Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа
Целью работы является анализ структурной и функциональной сущности политической системы, а также взаимодействие различных сегментов политической системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- идентифицировать понятие и структуру политической системы;
- определить место государства в политической системе общества;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура политической системы………..……………….…5
2. Государство в политической системе общества……….….…………..…..10
3. Политическая система России: проблемы и перспективы. Место и роль УИС в политической системе общества……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список…………………………………….……………….27
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и структура
политической системы………..……………….…5
2. Государство в политической
системе общества……….….…………..…..10
3. Политическая система
России: проблемы и перспективы. Место
и роль УИС в политической системе общества……………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………….……………….27
Введение
Актуальность темы исследования. Самоорганизация общественных отношений реализуется через согласование интересов социальных групп на уровне политической системы общества. Механизмы и способы согласования интересов социальных групп на уровне политической системы обуславливают характер обратной связи и воздействия политической системы на общество в целом. В этом процессе определяется детерминирующий характер воздействия политической системы на общество и актуальное значение политической системы в механизме общественного функционирования.
Политическая система и общество находятся в процессе непрерывного взаимодействия. Общество формирует политическую систему, а политическая система формирует общественную систему. Образуется метаморфоза социально-политического функционирования общества по схеме: общество - политическая система - общество. Функционирование как общественной системы, так и политической системы обусловлено их внутренней структурой. Политическая система, будучи вторичным элементом социально-политической метаморфозы, отображает в своем функционировании и внутренней структуре функции и структуру, реализуемые в рамках общественной системы, а затем продуцирует обратное воздействие на функцию и структуру социальной системы посредством политических механизмов воздействия.
Взаимное соответствие структурного и функционального взаимодействия политической и общественной систем обуславливает продуктивный характер их взаимодействия и эффективное функционирование социальной системы в целом и, наоборот, несоответствие структурного и функционального взаимодействия вызывает взаимное несоответствие самих политической и общественной систем, их взаимное отрицание и конфликтность, что ведет к социально-деструктивным последствиям и неэффективному функционированию социальной системы. В результате, достижение структурной и функциональной адекватности политической системы является важной задачей политического строительства.
Современное российское общество сформировалось на постсоветском политическом пространстве, образовавшемся в результате распада Советского Союза. Развитие российской политической системы происходит под воздействием реформ, начавшихся в Советском Союзе с приходом к власти М.С. Горбачева и продолжающихся по настоящее время. Очевидно, что политическая система России находится в состоянии затяжной трансформации, что также указывает на внутреннюю несбалансированность и противоречивость происходящих в обществе процессов. В этой ситуации проблемы структурной и функциональной адекватности трансформирующейся политической системы в России приобретают особую значимость в свете обозначенных аспектов.
Различного рода подходы к теоретическому объяснению определяющих черт современной политической системы даны в работах таких зарубежных исследователей как М.Бернхард, Р.Путам, Э.Арато, Ф.Шмиттер, А.Мальбрас, В.Я.Гельмана, А.В.Понеделкова, О.Г.Харитоновой, А.Г.Чернышова и др.
Целью работы является анализ структурной и функциональной сущности политической системы, а также взаимодействие различных сегментов политической системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- идентифицировать
понятие и структуру
- определить место государства в политической системе общества;
- охарактеризовать политическую систему России, выявив проблемы и перспективы;
- указать место и роль УИС в политической системе общества.
Объектом исследования является современная российская политическая система.
Предметом исследования является структурная и функциональная адекватность российской политической системы с объективно необходимой для любого государства функцией исполнения наказаний.
Методологическая основа исследования определяется характером и спецификой объекта и предмета исследования, его целями и задачами и базируется на использовании различных научных подходов (системном, институциональном, структурно-функциональном, нормативном, историческом и пр.).
Информационной базой работы в соответствии с ее теоретико-методологическими основаниями явились данные политической информации. В курсовой работе использованы как научные труды классиков, так и монографические работы современных российских и зарубежных ученых. Также широко использовались статьи из научных сборников, научных журналов и средств массовой информации, хронологические материалы, экспертные оценки, материалы информационных агентств.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование позволяет создать цельное представление о структуре политической системы, обозначить основные возможные тенденции ее дальнейшей эволюции, определить место и роль различных сегментов политической системы в осуществлении трансформаций российской политической системы.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
1. Понятие и структура политической системы
Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.
Политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Политическая система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции [18, С. 45].
Политическая система неоднородна по своему составу. В состав политической системы входят различные структурные элементы. В юридической литературе встречается множество точек зрения по вопросу о структуре и составляющих политической системы.
Зачастую в качестве
элементов политической системы рассматриваются
лишь ее статичные, организационно структурные компоненты
(партии, общественные организации и др.).
Такой подход не позволяет отразить функционирование,
практику действия политической системы,
ее динамику. Политическая система, как
и всякий социальный феномен, как часть
общества в целом, динамична. Перечисление
ее структурных элементов позволяет создать
лишь безжизненную модель политической
системы, да и то не полную, ибо в данном
случае перед нами будет только совокупность,
а не система элементов. Понятие системы
предполагает взаимосвязь, взаимодействие
определенных элементов, их взаимообусловленность
и зависимость друг от друга. Любая социальная
система, и политическая в том числе, -
это прежде всего система отношений и
взаимодействий между некими элементами;
именно это не всегда учитывается при
характеристике политической системы
общества.
В предложенной ниже структурной композиции
статичные структурные компоненты образуют
лишь один из элементов политической системы.
Остальные элементы призваны раскрыть
ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих
связей и отношений между субъектами политической
системы.
По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:
1) Институционный (или
организационный) элемент. Выражает
внешние проявления
2) Нормативный элемент
представляет собой
· Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).
· Нормы права (например, Конституция РФ [1], Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации" [2]).
· Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом).
3) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся:
· Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.);
· Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);
· Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).
4) Идеологический элемент. Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.
5) Коммуникативный
элемент. Представляет собой те
каналы, по которым до общества
доводится информация о
Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.
Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются:
· Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
· Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
· Политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
· Политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
· Политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них.
· Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства.
Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции.
· Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.
· Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе.
· Функция вовлечения
населения в политическую жизнь
Данный перечень функций политической
системы не является исчерпывающим [8,
С. 85].
Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства и др.).