Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить цели, предмет и виды финансовой политики;
2. Составить анализ основных направлений финансовой политики, узнать эффективность финансового механизма;
3. Описать совершенствование и реализацию государственной финансовой политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.……………….………………………………………………………..……..6
1.1 Предмет и цели государственной финансовой политики РФ………………….……………………………………………………….....6
1.2 Типы финансовой политики РФ………………………….……….........8
1.3 Роль финансовой политики государства в развитии общества……….…………………………………………………………....12
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………………………………….…………………17
2.1 Анализ основных направлений финансовой политики……………...17
2.2 Осуществление и эффективность механизма финансовой политики………………………………………………………………...…..21
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……..……...…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......….28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….………………………………..…..29
Изменение соответствующих
элементов финансового
Эффективность используемого
финансового механизма
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы [16]:
1) научный подход;
2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
3) учет накопленного опыта;
4) четкое определение
макроэкономических
5) учет национальных и географических особенностей;
6) комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.
7) учет внутреннего
положения и международных пози
Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения [15].
В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.
В качестве средства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Общий план действий государственных
органов для решения
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:
• защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
• обеспечение социальной активности;
• создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа, состоящих из нескольких последовательных действий.
1-й этап
— определение общественных
2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4-й этап
— оценка и регулирование
Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе - разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе - осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе - оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства) [3]. Содержание и результаты каждого этапа представлены в таблице.
«Содержание и результаты этапов формирования и реализации государственной политики».
Содержание этапа |
Результат этапа |
Определение общественных проблем, целей, приоритетов и направлений политики |
Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти |
Разработка и легитимация политики |
Официальный документ о государственной политике или программе |
Осуществления и мониторинг политики |
Практические действия органов государственной власти |
Оценка и регулирование политики |
Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы |
На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:
• объективное существование
какой-либо ситуации, которая не является
благоприятной для общества или
государственных органов
• осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;
• осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти [13].
В целом здесь возможны
два подхода: превентивный, ког
После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:
• действия в интересах какой-то одной социальной группы;
• учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;
• решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;
• тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное - достоверной.
Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества.
Успехи финансовой политики во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 г.».
3. Постановление правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (ред. от 20.12.2012) «О Министерстве финансов РФ».
4. Постановление правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
5. Артёмов Н.М., Ячменёв Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М. «Издательство Элит», 2009 г. – 536с.
6.Барулин С. В. Финансы : учебник / С. В. Барулин. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011.-С.3-14
7. Боди Эви, Мертон Роберт Финансы: Уч. пос.: Пер. с англ. – М.: Издат. Дом «Вильямс»,2008 г.- С.46-51.
8.Гинзбург, А. И. Экономический анализ: Учебник для вузов /А.И. Гинзбург . - 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.-С.132-156.
9.Деева А.И. Финансы и кредит: Учебное пособия.М.:Крокус,2012г.-С.54
10.Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. Пособие /Н.Л. Зайцев. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2009г.-С.346
11.Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2011г.-С.33-56
12.Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие.- М.: Магистр, 2011.-С.83
13. Швецов. Ю.Г. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами. Ю.Г. Швецов, И.В. Миркина // Финансы. - 2009. - №4. - С. 15-17.
14. Юрин, А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. - 2008. - N 6. - С. 31-40.
15. http://www.minfin.ru/img/
16. http://www.ru.wikipwdia.org;
17. http://www.consultant.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
«Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.»
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Цена Urals (мировые) |
долл./барр. |
61,1 |
75,0 |
75,0 |
78,0 |
79,0 |
Инфляция |
дек. / дек. |
8,8 |
6-7 |
5,5-6,5 |
5-6 |
4,5-5,5 |
ВВП |
млрд. руб. |
39 064 |
44 957 |
49 659 |
55 223 |
61 873 |
% к пред. г. |
-7,9 |
4,0 |
3,4 |
3,5 |
4,2 | |
Промышленное производство |
% к пред. г. |
-10,8 |
2,7 |
3,2 |
3,1 |
4,2 |
Инвестиции в основной капитал |
% к пред. г. |
-16,2 |
2,9 |
8,8 |
6,3 |
8,1 |
Оборот розничной торговли |
% к пред. г. |
-4,9 |
4,4 |
4,5 |
4,8 |
6,3 |
Объем платных услуг населению |
% к пред. г. |
-4,2 |
3,3 |
3,8 |
4,0 |
4,8 |
Реальная заработная плата |
% к пред. г. |
-2,8 |
3,6 |
2,4 |
2,4 |
3,1 |
Реальные располагаемые доходы населения |
% к пред. г. |
2,3 |
3,9 |
2,7 |
3,0 |
4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост |
% к пред. г. |
24,2 |
44,9 |
9,4 |
7,2 |
7,1 |
Экспорт |
млрд. долл. США |
303,4 |
373,4 |
383,8 |
402,9 |
416,8 |
Импорт |
млрд.долл. США |
191,8 |
237,5 |
273,7 |
304,5 |
338,7 |
Уровень безработицы к экономически активному населению |
% |
8,4 |
8,2 |
8,1 |
7,7 |
6,9 |
Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе