Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:21, курсовая работа
Цель моей курсовой - определить распространенность монополистической конкуренции, провести анализ фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию, определить роль неценовой конкуренции.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) изучить роль конкуренции в экономике;
2) провести анализ поведения монополистических фирм в области цен и выпуска продукции;
3) рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции;
5) выявить общие черты монополистической конкуренции.
Введние ......…………………………………………………………….....…..... 3
1 Основные положения монополистической конкуренции..………………....4
1.1Теория монополистической конкуренции Э.Х. Чемберлина.....…..…..….4
1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.................................6
2 Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь.........10
3 Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности ...........22
3.1Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования ................. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников…………………….…………………...
В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям.
В соответствии с функциями, определенными действующим антимонопольным законодательством, Минэкономики РБ, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - также Госреестр и Государственный реестр субъектов естественных монополий). Формирование Госреестра осуществляется в соответствии с:
В табл. 3. приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.
В сравнении с 2000 г., на начало 2008 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось на 162 субъекта (или на 52 %) и составило 150 субъектов:
Таблица 3. Количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
01.01.2008 г. | |
Количество озяйственных субъектов, включенных в Госреестр |
312 |
300 |
265 |
205 |
197 |
190 |
155 |
150 |
Примечание. Источник: официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь
По состоянию на 1 января 2008 г. в Госреестрах хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, состоит 496 хозяйствующих субъектов, в т.ч. по Брестской области - 65, Витебской - 81, Гомельской - 74, Гродненской - 72, Минской - 82, Могилевской - 85, г.Минску - 37 хозяйствующих субъектов.
В Госреестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень), по состоянию на 1 января 2008 г. состоит 150 хозяйствующих субъектов.
Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.
В течение 2008 г. Минэкономики РБ проведен мониторинг 37 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках. Были изучены следующие товарные рынки: плит из минеральной ваты, клемм пружинных для нужд железной дороги, плодоовощных консервов для детского питания, кровезаменителей, масел индустриальных и твердых углеводородов, олифы натуральной, безалкогольных напитков и минеральной воды, сырья древесного для выработки экстрактов, проводов автотракторных, проводов установочных, оптовой торговли каменным углем, переработки драгоценных металлов, туристических услуг, строительства и ремонта мостов, строительства жилья, приборов визуального освещения, риэлтерских услуг и др.
В результате анализа установлено, например, что ПРУП «Березастройматериалы», РУП «Строммаш», ОАО «Лунинецлес», ОАО «Щучинский завод «Автопровод», ОАО «Бархим», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», СП ООО «Бел-Фер», ОАО «Оршанский завод швейных машин» утратили свое доминирующее положение на товарных рынках соответственно плит из минеральной ваты, оборудования для стекольно-ситалловой промышленности и запасных частей к нему, сырья для выработки экстрактов, проводов установочных, олифы, деятельности по организации торговли ценными бумагами, приборов освещения и визуальной сигнализации, машин промышленных и швейных и исключены из Госреестра.
Вместе с тем ЗАО «ДОР-МПЗ», ОАО «Щучинский завод «Автопровод» подтвердили свое доминирующее положение на товарных рынках клемм пружинных для нужд железной дороги и проводов автотракторных.
Установлен факт доминирующего положения и включены в Госреестр следующие хозяйствующие субъекты:
ОАО «Нафтан» по товарным позициям «масла индустриальные: И-20, И-30, И-40, И-50», «экстракт нефтяной», «гач нефтяной»;
ОАО «Беларускабель» по товарной позиции «провода автотракторные»;
ОАО «Шиноремонт» по товарной позиции «покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора»;
ОАО «Белтрансгаз» по товарной позиции «оптовая торговля природным (горючим) газом»;
УП «Унидрагмет БГУ» по товарной позиции «услуги по переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни».
По результатам проведенного анализа из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, исключено 9 хозяйствующих субъектов и 11 товарных позиций, а включено в него 4 хозяйствующих субъекта.
В финансовом секторе экономики также наблюдается наличие скрытой монополизации рынка.
Так, по состоянию на 04.04.2009 г. в Республике Беларусь функционирует 31 банк. Формально, банковская система Республики Беларусь является абсолютно конкурентной, однако на практике доступ к государственным ресурсам и финансовым потокам имеет всего лишь несколько системообразующих банков, кроме этого около 35% активов банковской системы сконцентрировано в система АСБ «Беларусбанк», что также является признаком государственного протекционизма и ползучей монополизации финансового сектора.
Аналогичным образом выглядит ситуация и на страховом рынке.
При этом важно отметить, что наблюдается тенденция перераспределения страховых взносов в пользу государственного «Белгосстраха». Так, именно данная организация является получателем взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на напроизводстве. Другие компании к этому рынку доступа не имеют.
Можно привести и другие примеры скрытой монополизации рынка, которая осуществляется посредством принятия мер государственного регулирования во многих стратегически важных секторах экономики. Так, государственное предприятие «Белорусская нефтяная компания» фактически монополизировала белорусский экспорт нефтепродуктов. Весь объем экспортных поставок основных видов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, мазут, реактивное топливо) сегодня осуществляется именно через БНК.
Приведем еще один пример: рынок электросвязи. В настоящее время действует монополия РУП "Белтелеком" на осуществление взаимодействия с зарубежными операторами электросвязи и пропуск международного трафика. Результат монопольной позиции РУП "Белтелеком" - искусственно (как минимум в 2 раза) завышенная цена на услуги Интернет и международную телефонную связь.
Следовательно, на основании рассмотренных материалов можно сделать вывод о том, что кроме антимонопольного законодательства требуется также совершенствование законодательства Республики Беларусь в целом.
При этом, видно, что высокий уровень монополизации достигается при активном протекционизме со стороны государства с уклоном на развитие предприятий с государственной долей собственности. Важно отметить, что в некоторых случая принимаемые решения не противоречат антимонопольному законодательству, но обеспечивают доступ к рынку ограниченному кругу лиц при наличии определенных условий, а сами условия далеко не всегда соответствуют практике цивилизованной конкурентной борьбы, применяемой в мире.
Приведем еще один пример «ползучей» монополизации в сфере финансового рынка Республики Беларусь:
Президент Республики Беларусь 28 апреля 2006 года подписал Указ N 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь".
Указом установлен новый порядок вексельного обращения. Он похож на старый -- еще 1998 года, но с новыми ограничениями. Проводить операции с векселями запрещено не только бюджетным организациям, но и банкам, которые не попадут в специальный перечень, утверждаемый Национальным банком по согласованию с президентом РБ. Таким образом, имеет место скрытая монополизация финансового рынка. Вывод: в список банков, которым будут разрешены операции с векселями, попадут вероятнее всего системообразующие банки, значительная часть которых имеет долю государственной собственности. Мелкие и средние банки будут практически отрезаны от рынка вексельного обращения и начнут испытывать существенные трудности с ресурсной базой.
Таким образом, нормы данного Указа внешне не ограничивают конкуренцию на финансовом рынке страны, однако создают очень благоприятные условия для развития одних банков и банкротства других. Итогом такой деятельности станет укрупнение банковской системы и уменьшение числа банков, что также скажется на качестве обслуживания и тарифах и упростит возможность сговора между участниками рынка. Данный пример не единственный и можно привести много аналогичных примеров.
Исходя из вышеизложенного следует, что необходимо детально рассмотреть все национальное законодательство Республики Беларусь и привести его в соответствие с международными стандартами. В этом случае мы сможем обеспечит развитие конкурентной среды.
К актуальным мерам в области антимонопольного регулирования относятся [14, с.96]:
Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.
В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:
Кроме этого, в Беларуси в 2009 году будет реализовано 52 первоочередных мероприятия по либерализации условий осуществления экономической деятельности.
Совершенствование ценового и антимонопольного регулирования предусматривает предоставление возможности предприятиям-экспортерам, имеющим на своих счетах валюту, полученную от экспорта продукции, использовать ее в виде авансовых платежей для покупки сырья, материалов, комплектующих, необходимых для дальнейшего производства продукции на экспорт. Будет усовершенствован порядок очередности осуществления платежей со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширены сферы применения свободных цен, тарифов, торговых надбавок. Намечена отмена согласований сделок мены производителями алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары. Будут усовершенствованы и усилены меры антимонопольного регулирования.
3 МОНОПОЛИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности