Финансовая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить цели, предмет и виды финансовой политики;
2. Составить анализ основных направлений финансовой политики, узнать эффективность финансового механизма;
3. Описать совершенствование и реализацию государственной финансовой политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.……………….………………………………………………………..……..6
1.1 Предмет и цели государственной финансовой политики РФ………………….……………………………………………………….....6
1.2 Типы финансовой политики РФ………………………….……….........8
1.3 Роль финансовой политики государства в развитии общества……….…………………………………………………………....12
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……………………………………………………….…………………17
2.1 Анализ основных направлений финансовой политики……………...17
2.2 Осуществление и эффективность механизма финансовой политики………………………………………………………………...…..21
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ……..……...…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......….28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

финансовая политика.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

По существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте  сводилось к  различной оценке  бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджета дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно в 30 – 60х гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате ещё более усилившаяся роль финансов в перераспределении национального дохода.

 В 70-х годах особенности фин. политики определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу [14].                                        

Расширялась сфера воздействия  государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

В настоящее время  фин. политика развитых капитальных  государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования.

В советском государстве  в последующем и во всех странах  социалистической ориентации фин. политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинкая  теория о сущности и функциях социалистического государства  предопределяла главный принцип фин. политики современного государства – финансовую централизацию.

Финансовая централизация  стала необходимой, так как функции  государства расширились настолько, что основными из них стали  хозяйственно – организаторская и культурно – воспитательная [14].

Современное государство  полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной).

Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно  и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные отношения. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно – командную систему управления всем производственным процессом.

Такая фин. политика гарантировала  переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования [14].

При разработке фин. политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

1) выбор субъектов распределительных  отношений, то есть владельцев  и распределителей финансовых  ресурсов;

2) определение степени централизации финансовых ресурсов в распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;

3) определение первоочередных общественных потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

4) выбор источников  и методов формирования финансовых ресурсов.

Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация её по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных её звеньев [14].

Всё большее значение в конце XX века приобретает международная финансовая политика. В её основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее время приобретает фин. политика таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже изменяющегося внешнего государственного долга [14].

 

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1 Анализ основных  направлений финансовой политики

 

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» [2].

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

Бюджетная система  в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах  экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Внесены изменения  в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление  инноваций, расширена поддержка  исследований и разработок, ведётся  плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жильё ещё около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.

В 2010 году была принята  и начала реализовываться Программа  Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

Начался переход  на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок  их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Сформирована  нормативно-правовая база для повышения  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг, внедрения  государственных и муниципальных  заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.

Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных  правовых актов, необходимых для  исполнения федерального бюджета.

В 2010 году впервые  отчёт об исполнении федерального бюджета был утверждён Федеральным Собранием Российской Федерации до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения [2].

Основные направления финансовой политики [1]:

- использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

- разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

- обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной           системы;

- повышение качества  человеческого капитала;

- поддержка образования  как основы инновационной экономики;

- реализация федеральных  целевых программ.

Проанализируем использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Динамика доходов и расходов федерального бюджета представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1 настоящей работы.

Доходы федерального бюджета к 2013 году по ожидаемой оценке снижаются до 16,1 процента к ВВП, расходы до 19 процентов к ВВП. Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача, снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время  российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей  федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций. При этом для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. В среднесрочной  перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение  обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого  капитала, будут оставаться расходы  на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Повышение страховых  взносов на два процента принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

Важнейшим приоритетом  бюджетной политики является поддержка  образования как основы инновационной  экономики.

Реализация федеральных  целевых программ и не программной  части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2011-2013 годы представлены в соответствии с содержанием ПРИЛОЖЕНИЯ 3.

Таким образом, реализация всех мероприятий осуществляется через  бюджетное финансирование. Бюджет является одним из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.

 

2.2 Осуществление и эффективность механизма финансовой     политики

 

Финансовый механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе