Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:21, курсовая работа
Цель моей курсовой - определить распространенность монополистической конкуренции, провести анализ фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию, определить роль неценовой конкуренции.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) изучить роль конкуренции в экономике;
2) провести анализ поведения монополистических фирм в области цен и выпуска продукции;
3) рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции;
5) выявить общие черты монополистической конкуренции.
Введние ......…………………………………………………………….....…..... 3
1 Основные положения монополистической конкуренции..………………....4
1.1Теория монополистической конкуренции Э.Х. Чемберлина.....…..…..….4
1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.................................6
2 Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь.........10
3 Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности ...........22
3.1Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования ................. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников…………………….…………………...
В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФПГ) возможно в перспективных отраслях - нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.
На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков - кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.
В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».
В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.
Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера интегрированных корпоративных структур позволит повысить эффективность белорусской экономики.
Формирование рыночных отношений диктует необходимость преодоления государственного монополизма и сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое регулирование сведется лишь к регулированию цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой - антимонопольным регулированием.
В его основе - выявление и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях. В тактическом плане для поддержания конкурентной среды пришло время решительно пресекать факты недобросовестной конкуренции, когда усилия хозяйствующих субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предполагается разрешать подобные прецеденты в судебном порядке.
3.1 Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования на современном этапе
Проблема монополизма является актуальной не только стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существования этой проблемы у них разные.
В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены в России еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику.
По своей сути, административный монополизм - это искусственное создание привилегированного положения отдельных субъектов, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы и условия, игнорируя их реальные потребности.
Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики обнажили ее порочность и сделали ее недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения. Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц. Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.
Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
Проведение эффективной антимонопольной политики невозможно без соответствующей правовой базы. В Республике Беларусь 10 декабря 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который введен в действие с 1 марта 1993 г.
Закон, с одной стороны, определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой - направлен на создание условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.
В Законе определены цели, объекты и методы антимонопольного регулирования, а также задачи, функции и полномочия образованного с этой целью Государственного комитета РБ по антимонопольной политике - в настоящее время он называется Департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики
В Законе дается определение понятий «доминирующее положение» и «государственная монополия». Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
Законом запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:
- создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
- заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;
- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и др.
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.
В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется с учетом одного или нескольких условий:
- возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;
- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных единиц;
- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;
- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.
Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:
Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности