Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:33, контрольная работа
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».
Введение………………………………………………………………………….......
3
Глава 1.
Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства .....................................................................
4
Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией…………………………..
4
Экономические платформы современных идеологических течений……………………………………….
6
Условия формирования белорусской экономической модели…………………………………………………………………...
7
Экономическая политика Республики Беларусь
9
Глава 2.
Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь…………………………………………………....
11
2.1. Внешняя политика и идеология государства…………………….
11
2.2. Национальные интересы Республики Беларусь………………….
Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики…………………………………………………………………
13
2.3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь…………
18
2.4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………………...
22
Список используемой литературы………………………………………….............
23
Следует отметить,
что в научной и
Каждое государство имеет свои собственные национальные интересы, которые нередко приходят в столкновение с национальными интересами других стран. Необходимость регулирования национальных интересов различных государств стала основной причиной создания международных и межгосударственных систем коллективной безопасности.
Разрабатывая шкалу собственных национальных интересов в сфере внешней политики, руководство Республики Беларусь исходило из следующих внешнеполитических императивов: обеспечение надежной безопасности страны, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, создание демократического государства при соблюдении гарантированных условий для свободной и безопасной жизни каждого его гражданина, учет факторов политэничности и поликонфессиональности белорусского народа, многовекторность внешней политики страны при равнозначности и взаимодополняемости двух исторических векторов внешней политики Беларуси - восточного и западного. Вместе с тем национальные интересы нашего государства во внешнеполитической сфере должны были органически вписываться в контекст формирующегося нового миропорядка.
Национальные интересы Республики Беларусь в области внешней политики включают в себя геополитические, экономические, военно-политические и региональные интересы. Разрабатывая систему национальных интересов, Беларусь учитывает главные тенденции современного европейского развития, оказывающие прямое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. К числу названных тенденций следует, в первую очередь, отнести политику расширения Европейского Союза и расширения НАТО на Восток.
Геополитические интересы нашей страны связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Мы заинтересованы в многовекторной внешней политике, поддержании баланса между европейским и евроазийским политическим и экономическим пространством. Одновременно Беларусь будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира и учитывающей интересы других государств планеты.
Экономические интересы Беларуси, обусловленные нынешним этапом глобализации мировой экономики, связаны с насущной потребностью белорусской экономики интегрироваться в мировой и европейский процесс. Успешное решение данной проблемы станет залогом обеспечения страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, поддержания на должном уровне конкурентоспособности национальной продукции, обеспечения стабильности финансово-кредитной системы, успешного научно- технического прогресса. При этом Республика Беларусь принимает во внимание, что нынешний этап глобализации, создавая дополнительные возможности для социально-экономического прогресса и расширения контактов между странами и народами, одновременно усиливает мировые противоречия и предъявляет новые требования к роли государства и функциям государственного управления. Глобализация оказывает также существенное влияние на внешнюю политику государств, требует гибкого сочетания политики отстаивания национальных интересов в сфере безопасности, создания благоприятных внешних условий для социально - экономического развития с активным поиском путей сотрудничества и расширением круга партнеров и союзников. Глобализация одновременно порождает и новые опасности, усиливает вероятность возникновения крупномасштабных финансово-экономических кризисов.
Военно-политические интересы Республики Беларусь строятся с учетом основной тенденции нынешнего европейского развития - расширением НАТО на Восток, а также с учетом роста международного терроризма, транснациональной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия.
Военно-политические
интересы белорусского государства
заключаются в обеспечении
Региональные
интересы Беларуси заключаются в
обеспечении баланса
Национальные интересы Республики Беларусь тесно связаны с принципами внешнеполитической деятельности, которые четко обозначены в Конституции белорусского государства. Так, в преамбуле Основного закона отмечается, что белорусский народ сознает себя полноценным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям. В статье 1 -й Конституции, закрепляющей суверенитет белорусского государства, подчеркивается: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и порядок». Высшей целью общества и государства, гласит Основной закон страны, являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. В Конституции нашел отражение и принцип соотношения национального законодательства Беларуси и международного права. В статье 8-ой говорится: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства», однако «не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В этой же статье зафиксирована государственная позиция, касающаяся возможности вхождения нашей страны в различные интеграционные объединения и межгосударственные союзы. В статье отмечается: «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные объединения и выходить из них». Важные положения, касающиеся защиты граждан Беларуси за границей и возможности их выдачи иностранному государству, зафиксированы в статье 10-й Конституции: «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь».
Наиболее полно принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в статье 18-й Основного закона. В ней говорится: « Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». В этой же статье нашел отражение и такой важный принцип внешней политики Беларуси как приверженность политике ядерного разоружения и демилитаризации международных отношений. В статье подчеркивается: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным».
К числу важнейших принципов внешней политики Беларуси следует отнести и отсутствие у нашего государства каких-либо территориальных претензий к другим странам, равно как и непризнание Республикой Беларусь территориальных претензий к ней со стороны других государств.
Обозначенные выше принципы внешней политики Республики Беларусь стали основой для определения целей и задач внешнеполитической стратегии нашего государства.
Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, защита интересов общества, личности и государства.
Основные задачи белорусского государства на международной арене вытекают из названных выше стратегических целей. Среди этих задач:
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Беларуси, подъема ее экономики, повышения благосостояния граждан страны, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны;
- укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как европейского государства;
- воздействие с учетом своего положения и возможностей на формирование многополярного, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, основанного на общепризнанных нормах международного права;
- формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;
- всесторонняя защита прав и интересов белорусских граждан и юридических лиц за рубежом;
- донесение правдивой информации о стране, содействие позитивному восприятию Беларуси в мире, популяризация культурных и духовных ценностей белорусского народа за рубежом.
Анализ принципов внешней политики Республики Беларусь убедительно свидетельствует, что они в полном объеме соответствуют букве и духу основного закона самой авторитетной международной организации - Уставу Организации Объединенных Наций.
Четкость, ясность
и последовательность принципов, целей
и задач внешней политики Беларуси
стали залогом стабильности и
предсказуемости
2.3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Национальные
интересы страны, принципы, цели и задачи
ее внешней политики определяют приоритеты
внешней политики государства. Ключевую
роль в определении главных направле
Геополитическое положение Беларуси, расположенной на перекрестке дорог с Запада на Восток, объективно обусловило многовекторный характер ее международных связей. Существенное влияние на выбор конкретных направлений внешней политики нашего государства оказали особенности национальной экономики, доставшейся нам в наследство после распада Советского Союза. Здесь уместно вспомнить, что в период существования СССР Беларусь была своеобразным «сборочным цехом» советской страны. Однако при ограниченности собственных топливно-сырьевых ресурсов и одновременной нацеленности на массовый выпуск конечной продукции при небольших масштабах ее потребления собственным рынком наша республика объективно была сориентирована на внешние рынки как в отношении сбыта своей продукции, так и в обеспечении национальной экономики природными ресурсами. После обретения Республикой Беларусь суверенитета вышеуказанные причины обусловили приоритет внешнеэкономической деятельности.
Реализуя на практике принцип многовекторности, обусловленный геополитическим положением и открытостью национальной экономики, руководство нашего государства с первых дней обретения независимости приступило к активному поиску политических и экономических партнеров во всех регионах мира. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по-настоящему многовекторной, подлинно экономической белорусская дипломатия стала после прихода к руководству страной первого Президента А.Г. Лукашенко.
Приоритетным направлением внешней политики Беларуси являются ее отношения со странами - членами Содружества Независимых Государств. Опыт последних лет выявил как сложности процесса интеграции в рамках СНГ, так одновременно и его потенциальные возможности. Сегодня СНГ - это объективная реальность. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь.
Основным направлением
двустороннего и
Важнейшим среди приоритетов внешней политики Беларуси является европейское направление и сотрудничество с общеевропейскими структурами. При этом европейская политика Беларуси строится с учетом двух основных тенденций: расширение Европейского союза и Организации Североатлантического договора (НАТО). Здесь следует подчеркнуть, что нынешний уровень отношений Беларуси с государствами Запада, в первую очередь, в политической области, не устраивает белорусскую сторону. Предметом особой заботы белорусской дипломатии являются взаимоотношения нашей страны с НАТО, которая вплотную подошла к белорусским границам. Внося достойный вклад в укрепление международной и региональных систем безопасности и развитие общеевропейского сотрудничества, наша страна вправе рассчитывать на взаимные шаги со стороны Евросоюза, разрабатывающего в настоящее время политику новых отношений со своими будущими соседями в рамках расширяющегося Европейского союза.
Нельзя не отметить такое направление внешней политики Беларуси как отношения с Соединенными Штатами Америки. Пример тому - успешное развитие двусторонних торгово-экономических связей, развитие отношений с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
2.4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства.
История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обоснования - внешнеполитическая пропаганда или «публичная дипломатия».
Информация о работе Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь