Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:06, лекция
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от
экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация
и осуществление государственного управления обществом в целом (от
общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества
уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы
существовать.
общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных
политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как
взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и так далее. Благодаря
этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида
характер.
-в-третьих, практическая
направленность политологии
она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития
политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция
политологии. Политология способна дать: 1)долговременный прогноз о диапазоне
возможностей политического развития той или иной страны на данном
историческом этапе; 2)представить альтернативные сценарии будущих процессов,
связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического
действия; 3)рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных
вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают
кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или
регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партий и так
далее.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки
государственной политики. На основе политологических исследований
вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем,
обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и
оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные
конфликты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.П.Борисов,- “Политология”, Учебное пособие – М., “Белые альвы”,
1996г.- стр. 5-8;
2.
К.С.Гаджиев, Г.В.Каменская, А.
политологию”, Кн. для учащихся ст. классов – М., “Просвещение”, ”Владос”,
1994г.- стр. 24-30;
3.
“Политология”, Учебное
редакцией д.э.н., проф. Г.В.Полуниной – М., “Акалис”, 1996г.- стр. 18-22;
4. “Политология”, Курс лекций,- Под редакцией А.А.Радугина – М.,
“Центр”, 1997г.- стр. 11-20;
5. К.С.Гаджиев,- “Политическая наука”, Учебное пособие – М.,
“Международные отношения”, 1995г. – стр. 5-12;
6. “Политология”, Курс лекций,- Под редакцией д.ю.н. проф. М.Н.Марченко
– М., “Зерцало”, 1997г.- стр. 26-30, 36-39.
Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения |
Августин
Блаженный . Европейская средневековая
политическая мысль находится под влиянием
христианской религии и римско-католической
церкви. Авторитетный богослов раннего
Средневековья Августин Блаженный в трактате
"О граде Божием" развил концепцию
теологического разграничение духовной
(религиозной) и светской (государственной)
власти. Первая изображенная им в образе
"Града Божьего", выражением которого
является церковь, вторая - как "град
земной". Град Божий объединяет праведников,
подражающие божественные наставления.
Земной град, как результат греховной
природы человека, построенный на отношениях
господства, подчинения и рабства. Хотя
Августин выступал за самостоятельность
каждой из властей, обоснование разнокачественности
двух "градов" фактически ставило
духовную власть выше светской.
Фома Аквинский . Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти. Учение Августина
и Фомы Аквинского были использованы
в католицизме Средневековья
для обоснования примата церкви
над государством и права Римского
Папы назначать и смешивать Николо Макиавелли . В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии. Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Правитель". Среди советов, которые он дает политикам, следующие:
Идеалом для
Макиавелли выступает политик, сочетающий
черты льва и лисицы: силу, умение
внушить страх у подданных
и одновременно хитрость, способность
к интригам. Макиавелли открыто заявляет
о утилитарное использование
религии. Для него религия - это средство
воздействия в руках Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato). Жан Боден . Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, известного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он указал на главные признаки государства, отличающие ее от всех других форм человеческого общения: "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать выполнения законов. Концепция суверенитета стала важным вкладом Ж. Бодена в политическую теорию. Дальнейшее развитие политической мысли будет связан с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (один человек или народ), должен суверенитет быть единым. Сам Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже содержание абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIX в знаменитой фразе: "Государство - это я". Томас Мор и Томмазо Кампанелла . Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, что ставит вопрос о несправедливости социального неравенства, ситуации и защищает интересы бесправная слоев населения - утопического социализма . Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все невыполнимые проекты преобразования общества согласно представлениям об идеальном общественный строй. Установление отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, общей обязанностью труда, с равным распределением общественных благ, их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшения жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания состояние "производителей". Отличаются и их представления об организации политической жизни. Так, в городе Солнца функционируют народные собрания (Большой совет), которые выбирают и контролируют должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советники не могут быть уволены народной волей. Политический строй на острове Утопия более демократичный. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора больше соответствует "смешанном правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет сенат, избираемый ежегодно (аристократическая засада), и князь, который избирается пожизненно (монархическая засада). |