Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:30, контрольная работа
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное учебное заведение
высшего профессионального
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Кафедра «Социальная работа и социология»
Контрольная работа
По дисциплине: Политическая социология
Тема: Политическая система общества
Выполнила: Трепецева С.С.
КТ 10-АТС-808
Проверил: Бойко Ж.В.
Хабаровск 2012
Введение
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.
Способность общества
реагировать на растущие
Понятие «политическая система
1. Понятие и классификация политических систем.
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определённую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-х годах прошлого столетия. Затем она получила развитие в трудах Г.Альмонда, У. Митчелла, К.Дойча, А. Этционе, Д.Дивайна и многих других учёных.
Понятие «политическая система» является
одним из основных в политологии и позволяет
представить политическую жизнь, политический
процесс в определённой целостности и
устойчивости, акцентируя внимание на
структурной, организационно-
Его использование позволяет
выделить политическую жизнь из остальной
части общественной жизни как
самостоятельную часть или
В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идёт о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в неё элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единство целого.
Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей её средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается её целостность.
Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.
Слово «политическая» в
рассматриваемом понятии
Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В её основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем её структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.
Наконец, понятие «общество» даёт ответ на вопрос об уровне политической системы.
Политическая система
– это универсальная
В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрёл широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определённых организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.
Эти представления о политической системе общества, естественно получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.
Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»
Истон рассматривал систему как некий «чёрный ящик», мало интересуясь при этом происходящим внутри него. Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и её средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, которые называются выходом. Или иначе говоря вход идёт со стороны среды и даёт импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности
И. Хус политическую систему общества определяет как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определённой философии, религии, формы правления».
Ст. Колман пишет: «Система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями».
Согласно определению Т. Мадрона политическая система общества представляет собой «совокупность объектов и их признаков, скреплённых сетью отношений».
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:
во-первых, это устойчивая
взаимозависимость различных
во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значения упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь – очень динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушение сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;
в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определённой духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга;
в-четвёртых, для политической системы
характерно совместное реагирование всех
элементов а внешнее
2. Структура политической системы общества.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
Институциональный компонент, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и другие). Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.
Функциональный компонент, складывающийся
из совокупности тех ролей и функций,
которые осуществляются как отдельными
социально-политическими
Регулятивный компонент, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и другое). Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствую внимание со стороны власти.
Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.
Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.
Коммуникативный компонент, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию. Значения этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.