Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ структурной и функциональной сущности политической системы, а также взаимодействие различных сегментов политической системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- идентифицировать понятие и структуру политической системы;
- определить место государства в политической системе общества;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура политической системы………..……………….…5
2. Государство в политической системе общества……….….…………..…..10
3. Политическая система России: проблемы и перспективы. Место и роль УИС в политической системе общества……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список…………………………………….……………….27

Файлы: 1 файл

контрольная политическая система.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами. 

Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним из важнейших социально-правовых институтов государства и в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в нем. Она формируется, развивается и меняется под влиянием социальных, экономических, политических изменений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация во многом является отражением этих процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, обуславливает изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяет общественное сознание.

Важнейшее значение в установлении места и роли уголовно-исполнительной системы в обществе и государстве имеет определение ее целей и задач, изначальным моментом в исследовании которых является выяснение ее целевой ориентации, и в первую очередь глобальной цели. Последняя выступает как исходная основа задач уголовно-исполнительной системы.

Цели и задачи уголовно-исполнительной системы предопределены уголовно-исполнительным законодательством. Именно для достижения последних создаются и функционируют пенитенциарные органы и учреждения.

Как известно, основная цель уголовно-исполнительного законодательства — исправление осужденных. Вместе с тем в теории уголовно-исполнительного права наряду с термином «исправление» все чаще употребляется термин «ресоциализация». 

Ресоциализация осужденных должна предполагать формирование у осужденных социально полезных свойств и качеств личности, необходимых в условиях человеческого общежития, осуществляемых путем формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения [24, С. 284].

Таким образом, исправление — это изменение ценностно-нормативной сферы личности осужденного, а ресоциализация — привитие или восстановление утраченных социально полезных качеств и практических навыков человеческого общежития. К целям наказания в таком случае должна быть добавлена и цель ресоциализации.

Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших. Столь же объективно существование органов и учреждений его исполняющих, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний, сложившихся традиций в различных странах данную систему определяют как тюремную, пенитенциарную. В советский период для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, использовался термин «исправительно-трудовая система». Перемены в российском обществе конца XX века предопределили изменения политики государства в сфере исполнения наказаний. Данная политика стала называться уголовно-исполнительной, а система, ее реализующая, соответственно, уголовно-исполнительной системой. На законодательном уровне данный термин нашел свое отражение в ст. 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3].

Важным признаком УИС как социального института является ее функционально-структурное построение. Анализируемая система носит четко выраженный характер: она решает правоохранительные задачи (охрану осужденных, конвоирование, организует оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает розыск бежавших осужденных), организует воспитательную работу с осужденными, производственно-хозяйственную деятельность, медицинское и материально-бытовое обеспечение. Уголовно-исполнительная система является многоуровневой системой, что во многом определяется национально-государственным устройством страны [12, С. 239]. 

Таким образом, уголовно-исполнительная система является частью общества, которая, обладает значительными ресурсами и обеспечивает изоляцию, контроль за поведением осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая система является важным фактором общественного развития. Функционируя, она находится в перманентном взаимодействии с общественной системой в целом и со всеми ее подсистемами. Политическая система детерминирует характер формирования и функционирования государственной власти и общества в целом. В этом смысле она является структурообразующим ядром всякой социальной системы и ее значение трудно переоценить.

Характер влияния политической системы на общество определяется социальным качеством самой политической системы. С этой точки зрения проблема идентификации социального качества политической системы имеет важное методологическое значение.

Социальное качество политической системы определяется ее структурой и функциями. Формируя социальное качество, структура и функции политической системы воздействуют на общественную систему в целом, детерминируя социальное качество всего общества. Целевой функцией социальной системы, адекватной общественным интересам в целом, является наиболее полная реализация общественного потенциала и обеспечение эффективного социального функционирования. В результате главным индикатором социального качества политической системы является степень адекватности структуры и функций политической системы эффективному функционированию общества в целом.

Структурная и функциональная адекватность политической системы описывается набором социальных признаков, детерминирующих характер формирования и функционирования политической системы.

Структура политической системы формируется под воздействием социальной структуры общества. В результате значимым признаком социального качества политической системы является социально-структурная адекватность политической системы и общества в целом.

Функции политической системы также формируются под воздействием функций общественной системы в целом. В итоге важным признаком социального качества политической системы является функциональная адекватность политической системы и социально-политическая адекватность общества в целом.

Российская политическая система как политическая система независимого государства возникла на момент распада Советского Союза, а сформировалась под воздействием социально-политических реформ, инициированных КПСС под руководством М.С.Горбачева на Октябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1985 году и на XXVI съезде КПСС в 1986 году, известных как перестройка. Изначальными инструментами перестройки стали внедрение хозяйственного расчета и гласность на фундаменте тоталитарной экономической и политической системы, а затем они дополнились развитием кооперативного движения, индивидуальной трудовой деятельности, легализацией частной собственности в экономике, развитием политического плюрализма и демократизацией политической системы.

По своей сути реформирование экономической и политической систем было направлено на развитие рыночных отношений и демократизацию политической системы в рамках диктатуры КПСС в управлении экономикой и обществом в целом, то есть носило эклектический характер. Совершенно закономерным результатом такого развития стало революционное развитие событий, приведших к краху диктатуры КПСС и распаду Советского Союза в 1991 году. Вместе с тем, к моменту распада Советского Союза в обществе сформировались новые социальные слои под воздействием политических и экономических реформ.

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали.

Объективно необходимой для любого государства является функция исполнения наказаний. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших. Столь же объективно существование органов и учреждений его исполняющих, которые в совокупности представляют определенную систему.

Уголовно-исполнительная система как социальный институт - это совокупность органов и учреждений, деятельность которых направлена на достижение целей наказания в рамках правовых предписаний и определенной среды функционирования, которая обладает для этого соответствующими материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

Уголовно-исполнительная система является частью общества, которая, как это было показано выше, обладает значительными ресурсами и обеспечивает изоляцию, контроль за поведением осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Поэтому значимость общесоциалыюго уровня анализа взаимодействия УИС с внешней средой определяется прежде всего тем, что ее влияние на общество многогранно и проявляется в различных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ http://www.consultant.ru/
  3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" http://www.consultant.ru/
  4. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2003. - 174 c.
  5. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 1996. - 168 c.
  1. Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт, 2010. – 351 с.
  1. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2004. - 442 c.
  2. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c.
  3. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2006. - 192 c.
  4. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2008. - 208 c.
  5. Лейст О.Э. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2011. – 352 с.
  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
  7. Малько, А.В. Теория государства и права; М.: Юристъ - Москва, 2000. - 304 c.
  8. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013. - 652 c.
  9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.
  10. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, 2010. – 816 с.
  11. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ - Москва, 2004. - 563 c.
  12. Перевалов В. Д. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2012. - 432 c.
  13. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт - Москва, 2010. - 752 c.
  14. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект - , 2005. - 816 c.
  15. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2010. - 640 c.

Информация о работе Политическая система общества