Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Понятие и принципы гражданства РФ 5
Глава 2.Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ 14
Глава 3.Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ 20
Заключение 25
Список нормативных источников и литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовик-целый.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

     Устойчивость  отношений гражданства заключается  в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

     Определение в Законе гражданства как связи  лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

     Принципы  гражданства - общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Федеральный закон о гражданстве закрепляет общее правило, что принципы гражданства Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     Институт  гражданства базируется на следующих принципах:

     -гражданство РФ является единым;

     -равенство независимо от оснований и времени приобретения;

     -открытый и свободный характер гражданства;

     -недопустимость лишения гражданства;

     -возможность иметь двойное гражданство;

     -принцип сохранения гражданства за лицами,  проживающими за переделами РФ;

     -отрицание автоматического  изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданами  РФ и лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом;

     -следование гражданства детей и недееспособных граждан гражданству  родителей или опекунов;

     -защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами3.

     Принцип единого гражданства является  особенностью  государств с федеративной формой государственно-территориального устройства. При регулировании вопросов гражданства в федеративном государстве возможен выбор между двумя моделями:  признание приоритета  гражданства субъектов (приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также федеральное гражданство) или признание приоритета федерального гражданства (гражданин  федерации признается  одновременно  гражданином того субъекта, где он проживает). Ранее действовавший закон о гражданстве Российской Федерации  предусматривал наряду с гражданством Российской Федерации  гражданство  республик в составе РФ, что предопределялось конституционной   характеристикой  республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). Законодательство предусматривало невозможность иметь  гражданство республики в составе России, не имея общероссийского  гражданства. Для приобретения республиканского гражданства не требовалось специальной процедуры приема в гражданство – достаточно было факта  постоянного или преимущественного проживания  гражданина  РФ на территории соответствующей республики. Действующий Федеральный закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства. Единое гражданство, по мнению специалистов, видимо, должно пониматься как определение гражданства РФ в качестве единственного  в стране4.

     Равенство независимо от оснований приобретения. Граждане Российской Федерации по рождению, бывшие иностранные граждане или  апатриды, принятые в российское гражданство, лица, которые приобрели гражданство  России по иным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности гражданина РФ. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

     Сущность  принципа открытого и свободного характера гражданства проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, каждый человек имеет право на российское гражданство. При отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства России, оно должно быть предоставлено обратившемуся лицу. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими стремиться к сокращению лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Согласно ч. 6 ст. 4 закона о гражданстве, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Во-вторых, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство.

     Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства – односторонне, основанное на произвольном усмотрении  прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания - было известно законодательству СССР. В соответствии с действующим законодательством, одностороннее расторжение государством по собственной инициативе гражданских связей с гражданином РФ не допускается, поскольку  право государства на определение  круга своих граждан, процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства5.

     Возможность двойного гражданства. Российская Федерация  допускает наличие у своего гражданина гражданства иного государства. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции  РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии  с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве,  гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией  только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.   Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания такого возникновения встречаются довольно часто.  Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора России с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Двойное гражданство не умаляет прав его обладателя и не освобождает от исполнения обязанностей.

     Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Обладание российским  гражданством не обусловливается   требованием обязательного проживания в России.

     Принцип отрицания автоматического изменения  гражданства при заключении или  расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом, получил также  название принципа невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса и получил закрепление в ст.ст. 8,9 Федерального закона о гражданстве.    Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой  изменения гражданства  родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных)  супругами детей. Гражданство ребенка не изменяется  при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

     Принцип следования гражданства детей и недееспособных граждан гражданству  родителей или опекунов при изменении  последнего  имеет целью обеспечение прав, поскольку  изменение гражданства  обычно связано с изменением места жительства. Закон устанавливает правило, согласно которому,  для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства (апатридом), что отвечает  стремлению Российской Федерации к сокращению числа лиц без гражданства. При этом принцип сокращения безгражданства  важен настолько, что при изменении гражданства он имеет приоритет  перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

     Защита  и покровительство со стороны  России граждан РФ, находящихся за ее пределами. Данная норма сравнительно новая, она была впервые закреплена в Конституции СССР 1977 г. Российская Федерация через консульские и дипломатические учреждения осуществляет защиту и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами страны6. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и  консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации,   их должностные  лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться  в полном  объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и законные интересы.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основания и  порядок приобретения и прекращения  гражданства РФ 

     Приобретение  гражданства – это предусмотренное  федеральным законом получение  физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:

     а) в результате его признания;

     б) по рождению;

     в) в порядке его регистрации;

     г) в результате приема в гражданство;

     д) в результате восстановления в гражданстве  РФ;

     е) по иным обстоятельствам, предусмотренным  законом7.

     Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований  приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».

     Приобретение  гражданства по рождению. Гражданство  по рождению (филиация – от лат. filius – сын) означает, что ребенок приобретает  гражданство родителей либо по факту  рождения на определенной территории.

     Для определения гражданства по рождению применяются два принципа: а) принцип  «права крови», согласно которому гражданство  ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство  в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» – в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей:

     1) если оба родителя (или единственный  родитель ребенка) являются гражданами  РФ, то родившийся у них ребенок  является гражданином РФ независимо  от места его рождения;

     2) при различном гражданстве родителей,  при условии, что один из  них является гражданином РФ: а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения; б) если один из родителей – иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство;

     3) если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения;

     4) если оба родителя состоят  в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином  РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ);

     5) если ребенок родился на территории  РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ.

     В соответствии с вышеупомянутым Законом  гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству  родителей; гражданство детей в  возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.

     Натурализация (укоренение) как способ приобретения гражданства. Натурализация или  укоренение (от лат. naturalis) есть прием  в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых  для этого условий. Лиц, приобретающих  таким способом гражданство государства, именуют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает гражданство по рождению. В то же время законодательство о гражданстве некоторых стран отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами и др.).

     Термин  «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства  по ходатайству». Федеральный закон  от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ»  для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Информация о работе Гражданство РФ