного деления общества. Среди сословий его внимание привлекала лишь аристократия, где он различал: природную аристократию - те, кто признавался таковыми за их физическую силу и достоинства; искусственную аристократию - те, которые выделялись своим особым происхождением и богатствами, и духовную аристократию - те, кого выделили за интеллектуальные и нравственные достоинства. Духовную аристократию он называл естественной.
Джефферсон был против рабства. Он заявлял, что рабы и индейцы так же обладают естественными правами. В то же время как политическому деятелю ему приходилось считаться с устоявшимся традициям в отношении к неграм и индейцам и той политикой, которую проводили по отношению к ним правительства различных штатов.
Джефферсон вошел в историю политической мысли как автор Декларации Независимости США, провозгласившей наиболее передовые политические и правовые идеи того времени.
Политические и правовые взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции США
Александр Гамильтон (1754-1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на создание Конституции США 1787 г.
А. Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов. Человек выдающихся способностей и ясного ума, прекрасный юрист, государственный деятель широкого кругозора, Гамильтон определил основную политическую линию федералистов, руководил ее проведением в жизнь и добился ее торжества. Он стремился уничтожить самостоятельность местной власти и свести отдельные штаты до положения церковных приходов. К демократии городского собрания и законодательным собраниям, где большинство принадлежало фермерам, он относился с нескрываемым презрением. Он выражал интересы крупных собственников: плантаторов-земледельцев, богатых купцов, т. е. антиаграрных классов. По мнению Гамильтона, только сильная центральная власть была способна остановить демократическое движение масс. Федерация будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.
Государственный строй
Его политические позиции сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации конституционного устройства английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США. Он был убежденным приверженцем английского образца «смешанного правления», в котором законодательная власть делилась между тремя политическими формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин.
Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, независимой от гражданина и стоящей над ним. Рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власть имущих и сдерживать проявления тех, кто лишен власти. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, вечное брожение среди тех, кому применяется принуждение составляет серьезную угрозу. Поэтому в таких государствах эгоистические интересы требуют, чтобы общественные беспорядки предавались посрамлению и подавлялись полицейскими силами. Критерий сильного государства заключается в его способности защитить привилегии меньшинства от анархии большинства.
В Конституционном конвенте Гамильтон горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. В его планы государственного устройства принцип централизованной власти развивался значительно глубже того, на что было готово пойти большинство, а в выступлениях в защиту этого плана Гамильтон высказывал мысли, которые пугали некоторых его слушателей. Государство должно строиться на основе, способной сдерживать народный поток. Однако логика освободительной борьбы колонии вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя.
Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.
Гамильтон
считал, что государство и
Правопонимание
Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным. По этому поводу он писал следующее: "Во всяком обществе происходит деление на большинство и меньшинство. К первым относятся масса народа, ко вторым - богатые и знатные. Глас народа называют гласом божим, однако, это положение не соответствовало действительности. Народ - буйная и изменчивая сила. Его суждения редко правильны. Посему второму классу надлежит представить твердую и постоянную роль в управлении государством. Он будет обуздывать непостоянство первого и, поскольку изменения не несут ему выгод, навсегда обеспечит хорошее правление».
Гамильтон был убежден, что единственно эффективный способ обуздания демократической фракционности заключается в создании органа судебного надзора - Верховного суда, обладающего широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с ответственностью. Они смогут сделать это отчасти потому, что сами являются не избираемыми и не ответственными. Таким образом, потерпев неудачу в попытке добиться признания монархического принципа, Гамильтон посвятил свои усилия изобретению всевозможных ограничений демократической власти.
Информация о работе Политические идеи американских просветителей XVIII в.