Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:07, реферат

Краткое описание

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.
Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции. .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.

1.Понятие и элементы политической системы общества………………... 2 стр.

2. Структура, функции и типы политической системы………………….. 9 стр.

3. Политическая система российской Федерации……………………… 17 стр.

Заключение………………………………………………………………… 19 стр.

Список используемой литературы………………………………………. 21 стр.

Файлы: 1 файл

Политология реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Процесс  воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. Входе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества -это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

    Каждый  структурный элемент политической  организации классового общества  должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Значит, он непременно должен:

а) выражать политические интересы определенного класса или  иной социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем  политических отношений;

в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем, не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

г) руководствоваться  в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

   Политическая  организация включает: государство,  партии, массовые общественные организации  и движения, средства массовой  информации и церковь.

    Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть – это главное в их деятельности.

    Косвенные  политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования 
(профсоюзы, молодежные политические организации).

   Организации  неполитические почти не участвуют  в осуществлении политической  власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны.

    Функционирование  политических организаций предполагает  их систематическую деятельность  через принадлежащие им средства  массовой информации, активное участие в политической жизни общества, под законность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

    Кроме  политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения -взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

    Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

    Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

     В  третью группу политических отношений  можно включить отношения, которые  складываются между политическими  организациями и учреждениями.

     Существенным  элементом политической системы  являются политические и правовые  нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

    Через  политические и правовые нормы  получают официальное признание  и закрепление, определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

     Закрепляя  в нормах запреты и ограничения,  согласование интересов и поощрение  инициативы, силы, доминирующие при  данной политической системе,  оказывают регулирующее воздействие  на политические отношения. Так  происходит формирование политического  сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

    К  числу элементов политической  системы общества относятся также  политическое сознание и политическая  культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

     Велика  значимость политической идеологии,  которая занимает в политическом  сознании ведущее место и служит  определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.

    Для  функционирования политической  системы исключительно большое  значение имеет и характер  доминирующей в обществе политической  культуры, являющейся качественной  характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности политические отношения и механизм политической власти.

    Политическая  культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

    Политическая  культура выполняет весьма существенные  для политической жизни общества  функции. Ее регулирующая функция  проявляется в прямом или косвенном  воздействии на поведение людей  и их организаций на восприятие  ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов. политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п.

    Воспитательная  функция проявляется в том, что политическая культура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора  за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

    Политические  партии являются атрибутом любой  развитой политической системы.  Они являются выразителями интересов  и целей определенных классов  и социальных групп, принимают  активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

    Эффективность  функционирования политической  системы зависит от полноты  реализации ее функций, которые,  в свою очередь, способны развиваться,  воспроизводиться, расширяться или  терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

    Однако  совокупность структурных элементов  и определение функций политической  системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д. 

  1. Структура, функции и типы политической системы.
 

   Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

   Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституционализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

     Политическая структура — совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

    Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

    Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

Информация о работе Политическая система общества