Государство, его место и роль в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Государство представляет собой большую социальную группу входящих в него граждан, подчиняющихся действию определённых правил, регулирующие их жизнедеятельность. В политической жизни государство играет особую роль

Оглавление

Системный подход к анализу политической жизни.
Структура, функции и типы политических систем.
Государство в политической системе.
Политический порядок и политический режим.
Сущность государства.
Типология государства
Функции государства.
Форма государственного правления.
Форма государственного устройства
Политический режим: понятие и признаки.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Политологии..docx

— 20.07 Кб (Скачать)

Содержание  работы.

    • Системный  подход  к  анализу  политической  жизни.
    • Структура,  функции  и  типы  политических  систем.
    • Государство  в  политической  системе.
    • Политический  порядок и  политический  режим.
    • Сущность  государства.
    • Типология  государства
    • Функции  государства.
    • Форма  государственного  правления.
    • Форма  государственного  устройства
    • Политический  режим:  понятие  и  признаки.
  • Государство,  его  место  и  роль  в  политической  системе  общества.
  • Государство  представляет  собой  большую  социальную  группу  входящих  в   него   граждан,  подчиняющихся  действию  определённых  правил,  регулирующие  их  жизнедеятельность. В  политической  жизни  государство  играет  особую  роль.  Если  под  политикой  понимать  деятельность  в  сфере  отношений  между  большими  социальными  группами,  прежде  всего  классами, а  также  нациями  и  государствами, то  уже  в  силу  своей  высокой  организованности  государство  имеет  преимущество  перед  другими  социальными  группами. Государство  имеет  сложную  структуру,  включая  в  себя  ещё  целый  ряд  больших  и малых  социальных  групп,  которые  находятся  в  сложных  отношениях  друг  с  другом  и  с  самим  государством. Для  того чтобы  разобраться  в  этом  клубке  взаимоотношений,  целесообразно  рассмотреть  ряд  вопросов.
  • Системный  подход  к  анализу  политической  жизни.
  • В  ходе  эволюции  политические  знания  наряду  с  углублением  понимания  сущности,  структуры  и  механизма  политической  власти  накапливается  всё  больше  сведений  о  феноменах,  которые  имеют  отношения  к  политической,  государственной   жизни,  влияют  и  зависят  от  неё, но  собственно  государственно - правовыми  не  являются. Их  круг  достаточно  широк:  это  политические  партии  и  движения,  политические  ценности  и  традиции,  способы  достижения  политических  целей,  правовые  и  политические  ориентации  населения  и  так  далее.
  • Государственно - правовые  отношения - это  специфическая  сфера  социального  бытия  со  своими  фундаментальными   закономерностями  и  внутренними    взаимосвязями,   источниками    развития    и     каналами 
  • зависимости от внешней среды. В  политической  и  правовой  науке  зреет  понимание  необходимости  введения  и  активного  использования  для  объяснения  политико-правовых  явлений  нового  понятия,  способного  это  многообразие  связей,  элементов, отношений  отразить. Несомненное  влияние  на  реализацию  этой  идеи  показавший  свою  эвристическую  ценность  системный  метод  познания,  среди  важных  принципов  которого:
    • Идея  целостности  системы-образования  в  результате  сочетания  разнообразных  явлений  новых  качеств,  свойств, которыми  он и  обладают  в  разрозненном  состоянии.
    • Значение  выявления  всего  многообразие  связей  системы  с  внешней  средой, описание  каналов,  способов  взаимодействия  с  которой  имеет  большое  значение  для  правильного  понимания  отношений  внутри  системы.
    • Представление  о  том,  что  жизнь  системы  определяется  взаимодействием  происходящих  процессов   изменения  и  стабилизации,  обновление  и  сохранение,  что  длительное, нарастающее  их  нарушение  оборачивается  разрушением  системы.
  • Родоначальником  использования  системного  анализа  в  политологии - американец   Д.  Истон  видел  смысл  политической  системы  в  учёте  взаимодействия  со  средой; сущность  системного  анализа  политической  жизни -  в  выявлении  способов  поддержание  равновесия  со  средой,  а  значение  политической  системы - в  растворении  социальных  различий,  преодоление  политических  конфликтов и противоречий.                                                                                                  
  • Политическая  система - это  совокупность  взаимодействующих  между  собой  норм,  идей  и  основанных  на  них  политических  институтов    и    действий,   организующих        политическую       власть, 
  • взаимодействие  граждан  и  государства. Основное  значение  этого  многомерного  образования - обеспечение  целостности, единства  действий  людей  в  политике. Формирование  политической  системы  связано  с  постепенным  приобретением  политическими  отношениями  ряда  существенных  признаков:
  • Это  устойчивая  взаимозависимость  различных  элементов  политической  жизни.
  • Упорядоченность  политических  отношений,  наличие  оптимального  сочетание  их  стабильности  и  развития.
  • Политическая система имеет  культурное  основание:  это  общность  ценностей,  совокупность  политических  символов,  убеждений, принятых  членами  политической  общности.
  • Для  политической  системы  характерно  единовременное  реагирование  всех  элементов  на  внешнее  воздействие.
  • Структура,  функции  и  типы  политических  систем.
  • В  литературе  отмечается,  что  политическая  система  представляет  собой  диалектическое  единство  четырёх  сторон.
  • Институциональной (государство,  политические  партии,  социально-экономические  и  другие  организации,  образующие  в  совокупности  политическую  организацию  общества).
  • Регулятивной (право,  политические  нормы  и  традиции,  некоторые  нормы  морали  и  так  далее).
  • Функциональной (методы  политической  деятельности,  составляющие  основу  политического  режима).
  • Идеологической  (политическое    сознание,      прежде     всего 
  • господствующая  в  данном  обществе  идеология).
  • Поддерживая  такой  подход  к представлению  состава  политической  системы,  мы  исходим  из  целесообразности  выделения  её  основных  компонентов:
  • Политическая  структура -  совокупность  политических               организаций,  институтов,  учреждений  между  ними. Организационные  отношения  в  сфере  политики  обладают  некоторыми  специфическими  признаками:
    • -общая  цель  для  всех  участников  организации.                                            - иерархичность  структуры  отношений  внутри  организации.                      – различение  норм  для  руководителей  и  руководимых.
  • Политические  и  правовые  нормы - сложившиеся  или  установленные  правила  поведения,  способы  регуляции  политических  отношений,  существующие  и  действующие  в  виде конституций,  уставов,  программ  партий,  политических  традиций  и  процедур  регуляции  политических  процессов. Политическое  отношение,  организовано  на  основе  нормы,  называется  политическим  институтом. Процесс  воплощения  идеи  в  нормы,  правила  поведения,  а  затем в принципы  существования  политических  организаций  называется  институционализацией.
  • Политическая  деятельность -  разнообразные  виды  действий  людей, направленных  на  обеспечение  функционирования,  преобразования  и  защиту  системы  осуществления  политической  власти  в  обществе.
  • Политическое  сознание  и  политическая  культура. Под  политическим  сознанием  имеется  в  виду  многообразные  проявления  духовности,  отражающие  деятельность  механизмов  политической  власти  и  направляющие  поведение  людей  в  сфере  политических  отношений. Выделяют  два  уровня  организации:           - концептуальный (политические теории,  доктрины,  программы,  учения)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -обыденный (несистематизированные   обобщенные  представления  о  политике, традициях,  нормах  поведения).
  • Под  политической  культурой  понимаю  систему  ценностей,  политических  идей,  символов,  убеждений,  принятых  членами  политической  общности  и    используемых  для  регуляции    их  деятельности  и  отношений.
  • Политика  и  все  её  элементы,  несомненно,  находятся  под  мощным  воздействием   национальных   особенностей, участвующих  в  ней  народов. Естественным  выражением  этого  факта  служит  национально-государственное  многообразие  политических  систем,  их  зависимость  от  политического  опыта,  исторических  и  иных  традиций  народов,  основных  участников  политической  жизни  и  государственного  строительства.
  • Государство  в  политической  системе.
  • Поскольку  специфическую  ткань  политических  отношений  образуют  взаимодействие  частных  и  общих  интересов,  которое  служит  причиной,  как  их  возникновения, так  и  разрушения,  то  нужен  специальный   механизм (орган),  который  бы  эту  динамику  упорядочивал,  поддерживал, используя  различии  для  укрепления,  а  не  для  развала  общества.
  • Такой  силой,  объединяющей  общество,  разделённое  на  классы,  слои,  этнические,  культурные,  профессиональные  группы,  является  государство   с  присущем  ему   существенными  признаками:
  • Это  способность  к  интеграции  общества  при  наличии  социальных  различий,  вызываемой  ими  борьбы  интересов.
  • Государство – это  орган  власти,  социального  принуждения,  активно  использующий  санкции  поощрения  и  наказания   за  соблюдения  или  нарушение  установленных  им  норм,  правил  организации  общественных  отношений.
  • Правовой  характер  государства. Среди регулирующих  его  деятельность  норм  особое  значение  государство  придаёт  праву-
  • обязательным  и  охраняемым  им  нормам-законам. 
  • Публичность  государственной  власти,  профессионализация  управления  общими  делами,  добровольная  или  принудительная  передача  государственным  органам  и  их  служащим  полномочий  на  управление  другими  людьми.
  • Специфичность  и  четкость  границ  политического  пространства.  Государство  имеет   географические  пределы:  территорию,  на  которой  распространяется  его  власть,  и  юридический  ареал - оно  охватывает  граждан -  членов  государства,  имеющих  по  отношению  к  нему  юридически  закреплённые   права  и  обязанности,  платящих  налоги.
  • Как  политический  принцип  идея  гражданского  общества  выражается  в  отказе  государства  от  претензий  на  регулирования  всего  многообразия  социальных  связей,  то  его  тотальной  ответственности  за  решение  любой  социальной  проблемы. Не  регламентируя  в  деталях  в се  стороны  общественной  жизни,  государство  сосредотачивает  свою  деятельность  на  обеспечении  наиболее  важных  его  параметров.  Существуют  и  количественные  критерии  эффективности  такого  правления,  среди  них  К. Дейч  называет:
  • -продолжительность  жизни
  • -благосостояние  и  экономический  рост
  • -размер  неравенства
  • Политический  порядок  и  политический  режим.
  • Политический  порядок – это  комплекс  условий,  обеспечивающий  целесообразность  функционирования  и  развития  политической  системы, предполагающий:
  • -последовательность   реализации  её  основных  задач  и  ценностей
  • -согласованность  действий  элементов  системы  управления
  • -наличие  эффективных  гарантий  и  средств  поддерживания  всех  аспектов  безопасности:  военных,  правовых,  экологических,  технологических,  экономических
  • -обеспечение  высокой  степени  независимости  общества  от  случайных  обстоятельств
  • Значимость  упорядоченности  политических  процессов  определяется  самой  природой   политики,  направленной  как  вид  деятельности  на  реализацию  противоречивых,  но  взаимосвязанных  целей: обновления,  необходимого  с  точки  зрения  учёта  и  приспособления  к  изменяющимся  условиям,  и  стабилизации - фактора  сохранения  социальной   целостности. У  всего  многообразие  способов  осуществления  политической  системой   своих  регулирующих  функции  в  обществе  есть  общее  название -  политический  режим.
  • Политический  режим -  совокупность  основных  приёмов,  способов  осуществления  политической  власти,  как  писал  Д. Истон,  «это  правила  и цели  политического  взаимодействия. К  ним  относится:
  • -ценности – жизненно  важные,  желаемые  цели  и  события.                                            - нормы - правила,   на  основе    которых  организуется  жизнь  государства,  взаимодействие  граждан  с  ним  и  между  собой.                                                                 - авторитет - желание  и  способность  граждан  действовать  в  рамках  установленных  и  принятых  правил  и  ценностей,  подчинятся  системе  действующей  государственной  власти.
  • От  содержания  и  соотношения  вышеназванных  компонентов  зависят  типы  политических  режимов. Они  могут  быть:
  • Демократическими - когда  обеспечивается  право  на  участие  народа  в  решение  государственных  дел,  уважаются  и  охраняются  права  человека.
  • Авторитарными – когда  функции  управление  обществом  сосредоточиваются  в  одном  лице  или  узком  социальном  слое.
  • Тоталитарными – при  отрицании  или  значительном  ограничении  прав  и  свобод  личности,  жестком  контроле   авторитарного  государства  над  всеми  сторонами  жизни  общества. 
  • Если  считать  политику  полем  взаимодействия  человека  и  государства,  то  необходимо  иметь в  виду  два  возможных  варианта  построения  этих  связей,   постоянно,   но  отнюдь   не   равномерно   распространяющихся  в 
  • истории  политической  жизни:
  • Первый  тип  связи  выражается  в  подчинении, подавление  личности  государством,  когда  человек  рассматривается  как  малая  и  незначительная  частичка,  все  параметры  которой  задаются  ритмом  и  проблемами  государственного  организма. Такой  тип  отношений  человека  и  политической  структуры  образуются  в  рамках  тоталитарных  государственных  систем,  стремящихся  к  полному  подчинению  индивидуальной  жизни  потребностям  политической  системы.
  • Второй  пит  связи  человека  и  государства  воплощает  идея  правового  государства,  исходящая  из  возможности  установления  отношений  между человеком  и  государством,  когда:
  • -изменяется  истолкование  источника  права,  им  становится  не  государство,  а  личность.
  • -меняется  представление  о  соотношении  между  государством  и  законом, от  привычной  формы  «закон  есть  инструмент  государственной  власти»  переходит  переход  к  принципу «государство  есть  инструмент  закона».
  • -в  обществе  и  его  политической  системе  утверждается  уважение  к  закону,  исходящее  из  рассмотрения  его  как  доминирующего  фактора  упорядочения  общественных  отношений.
  • Этим  принципом  в  полной  мере  соответствует  политический  режим  демократии.  К его  сущностным  чертам  относится:
  • -правление  большинства
  • -свобода  критики  и  оппозиции  правительству
  • -защита  меньшинства
  • -лояльность  меньшинства  политическому  сообществу
  • Демократическая  политическая  система - это  организация  легальной,  опирающейся  на  законы  и  подконтрольной  обществу  власти.  Она  работает  на  основе  понятий  и  принятых  обществом  принципов,  имеет  ясные  цели  и  способна  содействовать  реализации  общих  интересов.
  • Сущность  государства.
  • Государство  является наиболее важным институтом политической  власти.
  • Значимость  государства определяется  максимальной  концентрацией  в  его  руках  власти  и  ресурсов,  позволяющих  ему  эффективно  и  решающим  образом  влиять  на  социальные  изменения. С  момента  своего  возникновения  государство  неоднозначно  трактовалось  в  истории  политической  мысли,  поскольку  на  различных  этапах   общественного  развития  на  первый план  выходили  те  или  иные  его  функции  и  свойства. Возникновение  государства  как  социального  института  отразило  процессы  усложнения  жизнедеятельности  людей,  дифференциации  интересов   групп  и  индивидов.
  • Государство - это  организация  политической  власти,  содействующая  преимущественному  осуществлению  конкретных  интересов (классовых,  общечеловеческих,  религиозных,  национальных) в  пределах  определенной  территории.
  • При  рассмотрении  сущности  государства  важно  учитывать  два  аспекта:
  • Государство  есть  организация  политической  власти.
  • Чьим  интересам  служит  денная  организация.
  • Можно  выделить  следующие  подходы  к  сущности  государства:
  • Классовый,  в  рамках  которого  государство  можно  определить  как  организацию  политической  власти  экономически  господствующего  класса. Здесь  государство  используется  в  узких  целях -  как  средство  для  обеспечения  главным  образом  интересов  господствующего  класса. Отсюда  проблема  в  постоянном  «снятии»  данного  сопротивления  посредством  насилия,  диктатуры, Общечеловеческие  интересы  отходят  на  второй  план.
  • Общесоциальный,  в  рамках  которого  государство  можно  определить  как  организацию  политической  власти,  создающую  условия  для  компромисса  интересов  различных  классов  и  социальных  групп.  Здесь  государство  уже  используется  в  более  широких  целях - как  средство  для  обеспечения  главным  образом  общественных  интересов, контролирующих  интересы  различных  классов  и  слоёв,  большинства  населения  страны,  употребляя  преимущественно  такой  метод,  как  компромисс.
  • Государство  должно  воплощать  в  себе  глубокую  потребность  человека  в  неких  единых  для  той  или  иной  общности  ценностях,  потребность  в  универсальном  идеале,  в  некотором  ценностном  каркасе,  способном  цементировать,  держать  совместную  социальную  жизнь,  которая  может  разрушиться. Иначе  говоря,  природа  государства  многоаспектна. Она  не  сводится  только  к  классовым  и  общесоциальным  началам. Поэтому  в  сущности  государства  в  зависимости  от  исторических  условий  на  первый  план  может  выходить  любое  из  вышеназванных  начал.
  • Типология  государства.
  • Типология  государства - это  его  специфическая  классификация,  приводимая  в  основном  с  позиции  двух  подходов:
  •    В  рамках   формационного  подхода  главным критерием выступают  социально-экономические признаки -  общественно-экономическая  формация. В  зависимости  от  экономического  базиса  выделяются  следующее  типы  государства:  рабовладельческий,  феодальный,  буржуазный,  социалистический.  В последние  время  к  ним  добавляют  ещё  два: азиатский  способ  производства  и  прафеодализм.
  • Достоинства  данной  типологии:
  • -продуктивна  сама  идея  делить  государство  на  основе  социально- экономических  факторов,  которые  весьма  существенно  влияют  на  общество.                                                                                                                                                   – типология  показывает  поэтапность,  естественноисторический  характер  развития  государства.
  • Слабые  стороны  данной  типологии:
  • - данная  типология  во  многом  однолинейна,  характеризуется  излишней  запрограммированностью.                                                                                                        – недооценивают  духовные  факторы (религиозные,  национальные,  культурные).
  • В   рамках    цивилизационного    подхода    основными    критериями
  • выступают  духовные  признаки - культурные,  религиозные,                     национальные,  психологические.  В  частности,  по  мнению  одного  из         представителей  данного подхода  А. Тойнби,  цивилизация  есть     замкнутое  и  локальное  состояние  общества,  отличающееся  общностью  религиозных,  национальных,  географических  признаков. В   зависимости  от  них  выделяют  следующие  цивилизации:  египетскую,  китайскую,   западную,  православную.                                     
  • Достоинства  данной  типологии:
  • - выделены     факторы    культуры,   как    существенны      в     некоторых  исторических   условиях.                                                                                                                    – в     связи    с         увеличением       духовных       критериев,     которые характеризуют   именно   особенности     тех   или    иных    цивилизаций,  получается  более « заземленная»  типология  государства.
  • Слабые  стороны  данной  типологии:
  • -недооцениваются      социально-экономические    факторы.                                           – скорее,   это  типология  не  столько  государства,  сколько  общества.
  • Функции  государства.
  • Функции  государства - это  основные  направления  деятельности  государства  по  решению  стоявших  перед  ним  задач.                                                                       Понятие  функции  государства  не  следует  отождествлять  с такими  понятиями, как:
  • -цели  и  задачи  государства.  Если  цель  общества  то,  к  чему  стремится  государство,  а  задачи -  цель  и  средства  её  достижения,  то  функции  лишь  основные  направления  деятельности  государства  по  решению  стоячих  перед  ним  задач,  следовательно,  цели  и  задачи  определяют  функции.                                                                                                                                      – функции  отдельных  его  органов. В  отличие  от  функций  многочисленных  государственных  органов,  специально  предназначенных  для  определения  вида  деятельности,   функции  государства  охватывают  его  деятельность  в  целом. Здесь  находит  выражения  социальная  ценность и  сущность  государства,  их  реализации   подчинена   работа     всего   государственного   аппарата    и 
  • каждого  органа  в  отдельности.
  • В  зависимости  то  продолжительности  действия  функции  государства  классифицируется  на  постоянные (осуществляются  не  всех  этапах  развития  государства) и  временные (прекращают  своё  действие  после  решения  определённой  задачи,  как  правило,  имеющей  чрезвычайный  характер); в  зависимости  от  значения -  на  основные  и  неосновные;  в  зависимости  от  того,  в  какой  сфере  общественной  жизни  они  осуществляются,- на  внутренние  и  внешние.
  • К  внутренним  функциям  современного  Российского  государства  можно  отнести  следующие:
  • -Функции  охраны  прав  и  свободы  человека  и  гражданина,  обеспечение  правопорядка. Это  деятельность  государства,  направленная  на  защиту  интересов  личности  и  общества, на  реальное воплощение  в  жизнь  ст.2  Конституции  РФ,   согласно   которой    «человек,  его  права  и  свободы  являются  вышей  ценностью».                                                      – Экономическая  функция.  Здесь  весьма  важен  вопрос  о  пределах  вмешательства  государства  в  экономическую  сферу,  о  методах  государственного  управления  экономическими  отношениями. Если  в  условиях  административной  системы  управления  экономика  регулируется  преимущественно  директивами,  то  в  условиях  рыночных  отношений -  прежде  всего  экономическими  методами,  то  есть  посредством  налогов,  кредитов,  льгот.                                                                             – Функции  налогообложения.  В  современных  условиях  налоги становятся  главным  методом  новой  системы  управления,  универсальным  регулятором,  который  используется  не  только  в экономической  сфере, но  и  в  юридической,  и  во  внешнеполитической.             – Функции  социальной  защиты.  Прежде  всего,  речь  идёт  об  обеспечении  нормальных  условий    жизни     для  тех  категорий  граждан,  кто  в  силу   различных    объективных   причин  не  может  полноценно  трудится, - об  инвалидах,  пенсионерах,  студентах.                                                         – Экологическую  функцию. С  помощью  законодательства  государство  устанавливает  правовой  режим   природопользования,  берёт  на  себя  обязательства  перед  своими  гражданами  по  обеспечению  нормальной  среды  обитания.
  • -Культурную  функцию. Содержание  её  сегодня  составляет  разносторонняя  государственная  поддержка  развития  культуры, - литературы,  искусства,  театра,  кино,  музыки,  средств  массовой  информации,  науки,  образования.
  • К  внешним  функциям  современного  Российского  государства  можно  отнести  следующие:
  • -Функция  обороны  страны. Базируется  на  принципе  поддержания  достаточного  уровня  обороноспособности  общества,  отвечающего  требованиям   его   национальной    безопасности,      предназначается   для  защиты  суверенитете  и  территориальной  целостности.                                               - Функции  подержания  мирового  порядка. Это  деятельность  государства  по  предотвращению  войны,  разоружению,  сокращению  химического  и    ядерного     оружия,   укреплению  обязательного  для  всех  стран    режима    нераспространения  оружия  массового  уничтожения  и  новейших  военных  технологий,  участию  в  урегулировании  межнациональных  и  межгосударственных  конфликтов.                                               -  Функцию  сотрудничества  с  другими  странами.  Это  разнообразная  деятельность  государства,  направленная  на  установления  и  развитие  экономических,  политических.  Культурных  и  иных  отношений,  гармонично  сочетающих  интересы  данного  государства  с  интересами  других  стран.
  • Форма  государства.
  • Территория,  население,  власть  представляет  собой  содержательные  характеристики  государства.  Однако  государства  весьма  отличаются  друг  от  друга  по  особенностям  своей  внутренней  организации,  что  выражается  в  понятии  « форма  государства».
  • Форма  государства – это  способ  организации  политической  власти,  охватывающий  форму  правления,  форму  государственного  устройства  и  политический  режим.
  • От  формы  государства  в  значительной  степени  зависит  политическая  жизнь  в  обществе,  устойчивость  государственных  институтов. Форма  государства  -  это    его   строение,    на  которое  влияют    как    социально-
  • экономические  факторы,  так  и  природные,  климатические  условия,  национально-исторические  и  религиозные  особенности,  культурный  уровень  развития  общества.
  • Элементами  формы  государства  выступают:
  • - Форма     правления,     которая     характеризует     порядок    образования  и       организации       высших        органов     государственной     власти,    их  взаимоотношения       друг    с    другом    и  населением.  В  зависимости  от  особенностей    формы    правления      государства     подразделяются     на  монархические  и  республиканские.                                                                                                              – Форма      государственного      устройства     отражает     территориальную  структуру     государства,       соотношение    между   государством  в  целом  и     его     составными        территориальными      единицами.     По     форме государственного       устройства       государства      делятся   на   унитарные,  федеративные  и  конфедеративные.                                                                                                             – Политический (государственный)     режим   представляет  собой  систему  методов,  способов  и   средств    государственной    власти.  В  зависимости  от        особенностей       наборов       данных     приёмов     государственного  властвования     различают     демократический      и   антидемократический  политические  режимы.
  • Формы  государственного  правления.
  • Форма  государственного  правления – это  элемент  формы  государства,  характеризующий  организацию  верховной  государственной  власти,  порядок  образования  её  органов  и  их  взаимоотношений  с  населением.
  • К  верховной  государственной  власти  относят  главу  государства (монарха  или  президента),  законодательный  орган,  правительство. Если  в  качестве  критерия  взять  главу  государства,  то  формы  правления  подразделяются  на  монархию  и  республику.
  • Монархия (от  греческого  monarchial- единовластие)- это  форма  правления,  при  которой  власть  полностью  или  частично  сосредоточена  в  рука единоличного  главы  государства (монарха, короля,  царя,  шаха).            Признаки  монархии:                                                                                                             
  • - власть  передаётся  по  наследству                                                                                             - осуществляется  бессрочно                                                                                                         - не  зависит  от  населения 
  • Монархия  бывает  неограниченной,  в  которой  отсутствуют  представительные  учреждения  народа,  а  единственным  носителем  суверенитета  государства  является  монарх (Саудовская  Аравия, Бруней), и  ограниченной (Англия,  Япония,  Испания).
  • Республика (от  латинского republican – государственное,  общественное  дело) – это  форма  правления,  при  которой    глава  государства  является  выборным  или  сменяемым,  а  его  власть   считается  производной  от  избирателей  или  представительного  органа (президент,  парламент).                Признаки  республики:
  • - выборочность  власти                                                                                                                                 - срочность                                                                                                                                                               - высшая  власть  несёт  ответственность  перед  избирателями
  • В  зависимости  от  того,  кто  формирует  правительство,  кому  оно  подчинено  и  подконтрольно,  республики  подразделяются  на  президентские (США,  Бразилия, Сирия),  парламентские (Германия, Италия,  Турция)  и  смешенные (Франция,  Польша,  Болгария).
  • В  президентской  республике  президент  избирается  независимо  от  парламента  либо  коллегией выборщиков,  либо  народом  и  одновременно  является  главой  государства  и  правительства. Он  сам  назначает  правительство  и  руководит  его  деятельностью. В  парламентской  республики  правительство  формируется  законодательным  органом  и  ответственно  перед  ним. Официально  главой  государства  является  президент, но  его  обязанности  ограничиваются  представительными  функциями.  Характерной  чертой  смешанных  республик  является  двойная  ответственности  правительства - и  перед  президентом,  и  перед  парламентом. В  подобных  республиках  президент  и  парламент  избираются  непосредственно  народом. Главой  государства  здесь  выступает  президент. Парламент  также  имеет  возможность  контролировать  правительство  путём  утверждения  ежегодного  бюджета  страны.
  • Формы  государственного  устройства.
  • Формы  государственного  устройства – это  элемент  формы  государства,  характеризующий   внутреннюю  структуру  государства,  способ  его  политического  и  территориального  деления,  обуславливающий  определённые  взаимоотношения  органов  всего  государства  с  органами  его  составных  частей.
  • В  зависимости  от  этого  критерия  различают  следующие  формы:
  • Унитарная.  Простое,  единое  государство,  части   которого   являются  административно-территориальными  единицами  и  не  обладают  признаками  государственного  суверенитета.  В  нём  существует  единая  система  высших  органов  и  единая  система  законодательства. Унитарные государств  бывают централизованными  и децентрализованные.
  • Федеративная. Сложное  союзное  государство,  части  которого  являются  государственными  образованиями  и  обладают  в  той  или  иной  мере  государственным  суверенитетом  и  признаками   государственности;  в  нем  наряду  с  высшими  федеральными  органами  и  федеральным  законодательством  существуют  высшие  органы  и  законодательство  субъектов  федерации.
  • Конфедерация.  Временный  союз  государств,  образуемый  для  достижения  политических,  военных,  экономических  и  прочих  целей. Конфедерация  не  обладает  суверенитетом,  ибо  отсутствует  общий   для  объединившихся  субъектов  центральный  государственный  аппарат   и  нет  единой  системы  законодательства. Конфедерация  представляет  собой  непрочные  государственные  образования,  которые  существуют  сравнительно  недолго: они  либо  распадаются,  либо  преобразуются  в  федеративные  государства.
  • Появилась  новая  форма  ассоциированного  государственного  объединения,  названая  содружеством  государства. Эта  форма  ещё  более  аморфна  и  неопределённая,  чем  конфедерация.
  • Кроме  названых  форм  в  истории  имели  место  и  некоторые  другие  специфические  формы – империи  и  протектораты.
  • Политический  режим:  понятие  и  признаки.
  • Политический  режим – это  система  методов,  способов  и  средств  осуществления  политической  власти. Всякие  изменения  в  сущности  государства  данного  типа,  прежде  всего,  отражается  на  его  режиме,  а  он  влияет  на  форму  правления  и  форму  государственного  устройства. Политический  режим  является  ключевым  для  формирования  представления  об  основных  системах  власти. Именно  исходя  из  политического  режима  судят  о  подлинной  картине  принципов  организации  политического  устройства  общества. Понятие  политический  режим  имеет  следующие  признаки:
  • Степень  участия  народа  в  механизмах  формирования  политической  власти, а  также  сами  способы  такого формирования.
  •   Соотношение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  с  правами  государства.
  • Гарантированность    прав  и  свобод  личности. 
  • Принцип  взаимодействия  общества  и  власти.
  • Политическое  и  юридическое  положение  и  роль в обществе  силовых  структур  государства.
  • Демократический  режим -  в  зависимости  от  особенностей  и  методов  государственного  властвования  различают  два  полярных  режима – демократический  и  антидемократический. Понятие  демократия  означает  «народовластие», «власть  народа». Демократический  режим  имеет  следующие  признаки:
  • Население  участвует  в  формирование  и  осуществлении  государственной  власти  посредством  прямой  и  представительной  демократии.
  • Существует  правовое  государство.
  • Во  всех  сферах  общественной  жизни  господствует  закон.
  • В  отношении  хозяйствующих  субъектов  и  граждан  действует  принцип  «дозволено  всё,  что  не  запрещено  законом».
  • Гласность,  средства  массовой  информации  свободны  от  цензуры.
  • Доминируют  методы  убеждения, согласования, компромисса.
  • Тоталитарный  режим,  понятие  «тоталитаризм»  означает  «весь»,  «целый»,  «полный». В  каждой  из  стран,  в  которых  возникал  и  развивался  политический  тоталитарный  режим,  он  имел  свою  специфику. Тоталитарный  режим  характеризуется  абсолютным  контролем  государства  над  всеми  областями  общественной  жизни,  полным  подчинением  человека  политической  власти  и  господствующей  идеологии.  Признаки  тоталитарного  режима:
  • Государство  стремится  к  глобальному  господству  над  всеми  сферами  общественной  жизни.
  • Общество  практически  полностью  отчуждено от  политической  власти.
  • Абсолютно  «правовая», а  точнее,  антиправовая  регламентация  общественных  отношений.
  • Доминирующий  метод  управления  становится  насилие,  принуждение,  террор.
  • Отсутствие  правовой  государственности  и  гражданского  общества.
  • Авторитарный  режим – этот  режим  можно  рассматривать  как  своего  рода « компромисс»  между  тоталитарным  и  демократическим  политическими  режимами. Он,  с  одной  стороны,  мягче,  либеральнее,  чем  тоталитаризм,  но  с  другой  стороны,  жёстче,  антинароднее,  чем  демократический. Это  государственно-политическое  устройство  общества,  в  котором  политическая  власть  осуществляется  конкретным  лицом  при  минимальном  участие  народа. Признаки  авторитарного  политического  режима:
  • Отсутствует  единая  идеология.
  • Права  и  свободы  человека  и  гражданина  главным  образом  провозглашаются,  но  реально  не  обеспечиваются  во  всей  своей  полноте.
  • Личность  лишена  гарантий  безопасности  во  взаимоотношениях  с  властью.
  • Силовые  структуры  обществу  практически  не  подконтрольны  и  используются  подчас  в  сугубо  политических  целях.
  • Роль  лидера  высока, но  в  отличие  от  тоталитаризма  лидер  не  харизматический.
  • В  широком  смысле  обществом  обозначают  любую  совокупность  исторически  сложившихся  форм  совместной  деятельности  людей.  Общество  называют ещё  второй  природой,  подчёркивая  тем  самым,  что  оно  состоит  вне  естественной  природы,  не  может  возникать  как  её  логическое  продолжение  и  не  способно  функционировать  по  её  законам. С  социологической  точки  зрения  общество  можно  рассматривать  с  разных  позиций,  например  его  можно  свести  к  совокупности  всех  групп,  входящих  в  него,  понимать  как  совокупность  пяти  фундаментальных  институтов,  можно  разделить  на  четыре  сферы (экономическую,  политическую,  социальную,  духовную)  или  раскрыть  через  социальную  структуру. Также  общество  отождествляется  с  государством  и  страной.
  •                                                                                         
  •                                                                                                                                                                                                                              
  •  
    • Список  используемой  литературы.
  • А.И. Кравченко  Основы  социологии  и  политологии   Учебное  пособие  М.: Фонд  мира  2005.
  • Н.И.Матузова,  А.В. Малько  Политология  М.:Юрист  1999.
  • Г.Н. Смирнова,  Е.Л. Петренко,  В.Г. Сироткин, А.В. Брусов  Политология  М.:  Проспект  2006.

Информация о работе Государство, его место и роль в политической системе общества