Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:07, реферат

Краткое описание

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.
Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции. .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.

1.Понятие и элементы политической системы общества………………... 2 стр.

2. Структура, функции и типы политической системы………………….. 9 стр.

3. Политическая система российской Федерации……………………… 17 стр.

Заключение………………………………………………………………… 19 стр.

Список используемой литературы………………………………………. 21 стр.

Файлы: 1 файл

Политология реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    •  общая цель для всех участников  организации;

    • иерархичность структуры отношений внутри организации;

    •  дифференцированность норм для  руководителей и руководимых,  что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

    Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

    Политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

    Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

    Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений.

В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный — политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный  — несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

    Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. Ценности — это выражение значимости объектов окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним.

Исторический  опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному  и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число  их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, политической социализации.

    Функции политической системы:

- Определение целей, задач и путей развития общества.

- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

- Распределение материальных и духовных ценностей.

- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.

- Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.

- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

     Типы политических систем.

    Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

    Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриалъная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

    1. Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической      культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

    2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

    3. Доиндустриалъные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

   4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией. 

    Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

1) либеральные  демократии с опорой на либерализм  в принятии решений;

2) коммунистические  системы с приоритетом равенства  социальных благ и пренебрежением  к либеральным средствам его  достижения;

3) традиционное  государство, обычно управляемое  олигархией и консервативное  по своему характеру, поскольку  распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно;

4) популистские  системы, сложившиеся в развивающихся  странах в послевоенные годы  и стремящиеся к большому равенству  в области экономических и  социальных благ. Они в известной  степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;

5) авторитарно-консервативная  система, характерной чертой которой  является проведение активной  политики по сохранению сложившегося  неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

   Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

    Понятие "тоталитаризм" происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация  и идеологизация общества. Законодательная,  исполнительная и судебная системы  контролируются из одного центра - политического и идеологического  института - партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально не существуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип "запрещено всё, что не приказано".

3. Легальная  политическая оппозиция отсутствует.  Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

4. В стране  признаётся право на существование  только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания  альтернативных политических и  общественных объединений.

5. Существует  строгая цензура над всеми  средствами массой информации, запрещено  критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия,  спецслужбы наряду с функциями  осуществления правопорядка выполняют  функции карательных органов  государства и выступают в  качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе  функционирует только официальная  идеология, жёсткому преследованию  подвергаются все иные идейные  течения.

8. Власть держится  преимущественно на насилии. Вместе  с тем правящая партия прилагает  большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жёстким контролем.

9. Экономика  находится под жёстким контролем государственных органов.

10. Несмотря на  жёсткий контроль государством  всех сфер общественной жизни  в обществе развито взяточничество  и коррупция. Люди живут по  нормам двойной морали: "говорим  одно, думаем по-другому".

11. Свойственны  унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.

12. Формально  права национальных меньшинств  провозглашены, но на деле значительно  ограничены.

    Авторитаризм по своим характерных чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

    Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная  политическая сила общества - правящая  группировка (доминирующая), в её  руках прежде всего исполнительная  власть, чьи полномочия при авторитаризме  превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

2. Политические  права и свободы граждан в  значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне  государства, а не личности. Действует  принцип: "всё, что не разрешено  - запрещено".

3. Государство  едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для её действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что её деятельность становится невозможной.

4. В стране  может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые  и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще.

5. Существует  цензура над всеми средствами  массовой информации, которым разрешено  критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия,  спецслужбы выполняют функции  не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов  государства. Они на страже  правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти не проводят массовых репрессий.

7. В обществе  доминирует официальная идеология,  но допускаются и другие идейные  течения, более или менее лояльно  относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая  поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный  сектор достаточно жёстко регулирует  государством. Многие авторитарные  режимы вполне уживаются со  свободным частным предпринимательством  и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10 . При полной  регламентации всех сфер общественной  жизни в обществе может процветать  бесхозяйственность, коррупция, кумовство  при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

11. Свойственны  унитарные формы государства  с жёсткой централизацией власти.

12. Права национальных  меньшинств существенно урезаются,  ограничиваются.

Информация о работе Политическая система общества