Национальная безопасность современного государства и политика ее обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.
Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности………………………………………………………4-9
1.2 Основные составляющие национальной безопасности………………………..9-10
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы…………………….11-15
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России…………….16-25
Заключение………………………………………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………………………….27-28
Примечания…………………………………………………………………………………………………28-30

Файлы: 1 файл

реферат ллюды.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных  специальных служб и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере  способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации  и оборонного промышленного комплекса  Российской Федерации, недостаточное  финансирование национальной обороны  и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это  проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации  в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации  в пограничной сфере обусловлены:

- экономической, демографической  и культурно-религиозной экспансией  сопредельных государств на российскую  территорию;

- активизацией деятельности трансграничной  организованной преступности, а  также зарубежных террористических  организаций.

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощения  ее природных ресурсов находится  в прямой зависимости от состояния  экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования  природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место  тенденция к использованию территории России в качестве места переработки  и захоронения опасных для  окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность  правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф  техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

 

2.2 Современная доктрина  национальной безопасности России.

В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности, которая явилась результатом  процесса, начатого Законом «О безопасности»  и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования  отношений безопасности. Концепция  закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных  органов в сфере обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. Концепция национальной безопасности вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ» и «национальные интересы», органически объединяет и конкретизирует нормы Конституции РФ, Закона «О безопасности», а также нормы  законов, регулирующих отношения в  сферах национальной безопасности. Концепция  национальной безопасности отражает важнейшие  направления государственной политики и включает в себя систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних  и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция определила и понятие национальной безопасности как безопасности ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В Концепции национальной безопасности декларируется, что Россия является одной из крупнейших стран мира с  многовековой историей и богатыми культурными  традициями. Действительно, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения  на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых  процессах. Важная роль отводится национальным интересам как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства  в различных сферах международных  и внутригосударственных отношений. В своей статье А. Саидов и Л. Кашинская  указывают, что «концепция национальной безопасности представляет собой производную  от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или  иного государства его места  и роли в современной мировой  цивилизации» [16]. В этой связи интересно мнение ученого М.В. Ильина, который отмечает, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую культуру»[17].

Значимым является вопрос, охватывающий интересы государства, состоящие в  незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, ее стабильности, в обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного  международного сотрудничества. Обеспечение  суверенитета и территориальной  целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства является одной из основных задач в области обеспечения  национальной безопасности и главным  национальным интересом России в  международной сфере.

Особое место в осуществлении  контроля в области обеспечения  национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту РФ. Президент  РФ уполномочен руководить системой обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации  принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности. Очень значима и неоспорима роль Президента в обеспечении национальной безопасности. Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной  политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими  войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и  подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России. Президент санкционирует  действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные  ему органы и силы обеспечения  национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет  общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в  действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного главнокомандующего на ведение военных действий.

Защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной  целостности страны, предотвращение военной агрессии против России и  ее союзников, обеспечение условий  для мирного, демократического развития государства относится к сфере  национальных интересов. Государственный  суверенитет осуществляется государственной  властью в лице ее федеральных  органов. И, как справедливо отмечает в этой связи И.И. Прокудин, «действенность государственного контроля в сфере  обеспечения национальной безопасности во многом предопределяется состоянием качества его нормативного правового регулирования. Одной из проблем его совершенствования является проблема более четкого законодательного закрепления разграничений полномочий Президента РФ и Правительства РФ по осуществлению контроля в этой области общественных отношений»[18]. Концепция национальной безопасности утверждается Президентом РФ и является нормативным правовым актом, призванным объединить органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций и граждан. Являясь гарантом государственной целостности, Президент обязан добиваться того, чтобы конституции и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности по своей сущности есть политический документ, в котором сформулированы важнейшие направления государственной  политики России. На основе этого документа  министерства, ведомства, государственные  и общественные организации России формируют или корректируют свою концептуальную базу, а также нормативные  правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

На основе Концепции ежегодно в  Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней  обстановке, а в Администрации  Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет  Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих  полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения  безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и  проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных  законов, указов, распоряжений и поручений  Президента РФ и подготовки соответствующих  докладов Президенту. В докладе и  послании уточняются текущие цели и  задачи государства, а также планы  министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения  безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных  структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации  внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Наше государство, расположенное  в двух частях света, благодаря своей  территории, численности населения, а также как ядерная держава  всегда будет занимать не последнее  место в общемировом геополитическом  раскладе сил, оказывая значительное влияние  на развитие международной ситуации. Осознание этого нашло свое отражение  в Концепции, где указывается, что  Россия «объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах... Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях»[19]. Выступая с принципиальной позиции обеспечения юридической безопасности всех членов мирового сообщества, Россия осуществляет политику по поддержанию юридической безопасности собственного государства во всех ее аспектах. Сюда входят меры по охране государственной независимости и территориальной целостности страны, недопущению любых видов вмешательства во внутренние дела, а также упорядоченные на основе права действия по реализации собственных национальных интересов[20].

Одним из принципиальных отличий нашей  Концепции от аналогичных документов ряда других стран, в которых речь идет исключительно о внешних  аспектах интересов и безопасности, является то, что национальные интересы и безопасность во внутренней и внешней  областях рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Причем наибольшее внимание уделено рассмотрению внутренних факторов.

С момента своего действия Концепция  национальной безопасности подвергалась изменениям, которые были обусловлены  процессами федерализации, конституционной  реформой, проходящими в стране и  предопределяющими новые подходы  к проблемам национальной безопасности и территориальной целостности  России, в связи с чем в Концепцию  в 2000 году были внесены изменения.

Концепция национальной безопасности, наряду с такими нормативными актами, как Конституция РФ, федеральные  законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных  органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу Концепции  внешней политики РФ. Концепция внешней  политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Совокупность действий обеих Концепций способствует наиболее полному укреплению территориальной целостности и суверенитету нашего государства. Концепция национальной безопасности создает установки, которые используются и конкретизируются применительно к различным сферам обеспечения национальной безопасности, например в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.04.2000 N 706, Морской доктрине РФ на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27.07.2001 (N Пр-1387), и Основах пограничной политики Российской Федерации, которые являются составной частью Концепции национальной безопасности и представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Перечень данных документов не является исчерпывающим, документы, относящиеся к различным аспектам национальной безопасности России, регулируют сферу международной безопасности, экономической и информационной, государственной и общественной, а также антитеррористическую деятельность. Далее мы остановимся на моменте, касающемся необходимости некоторой доработки Концепции национальной безопасности, но хочется не согласиться с мнением некоторых авторов, утверждающих, что «в правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостное представление о государственной безопасности России, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области»[21]. Более реалистичным представляется мнение Я.В. Волкова, автора докторского исследования по проблемам геополитики и безопасности, который отмечает, что «сложность разработки эффективных мер в области национальной безопасности объясняется во многом недостаточным научным сопровождением процесса принятия соответствующих решений, неразвитостью методологического инструментария исследований на стыке геополитики и безопасности, отсутствием достаточного количества фундаментальных междисциплинарных исследований в данной области гуманитарного знания. И от того, насколько плодотворным и результативным будет труд современного поколения ученых: философов, политологов, историков, социологов, экономистов, юристов и военных, во многом будет зависеть эффективность всего механизма обеспечения национальной безопасности»[22]. Необходимо объединить исследования ученых в данном направлении и использовать полученный результат на благо нашего государства.

Несомненным достоинством Концепции  национальной безопасности является закрепление  и разделение национальных интересов  личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности, предоставленных Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Безопасности РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации. Но результативно противостоять современным угрозам безопасности возможно как путем дальнейшего расширения и совершенствования международного сотрудничества, так и внутри государства, через укрепление взаимодействия между властью и обществом.

Общество посредством политических институтов формирует само государство, задавая ему одновременно два  основных качества: основного субъекта реализации общественных интересов, в  том числе и в плане интересов  обеспечения безопасности, и одновременно объекта безопасности. Во втором, внутреннем, аспекте речь должна идти о деятельности самого государства в плане обеспечения  безопасности. Здесь государство  формирует необходимые для этого  структуры, организует и направляет их деятельность на реализацию соответствующих  задач. Тем самым оно в первую очередь выполняет внешние и  приоритетные для него самого функции  обеспечения безопасности личности и общества. Вместе с тем одновременно решается и задача обеспечения безопасности государства[23].

Высшим приоритетом внешнеполитического  курса России является защита интересов  личности, общества и государства. В  рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение определенных целей, в числе которых  немаловажным является обеспечение  надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной  целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации  как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира. Определение и четкое обозначение  таких целей необходимо для роста  политического, экономического, интеллектуального  и духовного потенциала государства.

В подтверждение наших слов можно  привести высказывание Ю.А. Тихомирова: «Интересы укрепления национальной безопасности России определяют необходимость  создания пояса дружественных и  зависимых от России государств. Но пока это может относиться только к Беларуси. На остальные страны действуют сейчас слишком разнонаправленные  силы. Заметно весьма энергичное влияние  на них стран Запада, стремящихся  добиться их решительного отмежевания от России. В качестве примеров можно привести политику Соединенных Штатов в отношении Украины, а также США и Великобритании в отношении Грузии и т.д.»[24].

Информация о работе Национальная безопасность современного государства и политика ее обеспечения