Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Оглавление

Понятие политической системы общества

Структура и функции политической системы общества

Типология политической системы общества

Место государства в политической системы общества

Нормативная подсистема в политической системы общества

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

Дагестанский  государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На  тему:

«политическая система общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 

2к  4гр ДБО

Алигаев Магомед  С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2013г

 

План:

 

  1. Понятие политической системы общества

 

  1. Структура и функции  политической системы общества

 

  1. Типология политической системы общества

 

  1. Место государства в политической системы общества

 

  1. Нормативная подсистема в политической системы общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

 

Политическая система  общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. 

Политическая система включает организацию политической власти, отношения  между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом  Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на:

 

  • распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах);
  • регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.);
  • коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

 

Требования могут возникать  и внутри политической системы. Их поддержка  со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате  налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров. 

Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие  слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

В чем заключается методологическая важность концепции политической системы  (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.

Помимо методологического аспекта  теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблеморазрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать  выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической системы  призвана способствовать дальнейшему  расширению и укреплению экономических,  политических и социальных основ  реально существующей, но постепенно  теряющей свою опору в массах  политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.

 

 

2.СТРУКТУРА  И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

 

Структура политической системы состоит  из следующих подсистем:

  1. институциональной
  2. нормативной
  3. функциональной 
  4. коммуникативной

 

  • Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

 

  • Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.  
  • Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).  
  • Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.  

Прежде всего политическая система  осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества.  
Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.  
 
Основными функциями политической системы являются следующие: 

1.Определение  целей и задач общества, выработка  программ деятельности в соответствии  с интересами граждан страны. 
2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его

целей и  задач. 
3. Укрепление единства общества. 
4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека. 
5. Урегулирование конфликтов. 
 
Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода».

 

К функциям «ввода» относятся: 
1. Политическая социализация и привлечение к участию 
2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством 
3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики 
4. Политическая коммуникация 
 
К функциям «вывода»: 
1. Разработка норм-законов 
2. Применение норм 
3. Контроль за соблюдением норм

 

 

3.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

 

Политические системы можно  классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

 

 

2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

  • открытые системы;
  • закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся  в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных  экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.

Соответственно  выделяются системы:

  • рабовладельческие;
  • феодальные;
  • капиталистические;
  • командно-административные.

Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

 

5. Выделяют политические системы переходного типа, включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

 

6. Существуют различные типологии политических систем, предназначенных по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

 

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

 

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

 

Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

 

 

 

Это позволило  Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:

  • англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
  • континентально-европейскую , которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
  • к индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
  • тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.

Информация о работе Политическая система общества