Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:21, курсовая работа
Цель моей курсовой - определить распространенность монополистической конкуренции, провести анализ фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию, определить роль неценовой конкуренции.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) изучить роль конкуренции в экономике;
2) провести анализ поведения монополистических фирм в области цен и выпуска продукции;
3) рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции;
5) выявить общие черты монополистической конкуренции.
Введние ......…………………………………………………………….....…..... 3
1 Основные положения монополистической конкуренции..………………....4
1.1Теория монополистической конкуренции Э.Х. Чемберлина.....…..…..….4
1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.................................6
2 Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь.........10
3 Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности ...........22
3.1Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования ................. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников…………………….…………………...
- единственный продавец, то есть отрасль состоит из одной фирмы.
- тип продукта - уникальный, нет близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Он должен купить этот продукт у монополиста или не покупать вообще.
- чистый монополист диктует цену: фирма осуществляет полный контроль над ценой. Причина этого в том, что монополист контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса фирма может повысить цену сокращая количество предложенного продукта.
- вступление в отрасль блокировано, существуют барьеры для вступления в отрасль в виде эффекта масштаба, естественных монополий, легальных барьеров (патента, лицензии), собственности на важнейшие виды сырья, нечестной конкуренции.
Примерами чистых монополий могут быть предприятия коммунального хозяйства, осуществляющие тепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. [14, с. 97-99].
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную структуру, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими: признаками:
1. Относительно большое число фирм в отрасли (25-70), нет ощущения взаимной зависимости между ними.
2. Отдельная фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет очень незначительный контроль над рыночной ценой.
3. Сильная дифференциация товаров.
4. Большое значение имеет неценовая конкуренция.
5. Легкие условия вступления в отрасль.
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКОВ И ЭФФЕКТВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Монополизм - это ситуация рыночной власти фирмы, при которой она обладает способностью воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого количества продукции. Фирма обладает такой властью, если кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, вследствие чего она получает возможность устанавливать цену на свою продукцию, превышающую предельные издержки ее производства. Следовательно, для того чтобы измерить рыночную власть фирмы, необходимо определить величину, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
К показателям, характеризующим уровень монополизированности отрасли, а, следовательно, и степень рыночной власти, относятся следующие.
Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает уровень монопольной власти фирмы: L = (P - MC) / P = - 1 / Ed, где L - значение коэффициента Лернера; Р - цена реализации продукции; МС - предельные издержки производства продукции; Ed - эластичность спроса для данной фирмы (но не всего рыночного спроса в отрасли).
Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монополизированность отрасли. Коэффициент тем больше, чем больше разница между ценой товара и величиной предельных издержек его производства, а также чем меньше эластичность спроса на товар. Минимальное значение коэффициента, равное нулю, характерно для чистой конкуренции, при которой Р = МС и Ed стремится к бесконечности. Максимальное значение коэффициента, равное единице, достигается, когда предельные издержки производства равны нулю.
Коэффициент концентрации рассчитывается как процентное отношение объема продаж определенного числа крупнейших фирм (3, 4, 6, 8, 20, 50) к общему объему продаж отрасли и показывает степень ее концентрации, то есть преобладания в ней одной или нескольких фирм. Аналогичный показатель может рассчитываться по доле крупных фирм отрасли в численности занятых, добавленной стоимости, стоимости основных фондов, объема выпуска. Чем больше коэффициент для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное значение, равное 0%, характерно для чистой конкуренции, максимальное, равное 100%, - для монополии. Данные о коэффициентах концентрации в Республике Беларусь приведены в таблице 1.
Таблица 1. Концентрация производства по отраслям промышленности Республики Беларусь, 2004 г.
Отрасли |
Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными предприятиями, % | |||
3 предприятия |
4 предприятия |
6 предприятий |
8 предприятий | |
Электроэнергетика |
74,5 |
84,3 |
99,99 |
100 |
Топливная |
98,3 |
98,6 |
98,9 |
99,1 |
Черная металлургия |
90,3 |
92,7 |
96,0 |
98,1 |
Цветная металлургия |
90,7 |
96,4 |
100 |
- |
Химическая и нефтехимическая |
59,4 |
67,8 |
80,0 |
85,9 |
Машиностроение и металлообработка |
31,4 |
36,9 |
42,8 |
46,9 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
17,4 |
20,9 |
25,7 |
30,1 |
Строительных материалов |
36,6 |
41,2 |
49,1 |
54,0 |
Стекольная и фарфорово-фаянсовая |
69,6 |
77,4 |
89,0 |
94,3 |
Легкая |
25,3 |
29,1 |
36,0 |
41,7 |
Пищевая |
8,7 |
11,1 |
15,5 |
19,1 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. - Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. - С. 356.
Недостатки данного показателя:
Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство - совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.
В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям. В табл. 2 приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.
Таблица 2. Предприятия, занимавшие доминирующее положение на рынке Республики Беларусь в 2004 г.
Отрасли |
Число предприятий-монополистов |
Удельный вес предприятий-монополистов, % | |
в общем числе предприятий |
в общем объеме производства | ||
Вся промышленность, в т.ч. |
182 |
8,0 |
53,3 |
Топливная промышленность |
3 |
8,1 |
98,3 |
Черная металлургия |
3 |
20,0 |
86,7 |
Цветная металлургия |
1 |
20,0 |
12,4 |
Химическая и нефтехимическая |
17 |
21,5 |
80,9 |
Машиностроение и металлообработка |
86 |
15,2 |
61,8 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
7 |
2,2 |
16,8 |
Промышленность строй. материалов |
17 |
14,0 |
61,5 |
Стекольная и фарфорово-фаянсовая |
5 |
25,0 |
55,1 |
Легкая |
16 |
3,8 |
36,4 |
Пищевая |
21 |
4,4 |
21,5 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. - Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. - С. 355.
Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.
С 2001 г. Министерство экономики является координирующим органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики. Оно реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Министерство ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции.
Правовой основой антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.
По закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основными видами монополизма являются: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции; использование стандартных условий сделок (любых заранее сформулированных условий, предназначенных для многократного использования при заключении сделок).
Данные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной монополии (государственной, естественной, чрезвычайной). В исключительных случаях злоупотребление доминирующим положением может быть признано правомерным, если предприятие докажет, что осуществление такой деятельности необходимо для исполнения законодательства, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для его исполнения. Соглашения, ведущие к ограничению конкуренции, могут быть признаны правомерными, если субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой оно неизбежно для достижения этого эффекта, или если его совершение непосредственно предписано законодательством.
Доминирующим признается положение экономического субъекта, если: его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии; если Минэкономики, исходя из стабильности рыночной доли субъекта (даже если она не превышает установленную предельную величину) относительно размера принадлежащих конкурентам долей на рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Сферами естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
К методам и инструментам, используемым для антимонопольного регулирования относятся: запрет на организацию картелей; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов-монополистов; реорганизация и ликвидация субъектов-монополистов; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав, за дискриминацией; прямое и косвенное регулирование цен на товары монополий; налогообложение для изъятия сверхприбылей; нормирование рентабельности и т.д.
При этом, важно отметить, что антимонопольное регулирование в Республике Беларусь далеко не всегда соответствует реалиям времени. Так, одной из основных целей антимонопольного законодательства является содействие разукрупнению крупных производителей с целью обеспечения конкуренции. Реальная практика свидетельствует об обратном. Так, например, в 2008 г. 18 предприятий легкой промышленности (6,6 % общего количества в отрасли) произвели 31,4 % всего объема продукции отрасли [13, с.29]. Это сдерживает развитие конкурентной среды в отрасли, однако органы антимонопольного регулирования «закрывают глаза» на такое положение дел.
Аналогичная ситуация наблюдается во многих секторах экономики: дорожно-строительная отрасль (монополистом является «Ремавтодор» со своими структурными подразделениями), озеленение города и обеспечение уборки городской территории ( УП «Зеленстрой»).
Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности