Политическая система общества. Понятие, признаки и виды правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Оглавление

1. Политическая система общества……………………………….2
2. Понятие, признаки и виды правовых актов……………………9
3. Список литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

правовые акты.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

       Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе,  общество и все его граждане, с  их  политическими  взглядами,  формами участия в совместной политической жизни, хотя  политические  роли организационно и функционально их разделяют  по  разным  уровням. Политическая система сформирована по принципу  пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе,  вершиной  государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой  базы к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и  отношения между ними.  Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода -  от  частных  кризисов отдельных подсистем и структур  ( правительственных, партийных, парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в  совокупность    политического,  экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что  сопровождается обострением социальных противоречий и классовой,  политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или  кризис  перегрузки,  когда она вынуждена решать задачи, которые она  решить  не  может.  При этом кризис может быть процедурным, который  разрешается  частичной или полной перестройкой системы ( сменой руководства,  структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками ). Такой кризис связан с агонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые  формы  существующего  общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны  со  сменой  политической системы и типа общества или его существенных характеристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и могут сопровождаться более или  менее  серьезными  революционными  преобразованиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие, признаки и виды правовых актов.

  Правовые акты весьма разнообразны и разноплановы – законы, ведомственные инструкции, решения юрисдикционных органов, акты-документы органов администрации, договорные документы и т.д. Выраженные  в них акты поведения и его результаты играют в МПР, в правовой системе не одинаковую роль: они либо образуют основу всего механизма юридического регулирования (юридические нормы), либо выражают индивидуально-правовую правоприменительную деятельность компетентных органов (властные индивидуальные предписания судов и других органов государства), либо воплощают правовую активность участников общественных отношений и принадлежат к заключительному звену МПР – реализации прав и обязанностей. Вместе с тем все правовые акты как внешние юридические формы имеют и общие черты, что делает возможной и необходимой конструкцию "правовой акт" вообще.

  В юридической науке проблема правовых актов все еще не решена. И дело не только в том, что в учебниках и курсах по теории права нормативные акты и индивидуальные акты рассматриваются разъединение: первые при характеристике источников права, вторые – правоотношений; такого рода разъединение в какой-то мере оправдано, в частности потому, что в одном случае под актом понимается внешняя форма права, в другом – правомерное поведение. Главное заключается в том, что в литературе не дан сопоставительный анализ и сообразно этому не проводятся четкие различия между актами в разных значениях этого термина, а самое существенное – акты в каждом из указанных значений не получают обобщенной общетеоретической характеристики.

  Отсюда  – вопросы, например относящиеся  к актам-документам, замыкаются на правотворчестве, на нормативных актах. При этом из поля зрения упускается, что аналогичные вопросы возникают применительно к актам судебных и иных государственных органов (индивидуальных, интерпретационных), а также к актам конкретных участников общественных отношений. В связи с этим не получают общего освещения и проблемы толкования актов, юридической техники, юридической стилистики.

  Нет в научной литературе обобщенных разработок, посвященных содержательным элементам правовой системы – юридическим нормам, правоположениям, индивидуальным предписаниям, автономным решениям.

  В большей мере изучены теорией правоотношения акты как правомерное поведение, т.е. юридические факты, хотя и здесь не достигнута достаточная общность теоретических разработок (так, выпадает из поля зрения индивидуально-правовое действие правотворческого решения, выраженное в нормативном акте) (1.18.4.).  

    2. Основные черты  правовых актов.

  Основные  общие черты акта-документа следующие.

  1) Выраженность в словесно-документальном  виде. Независимо от характера  и юридического значения содержащейся  в акте-документе воли он всегда является внешне объективированным, фактически обособленным письменным материалом – юридическим документам, представляющим собой осязаемую реальность права. Иными словами, акт – документ – внешняя форма права, выраженная в словесно-документальном виде.

  2) Волевой характер. Правовой акт  фиксирует волю тех или иных  лиц – государства, его органов, граждан, конституирует ее, воплощает в особом юридическом явлении, оснащенном юридической силой. Именно в актах и через них проявляется и существует воля в праве, в правоотношениях. При помощи актов-документов воля лиц, которая по своей основе представляет собой внутреннее, психическое явление, выступает вовне, в качестве волеизъявления, способного дать известный юридический эффект. Характерная особенность воли, выраженной в правовом акте – ее направленность на достижение строго определенных юридических последствий (введение в правовую систему новых норм, приобретение тех или иных прав, обеспечение прав и т.д.). В рассматриваемом отношении правовой акт является источником данного результата волевого поведения, в том числе применительно к нормативным юридическим актам источником права.

  3) Закрепление в акте содержательных  элементов правовой системы –  юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц. Акт-документ – это форма юридически-официального бытия юридических норм, других элементов правовой системы, обладающих юридической энергией или воздействующих на процесс правового регулирования. В рассматриваемом отношении правовой акт представляет собой внешнюю форму конституирования и существования, условно говоря, содержательных правовых явлений, в том числе применительно к нормативным юридическим актам, внешнюю форму права.

    3. Правовые акты  в МПР.

  Правовые  акты занимают особое, самостоятельное место в правовой системе (1.5.6.).

  Вместе  с тем по своим решающим общетеоретическим  характеристикам правовые акты-источники и формы других содержательных (по использованной ранее условной терминологии) правовых явлений. Вот почему в процессе юридического регулирования они привязаны к тому или иному главному звену МПР – юридическим нормам, правоотношениям, действиям по реализации прав и обязанностей. В рамках последних и проявляется в основном свойственное правовым актам юридическое значение.

  Как источник юридических явлений правовой акт выступает в качестве инструмента конституирования и формы, обеспечивающих введение, изменение этих явлений. С данной точки зрения правовой акт представляет собой средство воздействия на содержательные элементы правовой системы, придания им необходимых юридических свойств. В соответствии с присущим праву единством формы и содержания правовой акт играет роль инструмента формирования юридических норм, иных юридических явлений, оснащения их юридической силой. Так, при помощи нормативных юридических актов конституируются и вводятся в правовую систему новые нормы, изменяются или отменяются устаревшие. Аналогичное значение в МПР имеют и интерпретационные акты. Индивидуальные акты-документы проводят волю государства или отдельных лиц, связанную с возникновением либо изменением правоотношений.

  Как форма существования юридических  норм, других содержательных элементов правовой системы правовой акт представляет собой способ фиксирования их жизни, служит местом их пребывания, "удержания во времени". Особо важно это отметить в отношении норм социалистического права, для которых нормативные акты являются единственным и исключительным местом их реального бытия. Именно с помощью правовых актов раскрывается для участников общественных отношений содержание юридических норм, правоположений практики, а также в большинстве случаев индивидуальных предписаний, решений отдельных лиц (граждан, организаций – юридических лиц), имеющих конститутивное юридическое значение.

  В особенностях правового акта как внешней формы проявляются его собственные функции.

  Существенная  собственная функция актов-документов состоит в том, что они призваны обеспечить полное и точное выражение  содержащейся в них воли. В частности, эффективность нормативной регламентации общественных отношений во многом зависит от того, насколько полно и точно выражена вовне (т.е. в правовых актах) воля государства.

  Другая  важная специфическая функция актов-документов заключается в том, что они  являются одним из необходимых условий правового регулирования – доведения воли государства, организаций, граждан до сведения всех, кого она касается. Для того чтобы государственная воля произвела должное действие, заинтересованные субъекты должны быть ознакомлены с ее содержанием. Отсюда значение полного, быстрого и широкого опубликования (оглашения) нормативных актов, которое представляет собой не просто техническую операцию, завершающую процедуру возведения воли государства в закон, а необходимое условие воздействия права на общественные отношения.

  Наконец, существенная функция актов-документов состоит в том, что они связаны  с идеологическим, воспитательным воздействием права на сознание людей. Правовые акты – одно из важнейших средств и  источников правовой пропаганды и правового  воспитания. Сила и эффективность идеологического воздействия права в социалистическом обществе зависят не только от полноты и точности выражения государственной воли в нормативных и иных правовых актах, но и от соответствующего их оформления, в частности от ясности и четкости изложения, включения в содержание актов призывов, рекомендаций.

  Право действует с большим эффектом тогда, когда субъекты полнее ознакомлены с юридическими нормами, другими велениями, глубже представляют себе содержание, смысл и социальное значение правовых предписаний.

    5. Виды правовых  актов.

  Самым общим образом правовые акты могут  быть подразделены на две большие  группы: нормативные акты и индивидуальные акты.

  Первые-акты, содержащие положения нормативного характера (правотворческого или интерпретационного). Вторые-акты, содержащие индивидуальные предписания, иные разовые веления, решения отдельных лиц.

  Однако  это весьма существенное деление  имеет слишком общий характер; оно не отражает особенности содержания актов и, значит, их роли в МПР, их существенные юридические черты.

  В зависимости от того, какие основные элементы правовой системы выражают правовые акты-документы, последние имеют четыре разновидности:

  1) нормативные юридические акты (акты  правотворчества компетентных органов, содержащие юридические нормы – основу МПР);

  2) интерпретационные акты нормативного  или индивидуального характера  (акты официального толкования, содержащие  правоположения, примыкающие к нормативной  основе МПР);

  3) акты применения права (государственно-властные  акты, выражающие индивидуально-правовую деятельность компетентных органов, включающихся в МПР при возникновении правоотношений или при их обеспечении);

  4) акты реализации прав и обязанностей (договоры, иные акты-документы, выражающие  автономные решения отдельных лиц, правомерные действия, завершающие действие МПР).

  Схематически  это деление актов-документов может  быть изображено следующим образом.

  Из  приведенной схемы (в данной версии схема отсутствует) видно, что, за исключением  интерпретационных актов, все иные акты относятся либо к нормативным (1), либо к индивидуальным (3 и 4). Интерпретационные же акты могут быть как индивидуальными, так и нормативными, что помимо всего иного требует правильного использования термина "нормативный" при характеристике правовых актов. Следует добавить, что в нормативных актах правотворчества выражено, в сущности, индивидуальное правотворческое действие государственно-правового порядка, направленное на установление, изменение или отмену юридических норм (1.18.4.). Это уникальное сочетание нормативного и индивидуального в содержании рассматриваемой группы актов хотелось бы подчеркнуть: оно окажется весьма существенно при рассмотрении природы нормативных актов в следующей главе.

  Индивидуальные  и нормативные акты, в особенности  нормативные акты правотворчества, значительно отличаются друг от друга. Вот почему обобщенная характеристика правовых актов, которой посвящена данная глава, ограничена некоторыми общими положениями, связанными главным образом с тем, что все разновидности актов-документов являются надлежащим образом оформленным внешним проявлением воли, выраженным в правомерном поведении и его результате. В дальнейшем будут рассматриваться в основном нормативные акты правотворчества, в которых особенности актов-документов находят наиболее полное выражение. И только исследование вопросов юридической техники и толкования, относящихся к формальной стороне функционирования МПР в целом, позволит вновь затронуть некоторые общие моменты правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая система общества. Понятие, признаки и виды правовых актов