Государство и политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Политические системы возникли как одна из форм социального движения и духа, обусловленная определенными потребностями человеческого общества. Чтобы ответить на вопросы, как и где возникли политические феномены, какие условия и чьи потребности опосредствовали их появление, что выступает интригующим фактором краеугольным камнем политической системы, необходимо выявить и обосновать соответствующие критерии.

Оглавление

1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА…….......3
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ …………………………………………………………………………..12 Список литературы …………………………………………………...21
1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

3.        оно содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенную для управления обществом;

4.        имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

5.        владеет монополией на законотворчество;

6.        располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

В основе классификаций функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует.

Функции государства обычно делят на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. Они разделяются на охранительные и регулятивные.

К охранительным функциям относятся: соблюдение законности, охрана правопорядка, защита прав и забот граждан, охрана окружающей среды и т.п. Словом, охранительные функции обязывают государство поддерживать и охранять установленный в обществе порядок функционирования различных сфер общественной жизни.

К регулятивным функциям государства можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля и системную. Регулятивные функции государства заключаются в развитии различных сфер общественной жизни. Создание соответствующих условий для развития личности, поддержания необходимого порядка протекания различных общественных процессов.

Экономическая функция выражается в выработке и проведении необходимой экономической политики, т.е. в планировании и проведение мероприятий, направленных на создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства и всех иных направлений экономического развития.

Социальная функция выражается в оказании помощи нуждающимся членам общества, выделение средств на строительство жилья, дорог, развития сети образования и здравоохранения и т.д.

Функция финансового контроля обязывает государство учитывать доходы отдельных граждан и организаций, следить за соблюдением ими налогового законодательства, охранять основы финансовой деятельности.

Системная функция состоит в поддержании нормального хода политического процесса и сохранения основных параметров политической системы общества. Сюда можно отнести законодательные, административные и контролирующие меры, проводимые государственными органами в сфере политической жизни общества.

Внешние функции государства связанны с его внешнеполитической и международной деятельностью.

Внешнеполитическая деятельность государства направленная на отстаивание интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Эта деятельность строиться на основе использования возможностей международного права.

Внешнеэкономическая деятельность призвана развивать экономические связи с другими странами в взаимовыгодных условиях.

Оборона государственных рубежей – одна из главнейших задач государства, как в мирное время, так и в случае нападения противника, в военное время. Для ее реализации государство использует все свои возможности и ресурсы – экономические, де6мографические, политические и т.п. Выполнение этих функций государством является предпосылкой для устойчивого экономического, социального и политического развития страны.

 

 

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ.

     Культура – это, прежде всего характерный образ мыслей и образ действий. В социологическом понятии, и в первую очередь ее ядро - ценности, регулируют взаимоотношение людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

     На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столкновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваемости в процессе реализации. Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.

     Определение сущности политической культуры невозможно без правильного истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все многообразие различных ее видов и раскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является универсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

     Сложность политической культуры как многоуровневого и многофункционального явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления прежде всего следует выделить принцип ее анализа  как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.

    Общим в объективном, научном подходе к пониманию политической культуры является представление о ней как о неотъемлемой части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере  общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные  экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социальными общностями по поводу государственной власти.

     При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных социальных уровнях можно выделить:

     1)  политическую культуру общества;

     2)  социальной  общности;

     3)  личности.

     Для выяснения специфики каждого из указанных уровней необходимо исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения, что этот подход раскрывает соотношения только общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух  подсистем - содержательной  и   инструментальной.  При этом   инструментальная система при культурологическом анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его субъективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой - систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

     Если термин "политическая культура" применяется для характеристики политического потенциала общества и степени его реализации, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субъектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как сложная динамическая система может исследоваться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый организм.

    К различным видам политической культуры относятся: правовая культура, культура политической организации, управление и самоуправление, культура политической деятельности и активности, культура политического мышления, гласности и т.д. Разрыв в развитии компонентов политической культуры, если он не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на политическом сознании масс, на системе управления обществом. Поэтому необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.    

   Одним из важнейших аспектов политической культуры является стиль взаимоотношений между обществом и государством, опосредованно выражающийся в отношении гражданина к государству и государства к гражданину. Государство в силу ряда исторических обстоятельств неизменно занимает в общественной жизни России доминирующее положение. На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось под жестким патронажем государства, которое всегда было главным "мотором" общественного развития, инициатором всех существующих преобразований. Демократические права и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом, а даровались милостью монарха. Перестройка, которую в историческом плане можно расценивать как буржуазную революцию, была предпринята руководящей элитой, а не народными массами. Переход к демократии был провозглашен лидерами отнюдь не демократической партии.

     Можно сказать, что этатизм присущ общественной жизни в России: государство доминирует, общество занимает подчиненное положение, что обуславливает неравноправные отношения между государством и индивидом. Отсюда:

    1) огромная политическая роль бюрократии;

    2) патернализм и клиентелизм (патронаж государства; какого-либо его института или лица; использование элитами преимущественно неформальных связей): человек рассчитывает на социальное восхождение не в результате личного трудового вклада, стремиться занять более высокую позицию в государственной иерархии и извлечь из этого соответствующие льготы и привилегии;

     3) выключенность широких народных масс из повседневного политического процесса; ограниченность сферы публичной политики, а следовательно - массовая политическая инертность;

     4) отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между "верхами" и "низами", правовой нигилизм, который приводит к периодическим вспышкам революционализма и контрреволюционизма и "сверху" и "снизу".

     Для сознания характерно сочетание комплексов верхноподданного и революционера. И всякая революция "снизу" в России имеет тенденцию перерастать в "русский бунт", бессмысленный и беспощадный.

     Н.А.Бердяев, вероятно, одним из первых отметил парадоксальность политической культуры России, ее "антиналичность и жуткую противоречивость". Он указал на двойственность и иррационализм "русской души" - поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма, "ангельскойсвятости" и "зверской низости". Причину Бердяев справедливо видел в российском обществе, а так же в стихийном кошективизме. Кроме того, он высказал предположение о "женственной" природе русского народа, при которой государство воспринимается как "мужское" начало, т.е. как нечто внешнее, оформляющее, вводящее бесконтрольную народную стихию в определенные рамки. Этот тезис на уровне "рабочей гипотезы" образно, но, как представляется, достаточно адекватно описывает характер взаимоотношений между государством и обществом России. В результате, в отличии от Западной Европы, в России место государство иного типа - государство, формирующее общество.

     Этнический характер политической культуры России приводит к тому, что в сознании граждан происходит смешение понятий патриотизма и лояльности к режиму, любовь к Родине смешивается с верноподданической любовью к власти. Поэтому  патриотически мыслящие люди обычно проявляют неспособность дистанцироваться от непопулярных правительств и выступать как самостоятельная сила, оказываются в полной растерянности, когда к власти приходят революционно-реформистские силы. Со своей стороны, радикалы демократического толка, стремятся к кардинальным изменениям, часто отвергают патриотизм как признак реакционности и даже склонности к фашизму.

     Таким образом, можно говорить о футуризме политической культуры России - об обращенности в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, чувствительности к новым веяниям. Образ будущего, конечно, меняется в зависимости от эпохи. По всей видимости, не будет ошибочным утверждение, что в основе футуризма лежит неприятие пороков реального общества, которых в России всегда было более чем достаточно. естественно, тезис о футуризме российской политической культуры не следует понимать буквально: футуристические проекты, определяющие лицо той или иной эпохи, неизбежно содержат некоторые элементы архаики. Это, безусловно, относится к проекту Петра I, удивительное сочетание футуризма и архаизма продемонстрировал коммунистический проект. Особенно характерен в этом отношении пример позднего сталинизма, который осознанно и целенаправленно культивировал некоторые архаические элементы, связанные с символикой и идеологией Петербургской империей. Как только футуристический потенциал конкретной модели развития ослабевает или оказывается исчерпанным, ее неумолимо сменяет следующая модель. Так коммунизм сменил Империю, а его, в свою очередь, - постсоветская демократия.

Информация о работе Государство и политическая система общества