Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......
3
Глава 1.
Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства .....................................................................
4

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией…………………………..
4

Экономические платформы современных идеологических течений……………………………………….
6

Условия формирования белорусской экономической модели…………………………………………………………………...
7

Экономическая политика Республики Беларусь
9
Глава 2.
Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь…………………………………………………....
11

2.1. Внешняя политика и идеология государства…………………….
11

2.2. Национальные интересы Республики Беларусь………………….
Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики…………………………………………………………………
13

2.3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь…………
18

2.4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………………...
22
Список используемой литературы………………………………………….............
23

Файлы: 1 файл

1.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….......

3

Глава 1.

Белорусская экономическая  модель – компонент идеологии  белорусского государства  .....................................................................

4

 
    1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией…………………………..

4

 
    1. Экономические платформы современных идеологических   течений……………………………………….

6

 
    1. Условия формирования белорусской экономической модели…………………………………………………………………...

7

 
    1. Экономическая  политика Республики Беларусь 

9

Глава 2.

Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь…………………………………………………....

11

 

2.1. Внешняя политика  и идеология государства…………………….

11

 

2.2. Национальные  интересы Республики Беларусь………………….

Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики…………………………………………………………………

13

 

2.3. Приоритеты  внешней политики Республики  Беларусь…………

18

 

2.4. Система информационно-идеологического  обеспечения внешней политики  белорусского государства………………………...

19

Заключение…………………………………………………………………………...

22

Список используемой литературы………………………………………….............

23


 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».

На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

В XIX веке преобладало  негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К. Маркс и  Ф. Энгельс подходили к анализу  идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – КОМПОНЕНТ  ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

 

    1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией.

 

Основой развития любого государства, гарантией его  независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности  общества выступает экономика страны. Экономика - это особая сфера, которая  связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом.

Уровень развития экономики определяет уровень и  качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Однако при  всей своей самодостаточности и  автономности экономика страны не может  существовать в вакууме, изолированно от человеческого социума. Она может  эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых «правил игры» во всех сферах общественной жизни, которые обеспечивает государство.

Как показывает опыт почти всех индустриально развитых стран, экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Государство призвано выполнять целый ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Сфера влияния государства на экономику весьма широка. Оно призвано формировать правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики; защищать конкуренцию; воздействовать на структуру национального продукта; стимулировать экономический рост; регулировать уровень занятости и инфляции; создавать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся деятельность экономической системы.

Свои решения  государство принимает исходя из политической целесообразности. При  этом, активно воздействуя на протекающие экономические и социальные процессы, государство смягчает императивы экономической эффективности соображениями социальной справедливости во имя поддержания политического равновесия.

Но ни жизнеспособное государство, ни эффективная экономика не могут быть без крепкого гражданского общества, как, в свою очередь, без государства и экономики нет и гражданского общества. Они выступают как три составляющие единого целого.

Гражданское общество следует рассматривать как сферу  формирования единого комплекса ценностей и отношений. Его главными несущими конструкциями являются социальная и духовная сфера.

Единый комплекс ценностей и отношений имеет  свои основополагающие принципы, цели, ориентации, которыми руководствуется  общество в целом и каждый член общества, какое бы место в общественной пирамиде он не занимал.

В то же время  гражданское общество является ареной столкновений групповых или индивидуальных интересов, и механизмы, которые  заложены в инфраструктуре гражданского общества, не всегда способны обеспечить его единство и жизнедеятельность. Определяющая роль здесь принадлежит государству, которое призвано выражать и защищать общую волю, совокупные интересы всех членов общества.

По утверждению  известного политолога А.А.Галкина «Для полноценного развития и функционирования гражданское общество нуждается в государстве, олицетворяет публичный интерес. Только через взаимодействие с государством оно способно влиять на политический процесс, привнося в него гражданскую активность населения. Политическая система обретает в гражданском обществе устойчивые связи с жизненными интересами населения, т.е. социальную базу. В свою очередь, гражданское общество получает в лице властных политических структур гаранта устойчивого развития общественной системы» [2].

Представляя собой  политическую самоорганизацию людей, государство выступает как единая, целостная система, все компоненты которой (например, государственно-административное устройство, экономика, правовая система  и т.д.) дополняют друг друга и  не могут быть отделены друг от друга.

При этом одна из главных функций современного государства  – управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. Через систему  государственного управления, которое, представляя собой сложный и многоплановый институт, отражающий взаимоотношения между государством, отдельным человеком и обществом, государство обеспечивает соответствие государственных и общественных интересов целям, интересам, устремлениям и потребностям всех членов общества.

Целенаправленная  деятельность государства строится исходя из идеологии государства, которая  упорядочивает экономическую и  политическую жизнедеятельность общества и государства.

Государство в  лице своих государственных институтов обеспечивает социально-экономическое и духовное развитие общества, объединяет различные группы людей вокруг общепризнанных целей, обеспечивает эффективным механизмом реализацию интересов всего общества во всех сферах деятельности, в том числе и в экономике.

Концептуальные  подходы к развитию экономики основываются на концепциях государства, отношениях между государством и рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития тесно связана с той миссией, которую призвано выполнять государство в жизнедеятельности и развитии общества.

На современном  этапе своего развития белорусское  государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность  национальной экономики, устойчивое социально-экономическое  развитие. Его важнейшими задачами являются:

• становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

• обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;

• повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

• создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Поступательное  развитие белорусской экономики  находит свое отражение в идеологии  белорусского государства, в четких идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую и технологическую ситуацию в республике.

 

    1. Экономические платформы современных идеологических течений

 

Формируя идеологические основы развития белорусской экономики, необходимо представлять идеологическую картину современного мира, увидеть экономическую составляющую основных идеологий.

Проблемы социального  и экономического развития государства  всегда занимали умы видных мыслителей, научных деятелей и красной нитью  проходили через все идеологические течения – либерализм, консерватизм, социал-демократию, коммунизм.

Краеугольным  камнем формирования экономических  платформ идеологических течений является признание форм собственности и  присутствия государства в экономической  жизни общества, его роли и места  в регулировании экономики, масштабов и направлений вмешательства государства в экономические процессы.

Либерализм, который  как самостоятельное идеологическое направление сформировался в  конце XVII–XIII веков выдвигал свою экономическую  платформу и свое отношение к  социальной сфере, которые сформулировал и обосновал в своих трудах выдающийся английский мыслитель А.Смит. В основу своей концепции классический либерализм положил идеи свободного рыночного обмена: «честной конкуренции», предпринимательской инициативы, полного освобождения от надзора государства в экономической деятельности. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, обеспечивающего порядок и исполнение законов.

Информация о работе Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь