Политическая система общества. Понятие, признаки и виды правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Оглавление

1. Политическая система общества……………………………….2
2. Понятие, признаки и виды правовых актов……………………9
3. Список литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

правовые акты.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал  ГОУВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре 
 

Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа по ИОГиП:

Политическая  система общества.

Понятие, признаки и виды правовых актов. 
 
 

                                                                    Выполнил: студент гр. К 12-17

                                                                                         Сыстеров С.Б.

                                                                    Проверил: Ташкинова В.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Кудымкар , 2008 г. 
 

Содержание:

  1. Политическая система общества……………………………….2
  2. Понятие, признаки и виды правовых актов……………………9
  3. Список литературы……………………………………………..16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политическая  система общества.

     Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов,  политических  ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая  система  включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует  протекание  политических  процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической  деятельности, уровень политического творчества в обществе,  характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами  (демографическими,  пространственно-территориальными ), а также внешнеполитическим  оружием.  Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется  ведущей  организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.      Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.) социально-политических  отношений ( стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных  либо консенсунсных и т.п. ), политико-правового  статуса  государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми   структурами ), характером  политико-идеологических  и  культурных  отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых ), историческим типом государственности ( централистским,  с  иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и  национальной традицией уклада политической жизни (политически  активным или пассивным населением,  с  кровнородственными  связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

       Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы ) и быть  достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в  длительные  кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

        Политическая система существует  в  политическом  пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение  (очерченное границами страны) и  функциональное,  определяемое  сферой  действия политической системы и ее составных частей на разных  уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций),  действия  политических  институтов  (власти политического центра и местного самоуправления  ), границ    политического и  экономического  управления,  сферы  политической жизни общества и личной жизни человека и т.д..  Определение  границ различного рода функциональных пространств политической  системы - ответственный и  сложный  политико-правовой  и  культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (  в  конституции, законе ), эта фиксация составляет одну из  задач  демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также  от-  ношений между ними, включая такие существенные  взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,  пространства  централизованной концентрированной  власти  и  децентрализованной  и т.д..

       Существование политической системы  во времени  характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб  смены  форм власти, становления государства какого-либо нового  типа,  например, переход от политической системы феодального общества ( с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического  центра)  к  политической системе буржуазного общества ( с обезличенной системой  аппаратов управления, демократическими институтами  и  т.д.).  Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд  закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих  тенденций,  которая  завершается на рубеже эпохи при смене формаций  кризисом  централизма,    децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от античных империй к ранней  феодальной  раздробленности, от феодальных монархий к  буржуазному  государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу  демократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий,  развитием  ассоциаций  и  т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение  политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и  пр.,  более  полное сочетание гражданских и политических отношений,  реорганизацию отношений власти и народа ( переход от командно-приказных    деспотических и конфликтных отношений сверху- вниз к договорным    конституционным и консенсуальным ), развитие конституционного  процесса и системы суверенитетов ( власти,  народа,  права,  государственно-территориальных образований и пр. ), формирование в структуре политической системы массовых процессов ( крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или  против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов  принуждения,  армии,  пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих  политическую социализацию и пр.), развитие ассоциативных  форм  политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п.

       Конкретные пути эволюции политической системы различны в  разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее  пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или  принципы  политической  организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная  политическая  ситуация, относительно протяженная во времени и  стабильная.  От  состояния общественных отношений, уровня развития общества  зависит,  будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а  следовательно,  будет  ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в  обществе и его внешнем окружении, в смешанных  организационных  системах и реагировать на эти  изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию  общества,  вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в  конечном  счете за счет общества. В древности в отдельных регионах подобные системы  ( деспотического азиатского типа,  связанные с т.н. азиатским способом производства ) существовали  неограниченно  долго  и  разрушились главным образом в результате нашествий извне  и  гибели  государства. В Новое время срок жизни таких систем, как  правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими  кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни  современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными  отношениями между частями и элементами политической системы.

        Политическая система также представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институциализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни  (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных  видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно  выделяют  управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют  правила  поведения и институциональные органы. Процесс институциализации  включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической  периферией.

       Политическая система структурна, т.е. включает части или  подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней  власти и политических отношений: двух институциональных  -  высшего или  верхнего (мегоуровень ), среднего или промежуточного ( мезоуровень ) и неинституционального - нижнего,  массового  (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно  кон  курирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и  теневые. Внутри этих структур политическая  система  включает деление  на субъекты политических отношений ( руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

       Таким образом, на институциональном макро-системном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом  государстве на законодательную, исполнительную и  судебную).  Вид политической системы зависит от типа общества и правления:  приоритет власти главы правительства (т.е. приоритет  исполнительной власти ), президента ( вплоть  до  так  называемой  президентской формы правления, допускающей временное или длительное  совмещение функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он  на-

    делен прерогативами контроля  и исполнительной  власти),  правящей  партии, верховного или конституционного суда ( при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль  государственной власти. Он организуется на разных уровнях ( макро- и мезо- ) и многими средствами: массовой информации ( которую  сейчас нередко считают четвертой, информационной властью ), ассоциациями ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными,  промышленными,  культурными  и пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными обществами ( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п. ). Непосредственно в макросистему входят  разные формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ). На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические структуры и функции макровласти: скрытые действия  легальных  учреждений высших рангов (государственных, партийных ), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты ( государственные  и пр. секреты и тайны ), скрытый смысл открытых  политических  действий ( интрига, игра ), политических текстов ( докладов,  речей, бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности ) и полностью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т.п.).

       Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической  системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют  различного рода элиты и элитарные  содружества  (клубы,  парламентские фракции, товарищеские группы и т.п. ),  группы  давления  ( парламентские лобби, близкое окружение  государственной  администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий  и т.п.).

       Аналогична по своему строению  средняя ( мезо-) структура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами  государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и  органы,  региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия  партийных, профсоюзных и других ассоциативных  структур  ( обществ, союзов ), крупные предприятия, лидеры экономики, органы  правосудия и органы порядка, другие учреждения,  через  которые  осуществляется политическая социализация ( школа, театр, армия ).

       Структуры среднего уровня служат связующим звеном между  макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти  обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса  мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне  формируются  наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые  массовые параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям  легальных государственных, партийных,  административных  учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная  активность  и коррупция официальных лиц и властей.  На  этом  же  уровне  формируются  нелегальные ( теневые ) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок,  организация  преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые  имеют  тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

       Микроуровень политической системы  образуется  массовым  участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в  политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых  политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации ( выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается    политическая культура общества - важная составная часть и  характеристика политической системы.

Информация о работе Политическая система общества. Понятие, признаки и виды правовых актов