Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:31, реферат
Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.
Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности………………………………………………………4-9
1.2 Основные составляющие национальной безопасности………………………..9-10
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы…………………….11-15
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России…………….16-25
Заключение………………………………………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………………………….27-28
Примечания…………………………………………………………………………………………………28-30
Активизируется деятельность на территории
Российской Федерации иностранных
специальных служб и
Угрозы национальной безопасности
и интересам Российской Федерации
в пограничной сфере
- экономической,
- активизацией деятельности
Угроза ухудшения
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
2.2 Современная доктрина
национальной безопасности
В декабре 1997 года Указом Президента
РФ была утверждена Концепция национальной
безопасности, которая явилась результатом
процесса, начатого Законом «О безопасности»
и Конституцией РФ, и представляет
собой наиболее эффективное средство
административно-правового
В Концепции национальной безопасности
декларируется, что Россия является
одной из крупнейших стран мира с
многовековой историей и богатыми культурными
традициями. Действительно, несмотря на
сложную международную
Значимым является вопрос, охватывающий
интересы государства, состоящие в
незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной
целостности России, ее стабильности,
в обеспечении законности и правопорядка,
в развитии равноправного и
Особое место в осуществлении
контроля в области обеспечения
национальной безопасности, безусловно,
принадлежит Президенту РФ. Президент
РФ уполномочен руководить системой
обеспечения национальной безопасности
России. В соответствии с Конституцией
РФ Президент Российской Федерации
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
Очень значима и неоспорима роль
Президента в обеспечении национальной
безопасности. Президент является гарантом
суверенитета страны. Он определяет основные
направления государственной
Защита независимости, суверенитета,
государственной и
Концепция национальной безопасности
по своей сущности есть политический
документ, в котором сформулированы
важнейшие направления
На основе Концепции ежегодно в
Совете Безопасности РФ готовится доклад
Президенту РФ о внутренней и внешней
обстановке, а в Администрации
Президента РФ - послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию. Совет
Безопасности РФ является органом, способствующим
в реализации Президентом РФ своих
полномочий по осуществлению контроля
за деятельностью органов
Наше государство, расположенное
в двух частях света, благодаря своей
территории, численности населения,
а также как ядерная держава
всегда будет занимать не последнее
место в общемировом
Одним из принципиальных отличий нашей Концепции от аналогичных документов ряда других стран, в которых речь идет исключительно о внешних аспектах интересов и безопасности, является то, что национальные интересы и безопасность во внутренней и внешней областях рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Причем наибольшее внимание уделено рассмотрению внутренних факторов.
С момента своего действия Концепция
национальной безопасности подвергалась
изменениям, которые были обусловлены
процессами федерализации, конституционной
реформой, проходящими в стране и
предопределяющими новые
Концепция национальной безопасности, наряду с такими нормативными актами, как Конституция РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу Концепции внешней политики РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Совокупность действий обеих Концепций способствует наиболее полному укреплению территориальной целостности и суверенитету нашего государства. Концепция национальной безопасности создает установки, которые используются и конкретизируются применительно к различным сферам обеспечения национальной безопасности, например в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.04.2000 N 706, Морской доктрине РФ на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27.07.2001 (N Пр-1387), и Основах пограничной политики Российской Федерации, которые являются составной частью Концепции национальной безопасности и представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Перечень данных документов не является исчерпывающим, документы, относящиеся к различным аспектам национальной безопасности России, регулируют сферу международной безопасности, экономической и информационной, государственной и общественной, а также антитеррористическую деятельность. Далее мы остановимся на моменте, касающемся необходимости некоторой доработки Концепции национальной безопасности, но хочется не согласиться с мнением некоторых авторов, утверждающих, что «в правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостное представление о государственной безопасности России, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области»[21]. Более реалистичным представляется мнение Я.В. Волкова, автора докторского исследования по проблемам геополитики и безопасности, который отмечает, что «сложность разработки эффективных мер в области национальной безопасности объясняется во многом недостаточным научным сопровождением процесса принятия соответствующих решений, неразвитостью методологического инструментария исследований на стыке геополитики и безопасности, отсутствием достаточного количества фундаментальных междисциплинарных исследований в данной области гуманитарного знания. И от того, насколько плодотворным и результативным будет труд современного поколения ученых: философов, политологов, историков, социологов, экономистов, юристов и военных, во многом будет зависеть эффективность всего механизма обеспечения национальной безопасности»[22]. Необходимо объединить исследования ученых в данном направлении и использовать полученный результат на благо нашего государства.
Несомненным достоинством Концепции национальной безопасности является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности, предоставленных Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Безопасности РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации. Но результативно противостоять современным угрозам безопасности возможно как путем дальнейшего расширения и совершенствования международного сотрудничества, так и внутри государства, через укрепление взаимодействия между властью и обществом.
Общество посредством
Высшим приоритетом
В подтверждение наших слов можно привести высказывание Ю.А. Тихомирова: «Интересы укрепления национальной безопасности России определяют необходимость создания пояса дружественных и зависимых от России государств. Но пока это может относиться только к Беларуси. На остальные страны действуют сейчас слишком разнонаправленные силы. Заметно весьма энергичное влияние на них стран Запада, стремящихся добиться их решительного отмежевания от России. В качестве примеров можно привести политику Соединенных Штатов в отношении Украины, а также США и Великобритании в отношении Грузии и т.д.»[24].
Информация о работе Национальная безопасность современного государства и политика ее обеспечения