Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......
3
Глава 1.
Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства .....................................................................
4

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией…………………………..
4

Экономические платформы современных идеологических течений……………………………………….
6

Условия формирования белорусской экономической модели…………………………………………………………………...
7

Экономическая политика Республики Беларусь
9
Глава 2.
Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь…………………………………………………....
11

2.1. Внешняя политика и идеология государства…………………….
11

2.2. Национальные интересы Республики Беларусь………………….
Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики…………………………………………………………………
13

2.3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь…………
18

2.4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………………...
22
Список используемой литературы………………………………………….............
23

Файлы: 1 файл

1.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

В социальной области  классический либерализм исходил из принципа свободы человека, защищенности его частной жизни, из «естественного неравенства людей», их «способностей, талантов, трудолюбия», что обусловливало получение различных результатов даже при равных условиях.

Иное видение  социальной и экономической политики обосновывали идеологи консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм  как идейно-политическое течение  появился в эпоху Просвещения  и Великой французской буржуазной революции 1789 года и в систематизированном  виде был представлен в работах  английского ученого Э. Берка. Основная идея консерватизма – сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Расцвет идеологии  и политики консерватизма относится  к 70-м годам ХХ века в виде неоконсерватизма. Его идеологи – Дж.Белл (США), Р.Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтербрунер (ФРГ), Р.Арон, А.де Бенуа (Франция).

Последние выступали  за приоритет рынка, развитие свободного предпринимательства и минимальное  участие государства в экономике. Они отвергали идею «государства всеобщего благоденствия», считая, что выполнение несвойственных ему функций ослабляет государство.

Социал-демократия в своей трактовке экономической  теории и социального развития исходит  из цели достижения экономической и  социальной демократии. В экономической  сфере должен быть обеспечен приоритет интересов общества над частными интересами, экономика должна быть смешанной, и в ней свою роль должен играть государственный сектор экономики, обязателен демократический контроль над экономикой. Главные задачи экономического развития – полная занятость населения, рост общественного производства, повышение уровня жизни населения, удовлетворение стремления людей к вознаграждению в соответствии с их трудовым вкладом, справедливое распределение дохода.

Основной идеей  идеологов коммунизма как политического течения было создание социалистического государства и построение социалистического общества. К.Маркс и Ф.Энгельс в преобразовании экономической сферы стояли на позиции обобществления всех средств производства, превращении их в собственность всего народа, что должно было служить основой планомерного развития производительных сил, устранения товарного производства, упразднения товарно-денежных отношений, торговли.

Однако реализовать  идеи К.Маркса и Ф.Энгельса на практике было очень трудно. В силу этого  последователь марксизма В.И.Ленин существенно изменил свои взгляды на развитие экономической сферы и, в частности, на товарное производство, товарно-денежные отношения, торговлю, кооперацию. Им были выработаны идеи новой экономической политики, которые после его смерти не нашли поддержки.

Идеи марксизма-ленинизма  были использованы в бывшем СССР, вставшем на путь строительства социализма, формирования жесткой плановой системы, отрицания рынка. Однако его экономические  успехи, также как и других стран, идущих по этому пути, не дали ожидаемых результатов, социалистический эксперимент потерпел провал. Разрушительный удар коммунистической идеологии был нанесен распадом бывшего СССР в начале 90-х годов ХХ столетия.

Однако именно с коммунистическим мировоззрением бывший СССР и наша республика, входящая в его состав, одержали важные победы – над нищетой, безграмотностью, нацизмом. Коммунистические идеи близки человеку, поскольку в их основе стремление к равенству и социальной справедливости [4].

Таким образом, рассмотренные экономические платформы различных идеологий позволяют отметить, что отдельные черты марксизма-ленинизма, либерализма, консерватизма в какой-то степени могут быть использованы при формировании идеологии экономического развития Республики Беларусь. Но наша экономика должна развиваться по собственному пути, в рамках присущих нам традиций, ценностей и целей. Наша экономическая политика должна быть последовательной и самостоятельной.

 

    1. Условия формирования белорусской экономической модели.

 

Находясь в  составе бывшего Советского Союза, Беларусь была одной из наиболее благополучных его республик. На конец 80-х годов ХХ века приходился наивысший уровень ее социально-экономического расцвета. Вместе с тем, развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него как по источникам материально-технических ресурсов, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства была сориентирована на вывоз продукции в другие регионы и не приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Одной из существенных особенностей экономики Республики советского периода был главным образом экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления.

Первые шаги на пути строительства суверенного  белорусского государства, его социально-экономического развития, были сложными и противоречивыми. Это объясняется многими причинами:

• разрывом хозяйственных связей;

• нарушением планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры;

• резким изменением внешнеэкономических условий и утратой традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов;

• отсутствием государственной идеологической политики в экономической сфере и ее рыночных преобразованиях;

• отсутствием теории трансформации командно-административной системы в рыночную экономику;

• политической, экономической, социальной, технологической и даже психологической неготовностью страны к рыночным реформам, проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений;

• использование идеологии и ошибочных методологических подходов к реформированию экономики, навязанных МВФ и ВБ без учета особенностей национальной экономики и состояния ее развития («шоковая терапия», чековая приватизация государственной собственности, попытки переноса на нашу экономику идеологии неолиберализма, консерватизма, монетаризма и др.);

• преобладание в экономических преобразованиях метода «проб и ошибок».

Вот далеко не полный перечень причин, повергших экономику Республики Беларусь в 1991–1995 глдах в состояние глубокого и разрушительного кризиса.

Потребовалась инициатива и политическая воля первого  Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, чтобы объединить все усилия и вывести экономику Республики из кризиса, обеспечить выработку идеологии экономического развития Республики и методологических основ формирования белорусской социально ориентированной модели рыночной экономики.

Белорусский экономический  уклад доказал свою жизнеспособность. Несмотря на кризисную ситуацию в  экономике Республики, процесс рыночных преобразований осуществлялся. К концу 1995 года в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства; создана независимая кредитно-денежная и банковская система; сформированы органы управления, начала формироваться инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывается реальный облик модели экономического развития Республики социально ориентированного типа.

 

 

 

 

    1. Экономическая политика Республики Беларусь.

 

Государство играет центральную роль в экономической  жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством  общественных благ, экономическим и  социальным регулированием, развитием конкурентной среды, перераспределением доходов. Цели и задачи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства.

Экономическая политика государства зачастую может противоречить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной пропаганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития страны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества.

Концептуальная  основа экономической политики –  это компромисс между многочисленными  и разнообразными интересами в целях  достижения максимального блага  в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.

Долгосрочный  аспект экономической политики отражает экономическую стратегию государства, долгосрочные цели и средства экономического развития, которые должны быть соизмеримы между собой.

Цели экономической  политики имеют ключевое значение, они должны формироваться исходя из потребностей общества на соответствующих  этапах его развития.

Множество целей  социально-экономического развития объединяются в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. Исходя из того, что ресурсный потенциал государства ограничен, иерархическая структура обусловливает размещение целей по степени их важности и по времени реализации, т.е. формируется «дерево целей».

Формирование  целей представляет собой весьма сложный процесс, связанный с  выработкой стратегических направлений  социально-экономического развития, принятием  соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. Важнейшими направлениями являются: определение приоритетов экономического развития страны; последовательность и сроки их реализации.

Генеральной целью  государственной экономической  политики являются: экономическая и  социальная стабильность; укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны; адаптация его к изменяющимся международным условиям.

Достижение  генеральной цели обеспечивает большое  количество конкретных целей, которые  в совокупности с генеральной  и образуют дерево целей.

Цели государственной  экономической политики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило (на что указывает мировая практика) в современных правительствах и партийных программах формируются в виде многоугольников, получивших название «магических многоугольников»:

  • треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);
  • четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);
  • пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);
  • шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Понятие «магический многоугольник» экономических целей возникло в 30-е годы ХХ столетия в период мирового экономического кризиса. Вначале это был треугольник, затем четырехугольник, а после второй мировой войны – многоугольник.

В настоящее время к первоначальным целям добавились новые – качество жизни, социальная политика, формирование НТП и др.

Сегодня экономическая  политика государства многогранна. В нее входит множество составных  элементов: структурная политика, инвестиционная, научно-техническая политика, внешнеполитическая, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.

Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Стратегической  долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001 – 2015 годы выделены следующие этапы и их задачи:

• задача достижения развития нашей экономики по основным параметрам уровня 1990 года должна быть решена на первом этапе в 2001 –2005 годы;

• на этапе 2006 — 2010 годов предусматривается завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;

• в период 2011 – 2015 годов намечено заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

Можно со всей уверенностью сказать, что проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет  заложить фундамент белорусской  экономики, способный противостоять  внутренним и внешним угрозам  и вызовам; все больше выводит  республику на новый, интеллектуально – инновационный путь развития, который напрямую связан с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.

Информация о работе Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь