Федеральное
агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Удмуртский
государственный университет»
Филиал
ГОУВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре
Кафедра
социально-гуманитарных и правовых
дисциплин
Контрольная
работа по ИОГиП:
Политическая
система общества.
Понятие,
признаки и виды правовых
актов.
Выполнил: студент гр. К 12-17
Сыстеров С.Б.
Проверил: Ташкинова В.В.
Кудымкар
, 2008 г.
Содержание:
- Политическая
система общества……………………………….2
- Понятие,
признаки и виды правовых актов……………………9
- Список литературы……………………………………………..16
Политическая
система общества.
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества,
подчиненных кодексу политических, социальных,
юридических, идеологических, культурных
норм, историческим традициям и установкам
политического режима конкретного общества.
Политическая система включает
организацию политической власти, отношения
между обществом и государством, характеризует
протекание политических процессов,
включающих институциализацию власти,
состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных
политических отношений. Политическая
система представляет собой одну
из частей или подсистем совокупной
общественной системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее общественное
окружение, ее общественные ресурсы наряду
с ее природным окружением и природными
ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными
), а также внешнеполитическим оружием.
Центральное положение политической системы
в этой структуре ее внешнего и внутреннего
окружения определяется ведущей
организационной и регулятивно-контрольной
ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества
определяется его классовой природой,
социальным строем, формой правления (парламентского,
президентского и т.п. ), типом государства
( монархия, республика ) характером политического
режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.) социально-политических
отношений ( стабильных или нет, умеренно
или остроконфликтных либо консенсунсных
и т.п. ), политико-правового статуса
государства (конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми структурами
), характером политико-идеологических
и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых
), историческим типом государственности
( централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией
уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением,
с кровнородственными связями или
без них, с развитыми или не развитыми
гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая
обществом, не должна доминировать в нем
за счет подавления и ослабления других
систем (деспотический и тоталитарный
тип политической системы ) и быть достаточно
жизнеспособной, чтобы не входить в
длительные кризисные состояния, которые
нарушают функционирование других систем
общества.
Политическая система существует
в политическом пространстве общества,
которое имеет территориальное измерение
(очерченное границами страны) и функциональное,
определяемое сферой действия политической
системы и ее составных частей на разных
уровнях политической организации общества.
В этом смысле будут различаться пространства
влияния тех или иных ассоциаций (партий,
общественных организаций), действия
политических институтов (власти
политического центра и местного самоуправления
), границ политического и
экономического управления, сферы
политической жизни общества и личной
жизни человека и т.д.. Определение
границ различного рода функциональных
пространств политической системы
- ответственный и сложный политико-правовой
и культурный процесс. Он формализуется,
юридически фиксируется ( в конституции,
законе ), эта фиксация составляет одну
из задач демократического процесса,
определяющего прерогативы власти, партий,
органов управления и др. элементов политической
системы, а также от- ношений между
ними, включая такие существенные
взаимодействия, как согласование управления
и самоуправления, пространства
централизованной концентрированной
власти и децентрализованной
и т.д..
Существование политической системы
во времени характеризуется как
процесс изменения, развития или деградации
политических отношений и институтов.
Он включает исторический масштаб
смены форм власти, становления государства
какого-либо нового типа, например,
переход от политической системы феодального
общества ( с отношениями личной зависимости,
деспотическим абсолютизмом, централизованной
бюрократией монархического центра)
к политической системе буржуазного
общества ( с обезличенной системой
аппаратов управления, демократическими
институтами и т.д.). Исторический
процесс эволюции политической системы
включает ряд закономерностей: тенденции
концентрации и деконцентрации власти,
ее централизации и децентрализации, борьбу
этих тенденций, которая завершается
на рубеже эпохи при смене формаций
кризисом централизма, децентрализацией
власти и новым циклом противоречий этих
двух начал ( при переходе от античных
империй к ранней феодальной раздробленности,
от феодальных монархий к буржуазному
государству, от империализма конец 19-первая
половина 20 века к прогрессу демократизации
), общий процесс усложнения системы и
ее подсистем ( появлением и умножением
партий, развитием ассоциаций
и т.п.), формализацию системы, ее юридическое
оформление, расширение политического
участия, т.е. более полное включение членов
общества в политическую жизнь, в частности,
формирование демократических институтов,
всеобщие и прямые выборы, самоуправление
и пр., более полное сочетание
гражданских и политических отношений,
реорганизацию отношений власти и народа
( переход от командно-приказных
деспотических и конфликтных отношений
сверху- вниз к договорным конституционным
и консенсуальным ), развитие конституционного
процесса и системы суверенитетов ( власти,
народа, права, государственно-территориальных
образований и пр. ), формирование в структуре
политической системы массовых процессов
( крупных политических мобилизаций в
поддержку общественных преобразований
или против них, в периоды выборов и
т.д.. Разрастание аппаратов управления,
органов принуждения, армии,
пропагандистских, образовательных, воспитательных
учреждений, осуществляющих политическую
социализацию и пр.), развитие ассоциативных
форм политической жизни - формирование
различных групп единомышленников, союзов,
народных движений и т.п.
Конкретные пути эволюции политической
системы различны в разные эпохи и
в разных обществах. Однако принцип ее
пространственно-временных изменений
постоянен. Такими же постоянными являются
принципы ее организации, или принципы
политической организации общества.
Политическая система в каждый данный
момент или период ее истории представляется
как конкретная политическая ситуация,
относительно протяженная во времени
и стабильная. От состояния общественных
отношений, уровня развития общества
зависит, будет ли эта ситуация статичной
или подвижной, а следовательно,
будет ли динамичной и сама политическая
система или нет. Динамизм политической
системы отличен от нестабильности, он
определяет способность системы развиваться,
адаптироваться к изменениям в
обществе и его внешнем окружении, в смешанных
организационных системах и реагировать
на эти изменения. Жесткие статичные
системы неизбежно вынуждены противодействовать
развитию общества, вступать с ним
в конфликт, прибегать к насилию и выживать
в конечном счете за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные
системы ( деспотического азиатского
типа, связанные с т.н. азиатским способом
производства ) существовали неограниченно
долго и разрушились главным образом
в результате нашествий извне и
гибели государства. В Новое время
срок жизни таких систем, как правило,
очень ограничен и завершается общественными
и политическими кризисами, революциями
или глубокими реформами. Ускорение исторического
процесса и глубокие преобразования материальной
и духовной жизни современного человечества
привели к образованию нового динамичного
типа политической организации общества
с более свободными отношениями между
частями и элементами политической системы.
Политическая система также представляет
собой процесс политических отношений
и политической деятельности и их институциализации,
т.к. неинституциональные формы политической
жизни (группы по интересам, инициативные
движения, самоуправление разных видов
и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно
выделяют управляющие центры, лидеров,
их окружение, формируют правила
поведения и институциональные органы.
Процесс институциализации включает
формирование и поддержание центров власти.
Политическая система обеспечивает их
связь с функциональной политической
периферией.
Политическая система структурна,
т.е. включает части или подсистемы
разной сложности, их элементы и отношения
между ними. Политическая система складывается
из подсистем трех уровней власти и
политических отношений: двух институциональных
- высшего или верхнего (мегоуровень
), среднего или промежуточного ( мезоуровень
) и неинституционального - нижнего,
массового (микроуровень). В свою очередь,
они делятся на параллельные, обычно
кон курирующие структуры ( на тех же
уровнях ): легальные и теневые. Внутри
этих структур политическая система
включает деление на субъекты политических
отношений ( руководителей, правящих )
и носителей власти, исполнителей, рядовых
членов массовых ассоциаций, их социальной
базы.
Таким образом, на институциональном макро-системном
уровне политическая система включает
центральный аппарат государственной
власти (разделенной в демократическом
обществе и в правовом государстве
на законодательную, исполнительную и
судебную). Вид политической системы
зависит от типа общества и правления:
приоритет власти главы правительства
(т.е. приоритет исполнительной власти
), президента ( вплоть до так
называемой президентской формы правления,
допускающей временное или длительное
совмещение функций разделенных властей
), монарха, парламента ( если он на-
делен прерогативами контроля
и исполнительной власти), правящей
партии, верховного или конституционного
суда ( при приоритете права и закона).
Особую арбитражную роль играет общественный
контроль государственной власти.
Он организуется на разных уровнях ( макро-
и мезо- ) и многими средствами: массовой
информации ( которую сейчас нередко
считают четвертой, информационной властью
), ассоциациями ( партиями, профсоюзами,
массовыми организациями - экологическими,
антивоенными или военными, промышленными,
культурными и пр.) массовыми движениями
( забастовочными и др. ), народными обществами
( ветеранскими, молодежными, женскими,
творческими организациями и т.п. ). Непосредственно
в макросистему входят разные формы
политической оппозиции ( парламентской,
партийной ). На том же уровне располагаются
теневые, скрытые политические структуры
и функции макровласти: скрытые действия
легальных учреждений высших рангов
(государственных, партийных ), секретные
документы, распоряжения, приказы и т.п.
акты ( государственные и пр. секреты
и тайны ), скрытый смысл открытых политических
действий ( интрига, игра ), политических
текстов ( докладов, речей, бесед и т.п.
), негласные функции и неявная роль различных
официальных лидеров и центральных органов
власти и управления, руководства учреждениями,
партиями, армией, руководства промышленностью
и др., официальные и легально существующие
учреждения с секретными функциями (органы
безопасности ) и полностью законспирированные
учреждения (разведки или контрразведки
и т.п.).
Другой ряд легально существующих,
во всяком случае неконспиративных,
сообществ, примыкающих к макроуровню
политической системы или неофициально
и неформально входящих в него, образуют
различного рода элиты и элитарные
содружества (клубы, парламентские
фракции, товарищеские группы и т.п. ),
группы давления ( парламентские
лобби, близкое окружение государственной
администрации, мозговые центры при руководителях
государства и партий и т.п.).
Аналогична по своему строению
средняя ( мезо-) структура политической
системы. Она образована аппаратами управления,
органами выборной и назначаемой власти,
которые непосредственно слиты со структурами
макроуровня, но составляют его периферию.
Они расположены в политическом пространстве
между высшими эшелонами государственной
власти и обществом, которое они связывают
с государством. Это так называемые аппараты
и органы, региональная и муниципальная
администрация, Советы разных рангов,
иерархия партийных, профсоюзных и
других ассоциативных структур
( обществ, союзов ), крупные предприятия,
лидеры экономики, органы правосудия
и органы порядка, другие учреждения,
через которые осуществляется политическая
социализация ( школа, театр, армия ).
Структуры среднего уровня служат
связующим звеном между макроструктурами
политической системы и обществом, организуют
их отношения, передают импульсы государственных
центров власти обществу и его ответные
реакции - инициаторам политики. В организации
и осуществлении политического процесса
мезоуровень политической системы играет
ключевую роль. На этом уровне формируются
наиболее влиятельные бюрократические
аппараты управления и самые массовые
параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым
функциям легальных государственных,
партийных, административных учреждений
на этом уровне при определенных условиях
(экономические трудности, неразвитые
гражданские отношения, идеологические
и политические конфликты и т.п.) добавляются
особенно распространенные конфликты
аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие
и кровнородственные связи, противоправная
активность и коррупция официальных
лиц и властей. На этом же
уровне формируются нелегальные
( теневые ) структуры неполитического
характера (параллельная экономика, черный
рынок, организация преступного
мира, мафии и мафиозные корпорации разного
рода), которые имеют тенденции
смыкаться с легальными структурами и
могут оказывать на них серьезное влияние.
Микроуровень политической системы
образуется массовым участием общественных
групп, классов и слоев, граждан общества
в политической жизни: членством в
массовых политических или неполитических,
но влиятельных организациях, участием
в массовых политических акциях поддержки
власти или протеста, в социальном контроле
политики, в ответственных процессах ее
демократической организации ( выборах,
референдумах и т.д. ). На микроуровне формируются
политические народные движения, зарождаются
политические группировки и партии, формируется
общественное мнение, складывается
политическая культура общества - важная
составная часть и характеристика
политической системы.