Финансовая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить цели, предмет и виды финансовой политики;
2. Составить анализ основных направлений финансовой политики, узнать эффективность финансового механизма;
3. Описать совершенствование и реализацию государственной финансовой политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.……………….………………………………………………………..……..6
1.1 Предмет и цели государственной финансовой политики РФ………………….……………………………………………………….....6
1.2 Типы финансовой политики РФ………………………….……….........8
1.3 Роль финансовой политики государства в развитии общества……….…………………………………………………………....12
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………………………………….…………………17
2.1 Анализ основных направлений финансовой политики……………...17
2.2 Осуществление и эффективность механизма финансовой политики………………………………………………………………...…..21
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……..……...…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......….28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

финансовая политика.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Изменение соответствующих  элементов финансового механизма  в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого  финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным  функционированием всех его элементов.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы [16]:

1) научный подход;

2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;

3) учет накопленного  опыта;

4) четкое определение  макроэкономических показателей;

5) учет национальных  и географических особенностей;

6) комплексный подход  при выработке и проведении  финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.

7) учет внутреннего  положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать  рост финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения [15].

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения  эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать  учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

Общий план действий государственных  органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии  и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели государственной  политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан  и их организаций, что включает:

• защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

• обеспечение социальной активности;

• создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной политики обычно имеют  четыре этапа, состоящих из нескольких последовательных действий.

1-й этап  — определение общественных проблем  и целей политики (инициирование  политики).

2-й этап - разработка  и легитимация государственной  политики (формирование политики).

3-й этап - осуществление  и мониторинг государственной политики (осуществление политики).

4-й этап  — оценка и регулирование государственной  политики (оценка политики).

Если рассматривать  данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем  и государства, то на первом этапе  государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе - разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе - осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе - оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства) [3]. Содержание и результаты каждого этапа представлены в таблице.

                                                                                                              Таблица 1

«Содержание и результаты этапов формирования и реализации государственной  политики».

                                                                                              

Содержание этапа

Результат этапа

Определение общественных проблем, целей, приоритетов и направлений  политики

Постановка общественных проблем, определение целей и  задач органов государственной  власти

Разработка и легитимация  политики

Официальный документ о  государственной политике или программе

Осуществления и мониторинг политики

Практические действия органов государственной власти

Оценка и регулирование  политики

Оценка результатов  и решение вопроса о будущем  государственной политики или программы


На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:

• объективное существование  какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или  государственных органов власти;

• осознание и выделение  проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;

• осознание важности проблемы и необходимости ее решения  со стороны государственных органов власти [13].

В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, и реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.

После признания необходимости  решения проблемы возможны несколько  направлений действий государственных  органов власти:

• действия в интересах  какой-то одной социальной группы;

• учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;

• решение проблемы на базе позиционного торга на основании  определенных уступок каждой из сторон;

• тактика избегания  решения проблемы в надежде на ее саморегулирование [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы.

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное - достоверной.

Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества.

Успехи финансовой политики во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации.

2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 г.».

3. Постановление правительства  РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (ред.  от 20.12.2012) «О Министерстве финансов  РФ».

4. Постановление правительства  РФ от 22 мая 2004 г. № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

5. Артёмов Н.М., Ячменёв Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М. «Издательство Элит», 2009 г. – 536с.

6.Барулин С. В. Финансы : учебник / С. В. Барулин. – 2-е изд., стер. – М. :    КНОРУС, 2011.-С.3-14

7. Боди Эви, Мертон Роберт   Финансы: Уч. пос.: Пер. с англ. – М.: Издат. Дом «Вильямс»,2008 г.- С.46-51.

8.Гинзбург, А. И. Экономический анализ: Учебник для вузов /А.И. Гинзбург . - 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.-С.132-156.

9.Деева А.И. Финансы и кредит: Учебное пособия.М.:Крокус,2012г.-С.54

10.Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. Пособие /Н.Л. Зайцев. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2009г.-С.346

11.Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2011г.-С.33-56

12.Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие.- М.: Магистр, 2011.-С.83

13. Швецов. Ю.Г. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами. Ю.Г. Швецов, И.В. Миркина // Финансы. - 2009. - №4. - С. 15-17.

14. Юрин, А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. - 2008. - N 6. - С. 31-40.

15. http://www.minfin.ru/img/library/201017

16.  http://www.ru.wikipwdia.org;

17. http://www.consultant.ru/

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                                                                   Таблица 1

«Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                              Таблица 1

«Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.»

 

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г.

-7,9

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

-10,8

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-2,8

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

2,3

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

191,8

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,4

8,2

8,1

7,7

6,9

Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе