Политическя система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:34, творческая работа

Краткое описание

Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Также государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование СМИ, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, митинги, референдумы). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций.

Файлы: 1 файл

Политическая система общества.ppt

— 5.62 Мб (Скачать)

  

 

  

Политическая система 

 

- это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе. 
     По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь", которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.

 

 

  • Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс 

Другой американский политолог Д. Истон  в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система". 
 

  

 

  • Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.
  • Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества :
    • экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);
    • политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);
    • социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции);
    • подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).
    • Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы. 
           С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как систем
    • Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:
      • состоять из множества взаимосвязанных структурных элементов. Эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единство системы;
      • существовать в рамках внешнего окружения или среды;
      • иметь границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;
      • носить открытый характер (т.е. она подвержена воздействиям, идущим из внешней среды);
      • характеризоваться такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.
    • Что выступает внешней средой политической системы? Д. Истон выделил две среды (окружения) :
      • интрасоциетальную - другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;
      • экстрасоциетальную - другие общества, международные институты и отношения.
      • Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывает влияние внесоциальной - природной - среды. Перечисленные факторы будут детерминировать изменения политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешнего окружения, система сохраняет способность к стабильному функционированию и развитию.
      • В политологии Д. Истоном впервые была разработана Системная модель

 

 

 

  •      Сущность политической системы Д. Истона, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию. 
         "Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи". 
         Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.
  • Истон выделяет два вида легитимности:
    • диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
    • инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.
  • И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией. 
     

   Компоненты политической системы:

 

 

 

      1)Организационный (институциональный) компонент – политическая организация общества, включающая в себя государство, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, СМИ.

       2) Культурный компонент – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

        3)Нормативный компонент – социально-политические и правовые нормы , регулирующие жизнь общества и процесс осуществления политической власти , традиции и обычаи, моральные нормы.

        4)Коммуникативный компонент – информационные связи и политические отношения. Складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

        5)Функциональный компонент – политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Государство как основное звено политической системы.

 

            Государство является основным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:

        -центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство . Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

        -средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;

       -нижний уровень политической системы имеет неоднородную и сложную структуру

            Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

            Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Также государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование СМИ, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах  (выборы, митинги, референдумы). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так  называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских  лобби и политических фракций.

  

 

   

 

Политическая партия – 

это общественное объединение, создаваемое гражданами на основе общих политических взглядов с целью участия в управлении государством.

 Каждая из партий представляет свою политическую программу, устав и символику.

Как правило, любой гражданин государство может вступить в ту или иную партию по своему желанию.

Политические партии играют важнейшую в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти – ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, в их реализации.

Партия занимает особое место среди различных организаций, действующих в политической системе общества. Главной целью политических партий является завоевание (свержение) существующей политической власти или участие в ее осуществлении. Основные цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. Поэтому они, собственно, и называются политическими организациями. Любая из них, придя к власти, расставляет своих людей на ключевые участки управления. То есть партия – участник политического процесса, но она не должна властвовать. Ее участие во власти осуществляется через своих представителей в органах власти. Не имея никаких непосредственных публично-властных полномочий, политические партии разрабатывают государственную политику (предложения относительно политического курса и политического режима), но эта политика проводится в жизнь лишь в меру ее принятия представительными органами.

Политические партии следует отличать от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и конкретно разработанной политической программы, а также от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

 

   

 

   

 

Общественные организации и движения

 

Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов. 
   Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.

Общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение включает их в орбиту политических действий. 
   Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них – рабочее, профсоюзное, национальное движения и др. – оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию, другие – практически не участвуют в политической жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

   

 

Социальная общность – это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями)
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих    одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид – гражданин своей страны – одновременно может быть членом таких больших социальных общностей, как этническая, территориальная, профессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп – семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей и т. д. 
В общности объединяются люди, обладающие общими социальными признаками, например, люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики, спортсмены); общими этническими признаками (русские, украинцы, татары, эвенки); примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д. 
Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает своими источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия. 
Социальные общности отличаются большим разнообразием видов и форм, например, по следующим признакам: 
количественному составу – от двух – трех человек до десятков и даже сотен миллионов; 
продолжительности существования – от нескольких минут до многих тысячелетий; 
базовым системообразующим признакам – профессиональные, территориальные, этнические, демографические, социокультурные, конфессиональные и др. 
Все многообразие социальных общностей принято делить на два основных вида: большие социальные общности и малые социальные группы.

Информация о работе Политическя система общества