Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой - определить распространенность монополистической конкуренции, провести анализ фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию, определить роль неценовой конкуренции.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) изучить роль конкуренции в экономике;
2) провести анализ поведения монополистических фирм в области цен и выпуска продукции;
3) рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции;
5) выявить общие черты монополистической конкуренции.

Оглавление

Введние ......…………………………………………………………….....…..... 3
1 Основные положения монополистической конкуренции..………………....4
1.1Теория монополистической конкуренции Э.Х. Чемберлина.....…..…..….4
1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.................................6
2 Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь.........10
3 Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности ...........22
3.1Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования ................. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников…………………….…………………...

Файлы: 1 файл

kursovaya.rtf

— 467.93 Кб (Скачать)

Оглавление

Введние ......…………………………………………………………….....…..... 3

1 Основные положения монополистической конкуренции..………………....4

1.1Теория монополистической конкуренции Э.Х. Чемберлина.....…..…..….4

1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.................................6

2 Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь.........10

3 Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности ...........22

3.1Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования ................. 28

Заключение…………………………………………………………………….. 32

Список использованных источников…………………….…………………... 35

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение 20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику. Казалось, свободный рынок закончил свое существование, а при выборе между государством частных монополий и государственной монополией экономические преимущества отдавались последней как более рациональной и контролируемой. Кризисная ситуация заставила западных экономистов заново обратиться к анализу базиса рыночного механизма, и прежде всего "чистой", т.е. совершенной конкуренции. Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок. Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Значительный вклад в развитие представлений о том, что совершенная конкуренция не отражает реальность, внес Э. Чемберлин. Он рассмотрел монополию и конкуренцию, как предельные случаи более общей теории, которые не являются закономерными. Эту теорию он назвал - «монополистическая конкуренция».

Цель моей курсовой - определить распространенность монополистической конкуренции, провести анализ фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию, определить роль неценовой конкуренции.

Задачи работы заключаются в следующем:

1) изучить роль конкуренции в экономике;

2) провести анализ поведения монополистических фирм в области цен и выпуска продукции;

3) рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции;

5) выявить общие черты монополистической конкуренции.

Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЙ

1.1 Теория монополистической конкуренции Эдварда Хейстингса Чемберлина

Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он был первым, кто ввел  понятие  ''монополистической  конкуренции''.  Согласно взгляду Чемберлина, большинство экономических  ситуаций  представляют  собой явления, включающие  и  конкуренцию,  и  монополию.  Чемберлиновская модель предполагает структуру  рынка,  в  которой  соединены  элементы  конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от  друга,  свободный  доступ  на рынок) с элементами монополии (покупатели  отдают  явное  предпочтение  ряду продуктов,  за  которые  они  готовы  платить  повышенную  цену).  При  этом предполагается,  что  предприниматель  в  своем   стремлении   к   получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением  товара, что позволит ему диктовать цену на  рынке.  Поэтому  он  стремиться  создать товар, который хоть чем-то отличается от  товара  конкурента.  Каждая  фирма добившись некоторой  дифференциации  продукта  становиться  монополистом  на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает  обладать  частично  рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на  ее  продукцию  не  обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по  крайней  мере,  в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной  однородности продукта и, как следствие, бесконечной  эластичности  спроса  по  цене.  При этом дифференциация продукта по  Чемберлину  трактуется  достаточно  широко: она включает не  только  различные  свойства  продукта,  но  и  все  условия реализации  и  услуги,  сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Дифференциация может базироваться на  определенных  особенностях самого  продукта,  вроде  таких,   как   особые   запатентованные   свойства (фабричные марки, фирменные названия, своеобразие  упаковки)  и  таких,  как индивидуальные   особенности   (качество,   форма,    цвет    или    стиль) [18,с. 69].

Дифференциация  может  существовать  в  отношении   условий,   сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле,  например,  эти  условия  включают  в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца,  общая  атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его  манера  ведения  дел,  его репутация как честного дельца, любезность, деловая  сноровка  и  все  личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо  с  теми,  кто  у него работает. Поскольку эти и всякие иные неосязаемые  факторы  варьируются от продавца к продавцу, то продукт выступает в каждом случае различным,  ибо покупатели в большей  или  меньшей  степени  учитывают  эти  вещи,  и  можно сказать, что они покупают их наравне  с  самим  товаром.  Там,  где  продукт дифференцирован,   продавец   одновременно   является   и   конкурентом и монополистом.  Пределы  же  власти  этой  группы  монополистов   ограничены, поскольку  контроль   над   предложением   товаров   частичный:   вследствие существования товаров заменителей и возможной эластичности спроса  по  цене.

Монополизм,   обусловленный   дифференциацией   продукта    означает,    что коммерческий успех зависит не  только  от  цены  и  потребительских  качеств продукта,  но  и  от   того,   сумеет   ли   продавец   поставить   себе   в привилегированное положение на рынке.

      Проблему   спроса   Чемберлин   ставит   по-новому.   В   отличие   от неоклассической модели, где объем спроса и его  эластичность  выступают  как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они  выступают  как  параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через  формирование  наших вкусов и предпочтений.  То  есть  цены  не  являются  решающим  инструментом конкуренции,  поскольку  в  создании  спроса  основной  акцент  делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса  по  цене  падает при возрастании эластичности по качеству.

      Что касается рекламы, то ей свойственно  двойственное  воздействие  на спрос. Подразумевается ее влияние как на формирование  потребностей,  так  и на их изменения. С одной стороны влияние рекламы  на  увеличение  спроса  на продукт увязывается  с  возможностью  продавца  сбывать  большое  количество своего продукта независимо от назначаемой  цены,  чем  без  помощи  рекламы, т.е. добавочные затраты на рекламу  увеличивают  доходы.  Однако,  с  другой стороны, высказывается напоминание о том, что доход  от  повторения  рекламы увеличивается не бесконечно, так как  сопротивление,  вызывающее  уменьшение дохода все время усиливается  по  мере  того,  как  расширяются  затраты  по сбыту.

      Новый подход характеризуется Чемберлина в вопросах цены  и  стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования  цены  заданного продукта, так как цены были заданы извне, регулирование объема продукта  при заданной  цене,  то  модель  Чемберлина  подразумевает  оптимального  объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме  максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях  монополистической  конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме  производства  меньшем,  нежели  тот, который  обеспечивал  бы  наивысшую  технологическую  эффективность.  Значит переход  к  состоянию  монополистической  конкуренции  ведет  к  тому,   что потребители платят за товары  дороже,  выпуск  товаров  меньше  потенциально возможного и,  как  следствие,  имеет  место  недозагрузка  производственных мощностей и безработица. Однако Чемберлин отрицает  несение  ответственности монополистов за данное состояние  экономики.  Он  считает,  что  монополисты несут ее лишь в том случае, если дифференциация их продукта  искусственна  и не  ведет  к  реальному  изменению  качества.  В  этих  условиях   Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется  либо снизить цену, либо увеличить расходы по  стимулированию  продаж.  Неслучайно поэтому в свою  теорию  цены  Чемберлин  вводит  понятие  "издержки  сбыта", которые он рассматривает как  издержки  приспособления  спроса  к  продукту. "Издержки производства включают все расходы,  необходимые  для  того,  чтобы создать товар или услугу, доставить  его  потребителю  и  вручить  ему  этот товар в состоянии пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки  сбыта включают в себя все затраты,  имеющие  целью  создать  рынок  или  спрос на продукт.   Издержки   первого   вида    создают    "полезности",    служащие удовлетворению запросов. Издержки последнего вида создают  и  изменяют  сами запросы.” По его мнению при увеличении  объема  выпуска  продукции  издержки производства  сокращаются,  но  издержки  сбыта   дополнительной   продукции растут.  Это  стало  обоснованием  утверждения  об  отсутствии  в   условиях монополии  по  дифференциации  продукта  избыточно  прибыли,   так   как    в долговременном плане, по мнению Чемберлина,  цена  только  покрывает  полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта) [18,с. 112-114].

Подводя итог, можно сказать, что согласно  взглядам  Чемберлина  рынок любого единичного единственного производителя в  условиях  монополистической конкуренции определяется и лимитируется  тремя  основными  факторами:  ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по  сбыту.  Отмечая,  что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая  является  следствием ограничения   предложения),   он   считает   ее   неизбежной    платой    за дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и  конкуренция суть  взаимосвязанные  явления,  монополия  присутствует  во  всей   системе рыночного ценообразования. Напомню, что  условиями,  порождающие  монополию, по   Чемберлину,   являются:   патентные   права,   репутация   фирмы,    не воспроизводимые   особенности   предприятия,   естественная   ограниченность предложения. Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается  монополия, возникшая на основе высокого уровня  концентрации  производств  и  капитала. Этот тип монополий  стал  предметом  анализа  английского  экономиста  Джоан Робинсон.

 

1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

 

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным [17, с. 97].

Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: первое: имеется множество покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют входные барьеры (условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль нового производителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не оказывают влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и любом изменении цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.

Очевидно, что совершенная конкуренция весьма редка на практике. С чем связано поистине уникальное значение этого понятия в теории? Дело в том, что совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, например, сельское хозяйство, биржи. Если какое-либо из условий рынка совершенной конкуренции не выполняется, то имеет место несовершенная конкуренция.

Рынок несовершенной конкуренции. Выделяют три модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данной модели являются следующие:

Информация о работе Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности