Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......
3
Глава 1.
Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства .....................................................................
4

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией…………………………..
4

Экономические платформы современных идеологических течений……………………………………….
6

Условия формирования белорусской экономической модели…………………………………………………………………...
7

Экономическая политика Республики Беларусь
9
Глава 2.
Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь…………………………………………………....
11

2.1. Внешняя политика и идеология государства…………………….
11

2.2. Национальные интересы Республики Беларусь………………….
Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики…………………………………………………………………
13

2.3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь…………
18

2.4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………………...
22
Список используемой литературы………………………………………….............
23

Файлы: 1 файл

1.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

2.1. Внешняя политика и идеология государства.

 

Под внешней  политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с  другими субъектами международных  отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами.

Выработка внешнеполитического  курса представляет собой сложный  процесс, в основе которого лежит  взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влияние на формирование внешней политики страны. Среди внешних факторов следует назвать военно-политическую и экономическую обстановку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран, прежде всего, сопредельных, соотношения сил основных субъектов мировой политики, механизмов и принципов деятельности системы международных отношений. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодействия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются национальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не уступают внешним факторам.

Можно выделить три модели формирования внешней политики страны. Первая модель, получившая название фрагментарной, характеризуется отсутствием жесткого контроля и координации за деятельностью внешнеполитических органов и представителей правящей элиты со стороны государства. В результате участники подобного внешнеполитического процесса получают возможность реализовать свои собственные узкокорыстные планы, нанося тем самым серьезный урон национальным интересам. Суть второй модели заключается в том, что всем участникам процесса формирования внешнеполитического курса удается достичь единства идей и взглядов на понимание национальных интересов страны. Сторонники третьей модели формирования российской внешней политики полагают, что внешнеполитический курс страны есть воплощение различных идеологических концепций - от либеральной до неоимперской.

Государство добивается реализации внешнеполитических целей путем развития взаимовыгодных политико-правовых, экономических и гуманитарных отношений с зарубежными странами на основе определенных приоритетов. Эти приоритеты во многом зависят от того, насколько те или иные отношения выгодны конкретному государству, укрепляют его международные позиции, способствуют подключению к ведущим тенденциям мирового развития, обеспечивают его безопасность, помогают решению глобальных проблем, позволяют обеспечивать основные права и свободы человека.

Средством осуществления внешней политики является дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами.

Внешняя политика реализуется путем установления дипломатических отношений между  странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов  на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуществлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ведомствам и зарубежным дипломатическим представительствам.

Внешняя политика любого государства тесно связана с внутренней политикой и по определению является логическим продолжением политики внутренней. Так, выработанные Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принципиальные подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении любых попыток национализма и экстремизма, находят свое логические продолжение во внешнеполитическом курсе нашей страны.

Внешнеполитический курс страны во многом определяется характером внутренней политики. Ни одно государство не в состоянии защитить свои национальные интересы на международной арене, если они не защищены внутри. Экономическое положение, политическая стабильность, соблюдение прав и свобод граждан, устойчивость национальной валюты, состояние инфраструктуры - объективные факторы, определяющие внешнюю политику страны.

Таким образом, внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике.

Государство без  идеологии не может существовать и развиваться, не может противостоять  ни внутренним угрозам, ни внешним. В  этой связи Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечал: «Когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство ни казалось сильным и грозным». Самое впечатляющее доказательство этому - распад Советского Союза.

Идеология, являясь краеугольным камнем государственного строительства, оказывает прямое влияние на внешнюю политику государства, определяя ее особенности. Идеологические концепции, в основе которых лежат интересы определенных классов или социальных групп, являются одной из движущих сил внешней политики любого государства.

История знает  немало примеров, когда идеология  отдельных государств, возведенная  в ранг государственной политики, в том числе и внешней, становилась  источником войн, бед и страданий. Так, фашистская Германия, руководствуясь мессианской идеологической доктриной установления мирового господства, главной целью своей внешней политики сделала распространение фашистской идеологи и определяемого ею социального устройства в глобальном масштабе. Подобная идеологическая доктрина стала причиной захватнической внешней политики фашистской Германии, которая в конечном итоге привела к возникновению Второй мировой войны.

Рассматривая  вопрос взаимосвязи внешней политики и идеологии, нельзя не сказать о  внешнеполитическом опыте Советского Союза. Сегодня широко распространено мнение, что содержание внешней политики СССР обусловливалось идеологией классовой борьбы на международной арене как движущей силы мировой политики. Внешняя политика СССР была нацелена на помощь революционным, антиимпериалистическим силам и движениям, а это приводило к острой конфронтации СССР с США и западными странами. В конечном итоге это обернулось глобальным противоборством государств, принадлежащих к двум противоположным социально-политическим системам. Утверждается также, что советская внешняя политика отстаивала интересы международного рабочего класса и угнетенных народов, которые иногда противоречили национальным интересам советского государства.

В этих утверждениях есть немалая доля правды, однако следует отметить, что по мере развития Советского Союза классовый характер советской внешней политики постепенно утрачивался. Более того, в последующем, лозунги пролетарского интернационализма и мировой революции использовались руководством СССР для осуществления территориального расширения советского государства. Результатом подобной стратегии стало появление мировой социалистической системы, простиравшейся от ГДР на Западе до КНДР на Востоке. Энергичная имперская внешняя политика советского руководства позволила создать союз социалистических стран, по площади превосходивший владения дореволюционной России.

Можно сделать вывод, что внешнеполитическая стратегия того или иного государства в значительной степени определяется интересами конкретной группы людей или социального слоя, находящихся у власти. Вся история международных отношений свидетельствует, что у государства нет и не и может быть постоянных друзей или врагов, а могут быть лишь постоянные интересы.

Суть вопроса  заключается в том, смогут ли политики, находящиеся у власти, заботясь о  национальных интересах государства, подняться до их понимания и, если это потребуется, пренебречь собственными интересами в угоду общенациональным.

 

2.2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики.

 

Республика  Беларусь как суверенное государство  появилась на политической карте  мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный  Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь. Однако первый шаг нашей страны на пути к реальному суверенитету был сделан 27 июля 1990 года, когда белорусский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, которой в августе 1991 года был придан конституционный статус. Следующим этапом суверенизации нашей страны стали известные события в Вискулях 8 декабря 1991 года, когда лидеры России, Украины и Беларуси - Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В Соглашении руководители трех славянских республик, в декабре 1992 года учредившие Союз ССР, констатировали, что отныне СССР как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование. Несколько позже, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате прошла встреча лидеров 11 стран бывшего СССР (отсутствовали Республики Балтии и Грузия), на которой был обсужден весь комплекс вопросов, связанных с созданием Содружества Независимых Государств. Итогом встречи стало принятие алма-атинского протокола, Декларации и ряда других документов. В специальном соглашении главы 11 стран - учредителей СНГ договорились о создании высших координирующих органов СНГ - Совета глав государств и Совета глав правительств. Полностью суверенной (и дэ-юрэ, и дэ-факто) Республика Беларусь стала 25 декабря 1991 года, когда президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего вооруженными силами СССР и передал важнейший атрибут государственной власти - право применения ядерной «кнопки» президенту России Б.Н. Ельцину.

С распадом Советского Союза и провозглашением независимости  Беларусь вышла на мировую арену  как новое независимое государство  со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с  многовековой историей развития белорусской государственности. Молодое белорусское государство коренным образом отличалась от всех предшествующих исторических форм существования белорусской нации. Это было действительно новое государство, которому еще предстояло сформулировать основы своей внутренней и внешней политики, определить национальные интересы.

Все это предстояло сделать в непростой международной  обстановке, которая сложилась к  началу 90-х годов прошлого века. С  окончанием холодной войны международные  отношения утратили системообразующее начало, роль которого на протяжении почти полувека играла жесткая конфронтация двух противостоящих и примерно равновесных в военном отношении военно-политических блоков. Система международных отношений, долгое время державшаяся на страхе ядерной войны и глобального уничтожения, лишилась его, оказавшись незащищенной от множества старых и новых проблем. Современных же механизмов, способных поддержать международную безопасность на должном уровне, создано не было. В результате процесс формирования новой системы международных отношений затянулся на долгие годы, и до настоящего времени международная система по-прежнему находится в переходном состоянии.

Центральное место  во внешней политике любого государства  занимают национальные интересы. Категория «национальный интерес» является ключевой в политологии и теории международных отношений.

Под национальными  интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных  условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами. На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны.

Национальные  интересы в области внешней политики наиболее полно находят свое отражение в военно - политической и дипломатической областях. В военно-политической сфере эти интересы заключаются в необходимости обеспечения суверенного развития государства, исключении возможного его распада, недопущении раскола в вооруженных силах, сохранении мира и стабильности как внутри страны, так и на границах с сопредельными государствами. Национальные интересы в дипломатической области находят свое выражение в выработке внешнеполитической стратегии, основанной на демонстрации целей, не связанных с пересмотром существующего международного порядка или использованием государством своих возможностей в изменении международной обстановки, ухудшающей положение других стран. Деятельность государства на международной арене становится логичной и предсказуемой, если ее представить в виде последовательной и согласованной цепочки действий, в ходе которых реализуются национальные интересы.

Информация о работе Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь