Финансовая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить цели, предмет и виды финансовой политики;
2. Составить анализ основных направлений финансовой политики, узнать эффективность финансового механизма;
3. Описать совершенствование и реализацию государственной финансовой политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.……………….………………………………………………………..……..6
1.1 Предмет и цели государственной финансовой политики РФ………………….……………………………………………………….....6
1.2 Типы финансовой политики РФ………………………….……….........8
1.3 Роль финансовой политики государства в развитии общества……….…………………………………………………………....12
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………………………………….…………………17
2.1 Анализ основных направлений финансовой политики……………...17
2.2 Осуществление и эффективность механизма финансовой политики………………………………………………………………...…..21
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……..……...…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......….28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

финансовая политика.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.……………….………………………………………………………...………..6

1.1 Предмет и цели  государственной финансовой политики РФ………………….……………………………………………………….....6

1.2 Типы финансовой политики РФ………………………….……….........8

1.3 Роль финансовой  политики государства в развитии общества……….…………………………………………………………....12

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………………………………….………………………....17

2.1 Анализ основных  направлений финансовой политики……………...17

2.2 Осуществление и  эффективность механизма финансовой  политики………………………………………………………………...…..21

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……..……...…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......….28

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….………………………………..…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика - это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта [5].

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности [4].

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления  ее совершенствования на современном  этапе.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить цели, предмет и виды финансовой политики;

2. Составить анализ основных направлений финансовой политики, узнать эффективность финансового механизма;

3. Описать совершенствование и реализацию государственной финансовой политики.

Финансовая политика - есть искусство влиять на объект управления финансами - хозяйственную систему  и её деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию  доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики - учредители и руководство (работодатели). Объектом финансовой политики является хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Эффективность финансовой политики зависит от эффективности  экономической политики, состояния (стабильности) финансовой системы  страны, выбора приоритетов по доходным источникам и расходным направлениям (инвестиции, социальная сфера и др.), действенности финансового механизма - средства реализации финансовой политики, информированности населения о ее содержании [7].

Несомненно, только научный  подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией  тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

1.1 Предмет и цели государственной финансовой политики РФ

 

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития [10].

На разных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда  цель финансовой политики временно будет  состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона [13].

Действительно, такие  определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым  можно отнести следующие [9].

- Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

- Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе - восстановление конвертируемости рубля.

- Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (под этим в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально  эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований [8].

В основе определения  границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

- организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами [12].

 

    1. Типы финансовой политики РФ

 

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы , интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений. 
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа [6]: 
1.Классическая финансовая политика: 
До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. 
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе). 
2. Регулирующая финансовая политика: 
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. 
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. 
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. 
3. Неоконсервативная стратегия: 
В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. 
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. 
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции. 
4. Планово - директивная финансовая политика: 
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. 
Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. 
Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

1.3 Роль финансовой политики государства в развитии общества

 

Содержание финансовой политики, её основные направления  зависят от уровня развития науки  о роли государства  в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления  в теории финансов по вопросу о  роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии  А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями [7].

Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита  Д. Риккардо сводилась к невмешательству  государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению  главной роли в регулировании  хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, фин. политика до конца двадцатых годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета  формировались в основном за счёт косвенных налогов.

В конце двадцатых  годов двадцатого века возобладала  кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики  через вмешательство и регулирование  циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд [14].

  Вмешательство государства  вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.

Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе