История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:52, реферат

Краткое описание

Создание раскованного, открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь.

Файлы: 1 файл

kontr_rab_21.docx

— 366.81 Кб (Скачать)


Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами: наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение Изм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 


и углубление в сфере  экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

Важными условиями  и предпосылками формирования правового  государства в Российской Федерации  является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют,

Эта борьба разрушительно  сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное  отношение к федеральным законам автоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

Современная жизнь  дает тему множество весьма печальных  примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого  государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных  и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с  бесчисленными страданиями и  гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они  действуют в интересах всех слоев  и классов общества, жизненно важно  — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или  кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным  путем, а не преступать их границы  и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между  различными институтами и людьми.

Среди существующих условий и предпосылок успешного  формирования и функционирования правового  государства следует назвать  наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства  на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства  и общества в пользу последнего и  отдельной личности».13

В настоящее время  российская действительность характеризуется  невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических  традиций и навыков. Если и можно  для России признать концепцию правового  государства, то, разумеется, с целым  рядом оговорок, учитывая отношение  россиян к праву как социальному  инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную»  правовую активность и инициативу.


Изм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 


Заключение.

Итак, правовое государство—многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Экономической основой  правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.


Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности  реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую Изм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 


роль в жизни  общества, исключает произвол и насилие  над личностью. Конкретно это  выражается в демократических методах  государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и  свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным  воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.

Правовое государство  — это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа  государства, наиболее четко проявляется  в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря  суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных  организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное  развитие.

Не абсолютируя  роли права, следует реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться  из правовых рамок и «правовое  государство» – это, скорее, идеальный  тип…»14


Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были заИзм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 


креплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены  высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

                          КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»

 

 

                        

                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2    

               «Гражданское общество и правовое государство»

 

 

 

 

 

 

             ВЫПОЛНИЛА                                          ПРИНЯЛ

             КУРСАНТ ГРУППЫ ВСП-41              ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

             НАЗАРЕНКО А.И.                   ТЕТЕРЮНКОВ Н.К.

 

 

                                 ГОМЕЛЬ,2013


Изм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 

                               

 Разраб.

Назаренко

 Провер.

Тетерюков

 Реценз.

 

 Н. Контр.

 

 Утверд.

 

     Контр.работа№2

Лит.

Листов

 

Кафедра «философии, истории и политологии»


                                                 Содержание

Введение

1. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе ………………………

2. Признаки гражданского общества ……………………………………………..

3. Структура гражданского общества …………………………………………..

4. Правовое государство и его признаки……………………………………………

5.Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе ………………………………………………………………..

Заключение                                                                               

 

Список  литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Лист

 


список используемой литературы и ссылок :

  1. Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.
  2. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.
  3. Подъяловская «Гражданское общество и правовое государство»
  4. http://www.verno.by/catalog_item/912
  5. http://www.romal.by/r-74705.html

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История политических учений